Госкомпания “Нафтогаз” хочет прийти на рынок горючего.
Кризис на рынке нефтепродуктов в Украине продолжается. В последнее время ситуация немного улучшилась, но о стабилизации говорить пока не приходится – цены на горючее растут, при этом заправиться по-прежнему проблематично. Свой вклад в стабилизацию на рынке собирается внести НАК “Нафтогаз Украины”. В планах госкомпании создание собственной сети АЗС. По словам главы “Нафтогаза” Юрия Витренко, такой шаг позволит снизить цены на заправках. “Апостроф” выяснял, что НАК может предложить розничному рынку автомобильного топлива, и сможет ли госкомпания добиться снижения цен на бензин.
НАК “Нафтогаз Украины” собирается стать национальным оператором на рынке автомобильного топлива и ставит перед собой задачу стабилизировать цены на нефтепродукты, которые в последнее время значительно выросли.
Об этом в интервью агентству “Интерфакс-Украина” заявил глава госкомпании Юрий Витренко. По его словам, в нынешней ситуации на рынке должен появиться “мощный государственный игрок”, на чьих АЗС цены были бы “справедливыми и честными”.
“Нафтогаз” должен быть оператором национальной сети, чтобы не было вопроса слишком высокой цены. Такую задачу поставил президент, – сказал Витренко. – Дипломатично говоря, существует определенное недоверие к частным крупным сетям АЗС: есть определенные сговоры, что цены иногда бывают завышенными”.
При этом он заверил, что государство в лице “Нафтогаза” не собирается монополизировать рынок нефтепродуктов, однако его доля может составить около трети: “Если сеть займет 30% рынка, то это уже дает реальную альтернативу людям. В свою очередь, это будет вынуждать частных операторов тоже не задирать цены”.
Вопрос стабилизации рынка автомобильного топлива в последнее время стал особенно актуальным. Практически с первых дней войны не работает Шебелинский газоперерабатывающий завод (ГПЗ) в Харьковской области, который оказался в эпицентре боевых действий. А в апреле после обстрелов остановил производство единственный в Украине нефтеперерабатывающий завод – Кременчугский НПЗ. Таким образом, сейчас все горючее у нас импортное, и поставки осуществляются только через западную сухопутную границу, поскольку отечественные порты блокируются Россией.
До недавнего времени цены на нефтепродукты ограничивались через государственное регулирование, при том, что в Европе автомобильное топливо стремительно дорожало. В результате в Украине образовался дефицит горючего, которое в течение несколько недель практически невозможно было найти в свободной продаже. В середине мая правительство отменило госрегулирование, и цены прогнозируемо взлетели. После этого рост цен продолжился, хоть и не столь стремительный, но бензин и дизельное топливо – в небольших объемах – постепенно начали появляться на заправочных станциях.
Можно констатировать, что к июню ситуация на розничном рынке нефтепродуктов несколько улучшилась, но она еще очень далека от удовлетворительной.
По словам эксперта “Нефтерынка” Александра Сиренко, из порядка 8000 украинских АЗС сегодня реально работают менее половины. Но и на тех, что продолжают функционировать, далеко не всегда есть топливо.
При этом ситуация все время меняется – сегодня горючее может быть в каких-то объемах на АЗС, а завтра его нет совсем, добавил Сиренко.
Директор консалтинговой группы “А-95” Сергей Куюн считает, что к концу мая рынок автомобильного топлива все же достиг некоторого баланса. “При ценах 52-55 грн./литр на бензин и 58-60 грн./литр на дизтопливо, как я вижу, рынок чувствует себя нормально, очереди уменьшаются, – сказал он на брифинге 30 мая. – В какой-то мере рынок нашел точку равновесия, а дальше начнет наполняться новыми партиями, и это должно привести к снижению цены”.
Однако какой может быть роль “Нафтогаза” в стабилизации ситуации на рынке нефтепродуктов и снижении на них цен? Станет ли благотворным вхождение на этот рынок государства?
По мнению Александра Сиренко, громкие заявления Юрия Витренко преимущественно нацелены на население: “Пообещать, что ситуация на рынке нефтепродуктов вот-вот станет лучше. Это правильный ход – с точки зрения пиара здесь все прекрасно”.
Но в том, что касается реалий, все намного сложнее. “Во-первых, все, что у нас государственное – не есть хорошо. За исключением ВСУ, в которые верит вся страна. А госуправление у нас не особо эффективно, особенно, если речь идет о “Нафтогазе”, – сказал Сиренко.
“Нафтогаз”, на самом деле, уже присутствует на розничном рынке нефтепродуктов. Речь, в частности, идет о 20 АЗС “дочки” НАК – компании “Укргаздобыча” (УГД), которые расположены в Харькове и Харьковской области. В этом регионе УГД ведет добычу углеводородов, а также производит горючее на Шебелинском ГПЗ. Однако, как было сказано выше, сейчас завод приостановил работу из-за военных действий.
Собственная сеть АЗС есть у компании “Укрнафта”, в которой “Нафтогазу” принадлежат 50% плюс 1 акция (миноритарным акционером является олигарх Игорь Коломойский, который оказывает существенное влияние на менеджмент и работу компании). У “Укрнафты” 537 собственных АЗС, однако из-за войны не все они работают, да и топливо тоже есть далеко не везде.
Юрий Витренко не исключает, что “Нафтогаз” будет обеспечивать топливом заправочные станции “Укрнафты”: “Там у нас существенное влияние, и мы можем проконтролировать, чтобы цены были адекватными”.
Хотя, по правде говоря, это заявление выглядит достаточно спорным.
