Какие схемы использует Россия, чтобы обойти санкции, которые предусматривают полный запрет на экспорт нефти морем?

После 24 февраля Запад принял ряд решений, чтобы ограничить возможности Москвы получать доходы от продажи энергоресурсов.

В санкционные списки США, Британии и ЕС попала российская государственная судоходная компания “Совкомфлот”. Банки ЕС и Великобритании обязали прекратить все операции с “Совкомфлотом” после 15 мая.

В начале июня Совет ЕС утвердил Шестой санкционный пакет, куда включил полный запрет на экспорт российской нефти морскими путями – ограничения реализуют в течение следующих 6 месяцев.

Несмотря на санкции, “Совкомфлот”, владеющий 110 танкерами, продолжает работать на мировых рынках. Суда компании, в частности, входят в европейские порты, куда доставляют российскую нефть.

Российские танкеры продолжают торговлю нефтью

После введенных санкций “Совкомфлот” должен прекратить свою деятельность на европейских рынках. Впрочем, это не так. Компания продолжает транспортировать нефть и нефтепродукты.

Она использует аффилированные компании и организации, занимающиеся регистрацией кораблей. Этому способствует особенность морских перевозок, когда есть возможность временно поставить суда под флаг другой страны. Вот как выглядит схема.

В апреле “Совкомфлот” перевел 98 собственных и зафрахтованных судов под управление офиса в ОАЭ. Управляющим российскими суднами (vessel owner) согласно данным международной информационной системы Equasis, повторно стала компания SCF Management Services Dubai LTD .

Ранее почти все эти корабли уже находились в управлении офиса в ОАЭ, затем в начале 2022 года “Совкомфлот” перевел функции по управлению суднами на компанию SCF Management Services Ltd, зарегистрированную в Санкт-Петербурге, а теперь повторно перерегистрировавшуюся на Дубайскую компанию.

При этом 80 танкеров из этих 98, которыми управляет арабская компания, оформлены под флагом Либерии на соответствующие компании (vessel operator). Регистрацию и обслуживание кораблей осуществляет компания Liberian International Ship & Corporate Registry. После перерегистрации танкеры сменили названия.

Еще одно государство, которое судоходная компания РФ использует в этой схеме – Индия. Индийский регистратор судоходства (IRClass) в апреле-мае предоставил сертификаты безопасности более 80 российским танкерам, управляемым SCF Management Services Dubai LTD.

Наличие сертификатов позволяет оформить страховое покрытие на танкеры, что открывает доступ к международным портам.

Отметим, что IRClass является одним из 11 членов Международной ассоциации сертификаторов, на долю которых приходится обслуживание более 90% мировых грузов.

Таким образом, используя юрисдикции так называемых нейтральных государств, российские танкеры, несмотря на санкции, не лишены возможности экспортировать энергоресурсы. Российские корабли продолжают отгружать нефть в портах стран ЕС.

По данным Центра по исследованию коррупции и организованной преступности (OCCRP), в течение последнего месяца, по меньшей мере, 18 танкеров, находившихся в 2020 г. на балансе “Совкомфлота”, пересекали океан и осуществляли рейсы под флагом Либерии.

Отслеживать перемещение судов в режиме реального времени позволяет MyShipTracking сервис. Каждый такой танкер перевозит нефть на сумму более 240 миллионов долларов.

В OCCRP отметили, что большинство судов “Совкомфлота” получили регистрацию под либерийским флагом, а его дочерняя компания, в управлении которой российские танкеры, базируется в ОАЭ. При этом российский перевозчик совершает финансовые операции через дочерние компании на Кипре и в ОАЭ.

После того, как санкции против “Совкомфлота” вступили в действие, некоторые российские танкеры начали выключать транспондеры, чтобы невозможно было зафиксировать их местонахождение.

OCCRP отследил пять танкеров с выключенными транспондерами, которые недавно находились поблизости или в портах Италии, Дании и Нидерландов. Впрочем, расследователям неизвестно, какие компании приобрели нефть, доставленную кораблями РФ.

Либерийская компания LISCR, обслуживающая танкеры “Совкомфлота”, зарегистрирована в США и работает по всему миру. Компания обслуживает более 5 тысяч судов.

