30 июня Украина начала экспорт электроэнергии в Румынию, являющуюся началом коммерческого обмена электроэнергией между Украиной и ЕС. Первоначальный объем составляет 100 МВт. В то время как максимальная способность составляет 2 ГВт. В будущем для обеспечения полноценного энергообмена необходимо строить дополнительную энергетическую инфраструктуру, требующую определенного времени и инвестиций.

В контексте стратегии перехода к климатически нейтральному развитию ЕС важно, чтобы экспортируемая электроэнергия была не только из традиционных источников и атомная, но и значительная ее часть происходила из возобновляемых источников.

“Актуальность развития возобновляемых источников сейчас самая большая за все время ее развития в целом в Украине. Имеется в виду и активность иностранных партнеров, и происходящие в странах ЕС процессы по отказу от использования ископаемого топлива, особенно российского природного газа и нефти. В направлении освещения этого вопроса работают дипломаты в разных странах, и уже есть определенные результаты этой работы: страны ЕС не ждут отопительного сезона, а уже сейчас находят альтернативы российскому газу и сокращают потребление. В этот отопительный сезон Европа рассчитывает на экспорт электроэнергии из Украины. Профицит электроэнергии, который мы сейчас имеем, позволит отдельным странам быстрее отказаться от российского топлива. И в соответствии с планом REPower EU источниками электроэнергии, на которые они будут опираться, являются возобновляемые источники”, – отметил президент “Украинского водородного совета” Александр Репкин.

При этом сегодня в условиях профицита электроэнергии некоторые производители вынуждены уменьшать объемы производства электроэнергии. Об ограничениях для производителей электроэнергии по ВИЭ рассказывали эксперты профильных ассоциаций и коалиции “Энергетический переход” 5 июля в Украинском кризисном медиа-центре. Больше всего с системными ограничениями с марта этого года сталкиваются владельцы солнечных электростанций, которые часто получают диспетчерские команды на уменьшение генерации именно в то время суток, когда станции способны производить больше электроэнергии. Такие режимы существенно снижают производительность солнечных станций и ставят под угрозу вопросы их экономической рентабельности.

Эксперты на основе данных, взятых с сайта ГП “Гарантированный покупатель”, определили расчетный объем системных ограничений для солнечных электростанций за март-май 2022 г.

Согласно расчетам, объем системных ограничений СЭС составлял 573 ГВт/ч, или, примерно, 30% от потенциальной генерации. В финансовом выражении это 80 млн. евро или 2,5 млрд. грн. Соответственно вместо ограничений и недопроизводства “зеленая” энергия в будущем может быть экспортирована в страны ЕС, снижая финансовую нагрузку и выплату “зеленого” тарифа за системные ограничения. У Украины есть значительные экспортные возможности”, – рассказал председатель правления Общественного союза “Ассоциация Солнечной энергетики Украины” Владислав Соколовский.

Кроме того, до сих пор остается открытым вопрос выплат производителям электроэнергии по ВИЭ.

“Денег, которые владельцы ВИЭ-станций могут в ближайшее время получить, хватит только на операционную деятельность. При этом следует понимать, что большинство объектов строились в 2017-2019 г. за кредитные средства, когда был пик строительства. Более 70% из них строились за кредитные средства. Конечно, у банков сейчас также есть менее строгие требования к уплате кредитов, однако уплатить их придется. Важно сейчас производить большие платежи производителям электроэнергии по ВИЭ потому, что они эти деньги будут отдавать государственным банкам, что ведет к стабилизации экономики”, – председатель Украинской ассоциации возобновляемой энергетики Александр Козакевич.

Он также отметил, что производимая из ВИЭ электроэнергии может идти и на экспорт, и для внутреннего потребления. То есть здесь нам следует опираться на запрос – какая электроэнергия нужна в Европе:

“В вопросе экспорта поддерживаю наших европейских коллег и Главу НЭК “Укрэнерго”, которые за либеральный подход к определению, кто должен экспортировать электроэнергию. То есть, мы можем это делать, проведя аукционы, определив наибольшую цену, определив, кто хочет именно заплатить экспорт – и, таким образом, определить победителя. Производители из ВИЭ могут производить электроэнергию для внутреннего потребления и, таким образом, прекратить ограничения или же все-таки наша “зеленая” электроэнергия будет экспортироваться. И тут следует обратить внимание на то, а что все-таки нужно Европе? Какая электрическая энергия? Текущие их решения свидетельствуют о том, что нужна от нас чистая энергия”.

В фокусе особое внимание для европейских стран остается: развитие возобновляемой энергетики и внедрение “зеленых” технологий. Подтверждением тому является позиция европейской общественности о недопустимости включения в инвестиционную Таксономию ЕС атомной энергетики и газа. Им нет места в перечне видов экологически устойчивых проектов, которые могут получать льготное “зеленое” финансирование.

“Правильно, что мы в Украине обращаем внимание на такой документ, ведь это также о нашем будущем. Документ касается стран-членов Евросоюза, но это определяет будущее в контексте того, насколько Евросоюз будет дальше зависим от российского газа. Интересами Украины, кроме российского газа, есть решение вопроса атомной энергетики и возобновляемой. То есть, кому будет отдано предпочтение. И здесь следует отталкиваться, учитывая соседство с Россией, которое по направлениям нам гарантирует, в частности, безопасность”, – говорит народная депутат Украины Инна Совсун.

Энергетика стала драйвером нашей интеграции в ЕС и имеет все шансы стать драйвером устойчивого развития экономики. Для этого необходимы:

– обоснованные финансовые границы – платежи по “зеленому” тарифу разблокированы, однако насколько достаточными будут выплаты для операторов ВИЭ, чтобы они смогли продолжать свою работу, зависит преимущественно от наличия текущих кредитных обязательств, где источником возврата инвестиций в новые объекты является доход от продажи электроэнергии по “зеленому” тарифу;

– расширение возможностей экспорта электроэнергии в ЕС для украинских производителей;

– внедрение системы выдачи гарантий происхождения электроэнергии и обеспечения признания Европейским Союзом и Энергетическим Сообществом. Как правило, гарантии происхождения выдаются на электроэнергию, произведенную из возобновляемых источников;

– учет европейского курса, ориентирующегося на чистую энергетику и запроса потребителей. (ЭлектроВести/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий