Украина пытается заручиться поддержкой США в поставках газа, чтобы подготовиться к отопительному сезону. Удастся ли нам обеспечить необходимый импорт?
В условиях войны и ежемесячного бюджетного дефицита в $5 млрд. Украине может быть нелегко подготовиться к отопительному сезону, потому что природный газ на международных рынках дорогой и в дефиците. Поэтому глава правления НАК “Нафтогаз Украины” Юрий Витренко, находясь в Вашингтоне, сделал американцам предложение: заключить соглашение о газовом ленд-лизе, сообщило издание Foreing Policy. Идея в том, что США в этом году предоставляют нам 6 млрд. куб. м газа, а оплата будет через два года (когда Украина вроде бы должна увеличить собственную добычу). Витренко оптимистично оценивает шансы на успех проекта: “Они были удивлены, услышав такую идею, но она была хорошо воспринята”. Впрочем, официально США еще не ответили. Поскольку Украине все равно нужно готовиться к зиме, “Нафтогаз” как вариант просит $8 млрд. на закупку соответствующих объемов ресурса у крупных экспортеров на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Насколько реалистичны такие планы?
Сколько газа нужно Украине
До полномасштабной войны Украина могла бы обеспечить своим газом 2/3 своих потребностей. В 2021 г. потребление составило 30 млрд. куб. м (собственно потребление – 26,8 млрд. куб. м, остальное – производственно-технические потери), а внутренняя добыча – 19,8 млрд. куб. м, из которых “Укргаздобыча” – 13,7 млрд. куб. м, “Укрнафта” – 1,1 млрд. куб. м, частные компании – 5 млрд. куб. м.
Но потребуется ли в этом году импортировать 6 млрд. куб. м газа, как объявил Витренко? Напомним, что и в прошлом году на фоне высоких цен Украина закупила за границей значительно меньшие объемы ресурса (2,6 млрд. куб. м) и компенсировала нехватку добычи из запасов. А в этом году резко обвалилось потребление, потому что миллионы людей уехали из страны, экономика работает максимум на 2/3 мощности. По данным Ассоциации поставщиков энергоресурсов (АПЭ), в мае бизнес и домохозяйства использовали 714 млн. куб. м газа, что почти вдвое меньше, чем в мае-2021. Внутренняя добыча в январе-мае даже увеличилась на 1,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, достигнув 7,8 млрд. куб. м. Так что в АПЭ предполагают, что Украина вообще сможет удовлетворить свои потребности за счет собственной добычи.
Однако Кабинет министров решил перестраховаться и поручили “Нафтогазу” до начала отопительного сезона закачать в подземные хранилища (ПХГ) по меньшей мере 19 млрд. куб. м, из них импортировать – 2,7 млрд. куб. м. Правительство ожидает, что по итогам года добыча все-таки упадет до 16-19 млрд. куб. м, а потребление составит 21-24 млрд. куб. м. Более того, в рамках подготовки к отопительному сезону власти запретили экспорт газа и угля отечественной добычи.
Отметим, что в настоящее время в украинских ПХГ около 10 млрд. куб. м газа. Директор консалтинговой компании “ExPro Украина” Геннадий Кобаль считает, что Витренко заявил потребность в 6 млрд. куб. м газа с запасом.
“Мы такими темпами, как сейчас, еще можем закачать в подземку, грубо говоря, украинского газа 3 млрд. куб. м – и будет 13 млрд. куб. м. Так что, возможно, нам хватило бы 3 млрд. куб. м газа купить и 3 млрд. куб. м зарезервировать на отопительный сезон. Наверное, 6 млрд. куб. м – это максимальный объем, который нам хотелось бы иметь”, – уточнил эксперт.
Следовательно, можно предположить, что в этом году Украине если и понадобится импорт газа, то счет пойдет на несколько миллиардов кубометров. С другой стороны, мы живем во время большой неопределенности, и все может измениться как к лучшему (окончание войны и скорейшее экономическое восстановление), так и к худшему (захват месторождений) – в обоих случаях увеличится разрыв между добычей и потреблением газа.
Так если Украине действительно понадобится 6 млрд. куб. м, сможем ли мы рассчитывать на помощь США и получить этот ресурс?
Объем имеет значение
В контексте курса Евросоюза на снижение углеводородной зависимости от России растет потребность в поставках американского СПГ в Европу. И если европейские страны в прошлом году импортировали около 79 млн. т сжиженного газа на 22 терминала (включая британские), или 109 млрд. куб. м, то в текущем году объемы увеличатся. Европейцы проводят переговоры с основными поставщиками, а США пообещали нарастить экспорт СПГ в ЕС еще на 15 млрд. куб. м. Найдется ли здесь место еще для 6 млрд. куб. м газа для Украины?
