Министерство энергетики Украины издало спорный приказ №187, которым пытается стабилизировать ситуацию на рынке электроэнергии, резко ухудшившуюся из-за войны. Однако эксперты и участники рынка электроэнергии не понимают, зачем государственное регулирование пытается вытеснить их с рынка и возмущены системными попытками энергетического руководства страны нарушать правила работы рынка, закрепленные законом.
Об этом говорили в ходе дискуссии Energy Club Reception от Energy Club. Kosatka.Media выслушала аргументы экспертов.
Что предписывает Минэнерго рынку электроэнергии
Изданный Министерством энергетики приказ “О стабилизации работы рынка электрической энергии” вынуждает участников этого рынка закупать на рынке “на сутки вперед” (укр. РДН, “ринок на добу наперед”) не менее 10% общего объема подекадного потребления.
Согласно приказу, НЭК “Укрэнерго” по результатам каждой декады, на третий рабочий день после ее завершения, должен проверять выполнение участниками рынка требований приказа.
“Установить, что в случае неосуществления участником рынка покупки на рынке “на сутки вперед” объема электрической энергии, определенного в пункте 1 настоящего приказа, такой участник рынка обязан докупить соответствующие объемы электроэнергии на рынке “на сутки вперед” в следующей декаде, в противном случае такой участник рынка приобретает статус “дефолтный”, – говорится в этом приказе.
Действие приказа предусмотрено на весь период военного положения в Украине и 30 дней после его прекращения или отмены.
Согласно приказу, он должен вступить в силу с 1 июня, но не раньше его опубликования. По данным Единого государственного реестра нормативно-правовых актов, этот документ пока не вступил в силу.
Какие последствия будет такая инициатива Минэнерго, объяснили участники рынка электроэнергии.
Военный коммунизм и ручное управление рынком
Валерий Ноздрин, ООО “EMA”
Наблюдается четкая и последовательная тенденция шагов Минэнерго к возвращению к предыдущей модели рынка.
Под прикрытием войны и военного положения нарушаются все действующие условия и правила – Закон о рынке электроэнергии, Правила рынка. Не определена ни в законе, ни в правилах возможность оглашения статуса “дефолтный”. Во-первых – без преддефолтного статуса, а во-вторых – за то, что на каком-то сегменте рынка куплено меньше или больше электроэнергии.
Поэтому здесь можно или предложить властям набраться храбрости и условно ввести понятие “военный коммунизм” и в ручном режиме управлять генерацией и снабжением электроэнергией, а затем все последствия списать на войну.
Я поддерживаю предложение организовать коллективные и индивидуальные обращения ко всем органам власти, регулятору с указанием всех проблем. А если в этих условиях может сработать юридический механизм, то организовать иски, чтобы такого беспорядка на рынке не допустить.
Следует обращаться не только в Минэнерго и к регулятору. Думаю, нужно идти в Кабмин, СНБО и так далее. Но учитывая, что наши обращения оставались без рассмотрения, следует найти юридический механизм и противодействовать таким приказам через суды.
Всегда должно быть несколько направлений. Если в условиях войны и военного положения власти видят, что функционирование открытого либерализованного рынка э/э невозможно, тогда нужно принимать решения и переходить к другим вариантам. Так как убивать отдельных игроков из-за того, что Оператору рынка не хватает денег, это совершенно не правильно.
Нет механизма ни как считать, ни как финансировать
Светлана Сушко, ООО “Энергопоставка”
Обратите внимание, что в преамбуле приказа отмечено, что он является следствием совместного протокольного решения Минэнерго, НКРЭКУ и предложения Оператора рынка. То есть это не решение самого министерства. НКРЭКУ знает об этом приказе и также присутствовала при его обсуждении.
Нашу компанию, представляющую 7 ПУПов (поставщиков универсальных услуг – ред.), очень обеспокоил этот приказ. Во-первых, недавно услуга Оператора рынка выросла до 13 грн., а теперь нас заставляют еще покупать 10% от ежедекадного потребления. У ПУПов потребление очень велико. В некоторых регионах, таких, как Херсон, мы покрываем 95% потребителей. И для нас 10% – это невероятный объем. Мы задавали вопрос, не забыли ли скорректировать 10% потребления для ПУПов хотя бы на какой-то объем Энергоатома. Но нам сказали, что нет, действительно 10%.
Никакого ответа на наши вопросы о механизме работы этого приказа представители Минэнерго не могут.
Даже если мы себе решим, что мы будем покупать 10% первой декады, у нас есть право потом во второй декаде докупить. Но мы не получили ответ, можем уменьшить вторую декаду, если перекупили в первой.
Что делать потом со второй версией, которая может значительно изменить объем потребления, мы тоже ответа не получили.
И самый главный вопрос для ПУПов, которые обязывают покупать 10% на РДН и еще заплатить 13 грн. – это то, что у нас нет денег, потому что не работает финансовое ПСО. За чей счет этот пир? У нас сегодня ПУПы большую часть электроэнергии покупают у ГарПока, а сейчас мы должны идти на РДН.
