Старые танкеры-призраки, которые сейчас обслуживают санкционные торговые операции Венесуэлы и Ирана, могут быть использованы для нужд России. Об этом говорится в отчете британского судебного брокера Gibson, пишут “Наши деньги” со ссылкой на портал PortNews.
В отчете “Куда идут устаревшие танкеры” брокер сообщает, что отсутствие списания крупных танкеров связано именно с их занятостью на перевозках иранской и/или венесуэльской нефти и нефтепродуктов. Тенденция еще более выразилась с прошлого года и список танкеров, связанных с санкционной торговлей, продолжает расти. На сегодняшний день 12% существующего флота VLCC (Very Large Crude Carrier) с осадкой до 21 м и 9% флота Suezmax с осадкой до 16 м связаны с иранской и/или венесуэльской торговлей, причем большинство судов построено в 2003 году и раньше.
Впрочем, санкционные торговые операции крайне неэффективны: большинство судов осуществляют погрузку раз или два раза в год, а остальное время проводят в ожидании погрузки или разгрузки.
Данные по экспорту тоже свидетельствуют о неэффективности таких операций. По оценкам Kpler, с мая 2021 по апрель 2022 Венесуэла и Иран экспортировали 0,55 млн. баррелей в сутки (б/д) и 0,73 млн. б/д соответственно. Если предположить, что все эти баррели предназначены для Китая с разделением 30/70 между Suezmax и VLCC, то для торговых операций понадобилось бы только 20 VLCC и 30 Suezmax.
“Международные усилия по достижению компромисса с Ираном и Венесуэлой активизировались в последние месяцы, и если санкции, связанные с экспортом иранской и/или венесуэльской сырой нефти, будут ослаблены или сняты, то конкурентоспособные танкеры, торгующиеся на международном уровне, вероятно, займут доминирующее положение на этом рынке. Для “призрачного” флота [который сейчас обслуживает Венесуэлу и Иран] это может стать причиной списания, но поскольку западные правительства все больше удаляются от России, по крайней мере, некоторые из этих судов, вероятно, найдут новые возможности для использования”, – предполагает в своем отчете судебный брокер Gibson.
Также PortNews напомнил, что в апреле The Wall Street Journal сообщал, что Россия обходит действующие санкции по поставке нефти в Европу посредством отправки в неуказанные пункты. Там сырье смешивают с другим топливом, что формально делает его уже не только на русском – так получается, например, так называемая “латвийская смесь”.
Кроме того, в мае The Economist писал о группе отслеживания российских танкеров. (Enkorr/Энергетика Украины и мира)