Сейчас европейские ПХГ, совокупная емкость которых составляет около 102 млрд. куб. м, заполнены примерно наполовину. Однако из негативных факторов следует учесть сокращение поставок через “Северный поток – 1” и ремонтные работы после взрыва на техасском терминале Freeport LNG (с которого до 70% отправляется в ЕС и Великобританию).
Как бы там ни было, но объемы, необходимые Украине, не выглядят большими в масштабе европейского рынка. Геннадий Кобаль уверен, что приобрести их “Нафтогаз” сможет, если будут деньги. Без договоренностей с США нам пришлось бы брать ресурс в Европе. Проблема в том, что сделать это сложнее, если “Нафтогаз” не готов платить сразу. И тут бы помогли гарантии американского правительства.
“Здесь скорее речь идет о том, чтобы правительство США выступило политическим гарантом, что “Нафтогаз” заплатит деньги, рассчитается… Конечно, все будет покупаться в рыночных ценах и на рыночных условиях”, – объяснил эксперт идею с газовым ленд-лизом, ведь в Штатах добычей и транспортировкой газа занимаются частные компании.
То есть “Нафтогазу” проще сразу договориться о поставках с американцами, чтобы иметь газ гарантированно, по фиксированной цене и планировать работу. Но даже если вместо ленд-лиза американцы согласятся обеспечить $8 млрд. на закупку газа, украинская компания эту задачу выполнит.
“Если будут деньги, то, я думаю, мы и сами могли бы покупать газ. Конечно, было бы немного сложнее, но нам подойдет любой механизм. У “Нафтогаза” есть и кредитная история, и опыт импорта, и опыт работы с европейскими и мировыми трейдерами, поэтому я думаю, что он справился бы”, – считает Геннадий Кобаль.
Следует сказать, что технически у Украины есть возможность закупить 6 млрд. куб. м газа. Это делается через механизм виртуального реверса, когда газ, предназначенный для Украины (из США, Египта, Алжира или другой страны, как мы договоримся) физически поставляется в условную Италию (что засчитывается как выполнение обязательств “Газпромом”), а Украина отбирает соответствующие объемы по своей ГТС. Решение есть даже на тот случай, если из-за конфликта с “Газпромом” прекратится транзит через нашу страну – мы можем получить из Европы указанные объемы газа по трубопроводам.
Другое дело – стоимость. Как мы выяснили, любой вариант предполагает покупку ресурса по рыночным ценам. Если отталкиваться от предложения Витренко: 6 млрд. куб. м за $8 млрд., то имеем цену – $1333 за 1000 “кубов” газа. Пока он и стоит примерно столько же на европейских хабах. Пусть деньги “Нафтогазу” придется отдавать не сразу, но $8 млрд. – это огромная сумма. Утверждение о том, что Киев может расплатиться уже через два года, когда Украина увеличит собственную добычу, слишком оптимистично. С одной стороны, это намек на то, что оплата может быть газом. Однако этот сценарий строится на шатких предположениях, что через два года будет все нормально с украинской ГТС, а наша внутренняя добыча должна вырасти почти на треть, хотя правительственные программы по ее наращиванию не раз терпели фиаско даже в мирные времена. Если же “Нафтогазу” придется отдавать $8 млрд. деньгами, то возникает вопрос экономической целесообразности для нацкомпании, в уставе которой прописана цель деятельности – получение прибыли. Сегодня НАК имеет кучу обязательств относительно поставок по льготным ценам (для населения и теплокоммунэнерго), поэтому закупка газа на пиковых ценах будет означать убытки.
Понятно, что “Нафтогаз” будет руководствоваться не только экономическими, но и политическими резонами. Но стоит напомнить, что перед ним вряд ли встанет задача покупать газ на $8 млрд. Идея попросить финансирование в США или подписать газовый ленд-лиз – скорее желание подстраховаться. Сейчас не лучшее время для прогнозов, но тенденции с добычей и заполнением хранилищ свидетельствуют о том, что Украина могла бы пройти отопительный сезон и на собственном газе. А если импорт и понадобится, то “Нафтогаз” сможет найти на рынке несколько миллиардов кубометров, особенно если американцы подстрахуют финансово. Очень возможно, что они согласятся. (Алексей Шевнин, Dsnews.ua/Энергетика Украины и мира)