Мы очень возмущены приказом, потому что нет механизма ни как считать, ни как финансировать. И мы хорошо помним одну из норм закона о рынке э/э, обязывающую поставщика продавать на наиболее выгодных условиях. То есть этот приказ делает все возможное, чтобы электроэнергия для потребителя была самой дорогой.
Если поставщик может найти трейдера, и сейчас купить дешевле РДН, выйти на УЭБ (Украинскую энергетическую биржу – ред.), где торгуется Энергоатом, Укргидроэнерго, ГарПок, и УЭБ не привязал свою услугу к Оператору рынка, а зафиксировал на 3 грн., то у нас есть возможность покупать значительно дешевле. И потом эта электроэнергия, приобретенная подешевле, идет на потребителя. А этим приказом механизм просто рушится. Мы все по этому приказу очень быстро идем к старой модели рынка, где нам говорят, где и у кого покупать.
Этот приказ следует либо не выпускать в действие, либо расширить, либо прописать, как он должен работать.
Юрий Пидлисный, ООО “Энерджи 365”
В этом приказе и на счет прогнозирования очень тяжело, и ОСРы предоставляют первую версию, отличную от второй. Нас обязывают покупать лишний объем, который будет сброшен на балансирующий рынок по 100% более низкой цене. Если мы его купим по 2 грн., то продадим по 10 коп.
На сайте Минюста нет информации о прогнозной дате публикации этого приказа. Также этот приказ не разграничивает участников рынка. Участники рынка – это все, у кого есть потребители – это и ПУП, и ППН (поставщик последней надежды – ред.), и потребитель, который сам себе покупает э/э. Выходит, что у нас ПУП, не выполнивший условие, может попасть в дефолт. Если ПУП попадает в дефолт, механизм ясен – все переходят на ППН.
Согласно этому приказу, если поставщик или участник рынка попал в дефолт, то он из него уже не выйдет. Потому что условия, предшествовавшие тому, что он попал в дефолт, они в прошлом, их устранить невозможно, потому что покупать на РДН в дефолтном статусе нельзя. На компании ставится точка. Вопрос – как избавиться от статуса дефолта?
Основная цель этого приказа – наверстать объемы для Оператора рынка, чтобы стабилизировать его финансовую деятельность.
Я посмотрел обоснование, на основании которого НКРЭКУ поднимала тарифы для Оператора рынка. Оно сводилось к тому, что упали объемы продаж на РДН.
Алексей Бондаренко, ETG.UA
У нашей компании потребители имеются в каждом ОСР по всей территории Украины. И там, где есть боевые действия и где нет. И там, где нет боевых действий, есть большие потребители, которые отгружают продукцию за границу. А порты сейчас стоят. Потому нам нужно снижать свои объемы. Хотя уже купленная электроэнергия где-то в базе, а где-то на балансирующем рынке.
Обращение нужно делать не в НКРЭКУ и министерство, а в президенты и СНБОУ. Потому что все обращения, которые были до сих пор – ни к чему не привели.
Правовой нигилизм и системный юридический произвол
Светлана Вовк, ООО “Юнайтед Энерджи”
Юридически такое решение имеет уровень правового нигилизма.
На сегодняшний день ситуация такова. НКРЭКУ заседает, принимает постановление, имеющее признаки регуляторного акта и изменяющее действующие правила рынка, противоречащее закону о рынке электрической энергии. Это вопиющий факт, но это реальность, которую все воспринимают и ничего не делается.
Участники рынка – пишут письма. Они рассматриваются разными инстанциями, но результата не было. Ибо их рассматривали те же инстанции, которые и идут на эти шаги, понимая, что это нарушение.
У нас есть закон о рынке электроэнергии, который определяет, что исключительно правилами рынка устанавливается стоимость небалансов электрической энергии. И в феврале у нас было постановление 287, с обоснованием, которое было опубликовано за 10 минут до его принятия, которое говорило, что не будем вносить изменения в правила рынка, потому что это регуляторный акт, требующий публичного обсуждения, слушания, принятия замечаний, возражений, пожеланий от участников рынка… вместо этого – просто принимаем 287 постановление, которое говорит, что цена небаланса такова вот. И непонятно почему участники рынка это воспринимают. Нет действенного механизма противодействия такому юридическому произволу. И это носит системный характер.
Сегодня у нас приказ министерства. Завтра будет новое постановление НКРЭКУ, которое снова будет менять правила через 10 минут, без процедуры, предусмотренной законом. Поэтому это нужно системно остановить.
Считаю, что это должен быть коллективный иск. Иного механизма нет. Призываю участников, которые готовы присоединиться к инициативной группе. И призываю действовать в пределах полномочий, предусмотренных законом.
Артем Нертик, руководитель продаж электроэнергии ООО “ОНК-ГРУПП”
Если этот приказ был издан с целью пополнения бюджета Оператора рынка, то как предложение – почему бы не разрешить участникам рынка продавать, а не покупать объемы на РДН? Они нам позволят лучше балансироваться, чем есть в настоящее время. Потому что остатки, законтрактованные по двусторонним договорам, в сущности, сливаются на балансирующий рынок за копейки. А что с продаж, что с покупки – мы все равно платим за каждый МВт Оператору рынка. Потому поступление средств ему будет. И это будет удобно всем участникам.
Поэтому предлагаю в письме отразить это предложение. Ранее мы совместно с Energy Club писали письмо, в котором просили рассмотреть предоставление участникам рынка возможности продажи РДН, ВДР, хотя бы 10-20%.
И еще одним из пунктов письма – предложить внести изменения в расчеты небалансов, потому что покупать электроэнергию за 2000 и продавать ее по 1 копейке – совсем уничтожение поставщиков.
Алексей Клюзко, ООО “ЭМА”
У нас была неотложная проблема с тем, что была слишком высока ликвидность на рынке в сутки вперед, поэтому поставщикам сначала запретили осуществлять продажу, затем ограничили нижние прайс-кепы, таким образом полностью ликвидировав этот сегмент рынка для поставщиков. Теперь, чтобы найти средства для Оператора рынка – сначала подняли тариф, а потом еще каким-то образом заставляют поставщиков покупать на сегменте с самой высокой ценой, потому что она уже не рыночная, потому что генерация продает по двусторонним договорам электроэнергию дешевле. Но таким образом поддерживают оператора рынка, хотя и увеличивают цену для конечного потребителя. Очень странные решения крайне несистемные.
Надо прекращать такой произвол. Это полностью уничтожает логику рыночных отношений на рынке электроэнергии.
Поддерживать ликвидность оператора рынка очень просто – надо снять с него ограничения. Сейчас не считаю целесообразным ни одному участнику рынка туда добровольно приходить и что-нибудь покупать. Цена самая высокая, услуги самые дорогие, ограничения полны. Снятие ограничений создаст ликвидность в этом сегменте. Как показала практика прошлых сегментов – слишком высокая ликвидность была, средств хватало и все там работало.
Кто поддержит во время войны поставщиков
Ольга Тагиева, глава Общественного союза “Энергетический Союз”
Мы можем поддерживать все сегменты рынка, но кто поддержит нас как поставщиков?
ОСР и ОСП не будут покупать на РДН. Если это было понятно и что ликвидность Оператора рынка не будет поддерживаться ОСР и ОСП, потому что это действительно будет дорогостоящая электроэнергия, то нам как поставщикам нужно этот министерский приказ совсем забраковать.
Во-первых – мы закупили электроэнергию на двусторонних договорах, значительно дешевле. Все трейдеры смогут эти 10% только на балансирующем рынке сбросить. Мы должны купить электроэнергию на РДН гораздо дороже. Почему? И купим ли мы эту гораздо более дорогую энергию, если мы все выпадаем на Оператора рынка?
В приказе ничего не сказано о поддержке ПУПов. Пока мы знаем, что ПУПы покупают для населения электроэнергию – 50% у Энергоатома, другую часть – у ГарПока. У ПУПов это может быть до 80% всего объема электрической энергии. 20% – остается малый небытовой потребитель и 10% свободной цены. Поэтому 10%, у нас есть, что они должны купить – это будет вся свободная цена. Универсальная услуга должна найти средства, которых сейчас у нее нет, от Гарпока она не получает средства за доступность. У ЧУПов по миллиарду грн. на одну задолженность от ГарПока. Где они могут взять эти средства?
И это вопрос не только к Минэнерго, но и к Оператору, НКРЭКУ. Понимаю, что приказ рассматривался для стабилизации рынка. Только какова стабилизация в дефолте?
За период войны никакого приказа о поддержке поставщика не было. У нас есть небалансы, которых не было даже при постановке. Сейчас небалансы такие, каких никогда не было на рынке. Цена их выше всех, которые были до сих пор. У нас – война. Мы не можем прогнозировать, как мы сможем делать 10% от потребления. Там нет планового, есть от потребления.
Год назад всех нас как поставщиков Нацкомиссия обязала выйти на рынок двусторонних договоров. Сейчас мы должны поддерживать рынок спота. На европейском энергетическом рынке рынок спота – это 8%. У нас сейчас он 8%. Почему мы должны поддерживать рынок спота, когда у нас есть электрическая энергия в обилии двусторонних договоров?
Я поддерживаю обращение в суд, не только письма. И кто должен сейчас отвечать за такие приказы – и министерство, и Оператор рынка и Национальная комиссия.
Потому что когда Укрэнерго начнет принимать дефолт – не будет Оператора и никому будет продавать электроэнергию. Поставщики уйдут с рынка.
Что решили участники рынка
По результатам обсуждения в ходе дискуссии было выдвинуто два предложения. Первая – подготовить письмо-обращение к Минэнерго, а также президенту Украины и СНБОУ с детальным разъяснением, какие опасности видят участники рынка электроэнергии в указанном приказе №187. Вторая – обратиться в суд с коллективным иском о нарушении требований закона о рынке электроэнергии. (Ярослав Маркин, Янина Ткачук, Kosatka.media/Энергетика Украины и мира)