“Укрнафта” имеет вторую по величине сеть в стране, она является социально ориентированной, то есть торгует по минимальным ценам, – отметил Сергей Куюн в разговоре с “Апострофом”. – Но чем “Нафтогаз” сможет ее усилить? – У него нет ни компетенции, ни продукта”.
Есть у “Нафтогаза” еще одна автозаправочная сеть – дочернее предприятие “Укравтогаз”, основным видом деятельности которого является эксплуатация 90 автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС), расположенных по всей стране. Но эта сеть практически не работает. Причем остановка работы произошла еще до войны – рынок сжиженного автомобильного газа со второй половины 2021 года переживает не лучшие времена.
Но “Нафтогаз”, если он так хочет стать влиятельным игроком на рынке автомобильного топлива, мог бы использовать инфраструктуру этой сети более эффективно, убежден Александр Сиренко.
“Есть заправки, есть территории этих заправок, есть заезды и выезды. Магазинов, правда, нет, но и их можно сделать – красивые, как делают частные операторы, – говорит эксперт. – Почему не провести тендер и не закупить бензино-дизельные и газовые бочки и не установить их на территории этих неработающих АГНКС? Этого не сделали, и сейчас не делают”.
В середине мая 2022 г. Кабинет министров Украины принял решение передать “Нафтогазу” заправки компании Glusco, которую связывают с обвиняемым в государственной измене Виктором Медведчуком (Glusco в 2016 г. выкупила эту сеть у госкомпании “Роснефть”). Советник главы “Нафтогаза” Алексей Рябчин 30 мая уточнил, что сейчас идет юридический процесс передачи компании автозаправочных станций, “который займет время”. По его словам, речь идет о порядка 130-140 АЗС.
Но, как и в случае с уже имеющимися станциями, основной проблемой “Нафтогаза” станет наличие ресурса, а, точнее, его отсутствие.
“Им обещают передать станции Glusco, но их нужно чем-то загружать. У “Нафтогаза” нет каких-то уникальных возможностей для поставок. Можно сказать, у него вообще на сегодня нет поставок, – говорит Сергей Куюн. – Мы видим, что даже такие гиганты как международная компания SOCAR не могут похвастаться особо крупными объемами поставок – станции стоят “сухими”. И как ситуацию (по стабилизации рынка) может исправить “Нафтогаз”, я, честно говоря, не вижу”.
Это вовсе не значит, что для “Нафтогаза” закрыта дорога на розничный рынок горючего. Другое дело, что успешность его работы на этом рынке вызывает большие сомнения.
“Украинский рынок очень конкурентный. Если в Польше работают пять компаний, то у нас – несколько десятков. У нас конкуренция очень жесткая и, зачастую, недобросовестная – много фальсификата, какие-то налоговые схемы. Но потребитель имеет возможность выбирать и голосовать своим кошельком (при наличии достаточного количества ресурса – “Апостроф”), – говорит Сергей Куюн. – А у государства нет успешных кейсов на высококонкурентных рынках”.
Но свою нишу на рынке нефтепродуктов “Нафтогаз” мог бы занять.
По словам Александра Сиренко, компании в нынешних условиях правильнее было бы заняться не заправками, а трейдингом. Он напомнил, что в структуре “Нафтогаза” есть компания “Нафтогаз ойл трейдинг”, одной из целей которой является “обеспечение функционирования конкурентного рынка нефтепродуктов”.
“Она работала с Мозырем (Мозырский НПЗ в Беларуси, поставки с которого прекратились с началом войны – “Апостроф”). Сейчас идут поставки из Польши. И все. А где масштаб? Почему их (структура “Нафтогаза”) нет даже в первой десятке импортеров? Частные компании их на голову обошли”, – говорит Сиренко.
С этим согласен Сергей Куюн. По его словам, задача государства – реализация больших стратегических проектов: “Таким проектом для “Нафтогаза” сегодня может стать, например, создание государственных резервов нефтепродуктов. Также это может быть совместная с Венгрией программа по реверсной прокачке дизельного топлива (по так называемой “трубе Медведчука”, по которой раньше дизтопливо поставлялось из России в Европу транзитом через Украину – “Апостроф”). У них есть политический вес, у них есть финансовые возможности. Здесь нужен комплексный подход. Частный бизнес – ни OKKO, ни WOG этот вопрос не решат, и это – задача “Нафтогаза”.
Таким образом, только обеспечение стабильных поставок нефтепродуктов в Украину сможет изменить ситуацию к лучшему. Для начала нужно наладить оптовые поставки, а затем оживет и розница.
Как отметил Сергей Куюн, стимулирующим фактором для увеличения импорта стала отмена государственного регулирования.
“Мы видим сейчас больше поставок и меньше потребления. И расчет на то, что рынок будет наполняться, будет сформирован хотя бы какой-то минимальный запас – недельный или пятидневный, потому что без такого запаса не получается стабилизировать ситуацию. И только после этого компании смогут больший объем отдавать в розничную сеть и, чтобы стимулировать продажи они будут вынуждены снижать цены насколько это возможно, – рассказывает Куюн. – Но пока мы находимся только на первой стадии – мы еще даже не вышли на минимально необходимые поставки в национальном масштабе. Я надеюсь, что это произойдет где-то к июлю. Но у нас август и сентябрь – пиковые месяцы по потреблению, поэтому нам топлива опять нужно будет больше. И к тому времени, я надеюсь, будут созданы дополнительные источники поставок, чтобы это увеличение закрыть. Поэтому вся эта история – на месяцы. А, что касается снижения цен, то до этого еще очень далеко. Пока все очень хрупко”. (Виктор Авдеенко, Апостроф/Энергетика Украины и мира)