Из-за страха понести коммерческие и репутационные потери LISCR в случае усиленного на нее давления, очевидно, готова будет отказаться от предоставления услуг российским танкерам.

Аналогичные меры могли бы вынудить индийскую IRClass отказаться от страхования подсанкционных судов.

В ответ на игнорирование санкционных ограничений со стороны русских компаний нужно внедрять против них вторичные санкции.

Под санкционное давление должны попасть дочерние компании, управляющие активами компаний из РФ, и другие структуры, помогающие агрессору обходить ограничения, предоставляя услуги по регистрации и сертификации.

В Международной экспертной группе Ермака-Макфола настаивают: чтобы заблокировать деятельность российского торгового флота, нужно запретить меру и разгрузку в западных портах судам РФ и судам других государств, зафрахтованным российскими предприятиями.

Кроме того, под запретом для грузовых перевозок должны оказаться корабли, среди бенефициарных владельцев которых россияне.

Судовладельцы продолжают транспортировать нефть из РФ

За сто дней войны РФ заработала на экспорте нефти 46 миллиардов евро. Еще 13 млрд. получено благодаря сбыту нефтепродуктов. Соответствующие данные привел финский центр исследований энергетики и чистого воздуха.

За этот период от продажи нефти, газа и угля агрессор заработал 93 млрд. евро, а ЕС импортировал энергоресурсов на 61% от общей суммы.

Именно поэтому тщательный контроль и наказание нужно применить не только к российским танкерам, вышедшим из-под санкций. Дополнительные ограничения нужно наложить и на остальные судоходные компании, чьи суда продолжают заходить в порты РФ.

Мониторинг показывает, что ежедневно российские порты посещают более десяти танкеров, которые вывозят сотни тысяч тонн сырой нефти и нефтепродуктов. Из РФ они отправляются в Индию, Китай, Турцию, страны ЕС. Ежедневно танкеры продолжают экспортировать из РФ около 7 млн. баррелей нефтересурса.

При этом резко возросла доля судовладельцев из Греции, взявшихся за транспортировку российской нефти.

По данным Die Welt , примерно треть, 76 из 190 танкеров, в апреле заходивших в порты РФ, зарегистрированы под греческим флагом. Как отметил глава МИД Украины Дмитрий Кулеба, фактически греческие частные компании извлекают РФ из удавки нефтяного эмбарго.

Наверняка можно утверждать, что российские танкеры точно пропускают к себе Румыния, Болгария, Италия, Франция, Голландия. Вот крупные нефтеперерабатывающие заводы в городах-прибытии танкеров вышеупомянутых стран, которые гипотетически могут быть покупателями/получателями нефти:

– НПЗ “Петромидия” крупный нефтеперерабатывающий завод в г. Констанца (Румыния)

– “Бургасский нефтехимический комбинат” (владелец “Лукойл”), крупнейший завод в Болгарии, в г. Бургас

– НПЗ “ISAB” (владелец “Лукойл”), расположенный в провинции Сиракузы (Италия)

– НПЗ в “Bec d’Ambеs” в коммуне Амбес (Франция)

Некоторые данные мониторинга движения танкеров Совкомфлота без учета июня:

танкер SCF BALTICA/IMO 9305568

3 раза выходил из портов России (Ust-Luga, Vysotsk, Primorsk) и заходил в следующие порты:

– Rotterdam (Нидерланды), дата мероприятия: 08.03.2022, гипотетический покупатель: не определено, в городе 7 нефтеперерабатывающих предприятий

– Antwerp (Бельгия), 22.03.2022, гипотетический покупатель: не определен, город является крупным промышленным центром с несколькими нефтеперерабатывающими предприятиями

– Santa Panagia (Италия), 19.04.2022, гипотетический покупатель: НПЗ ISAB (владелец “Лукойл”), расположенный в провинции Сиракуза, Италия

танкер Nevskiy Prospect / IMO 9256054

4 раза выходил из порта России (Novorossiysk) и заходил в следующие порты:

– Constanta (Румыния) мероприятия: 11.03.2022, 27.03.2022, гипотетический покупатель: НПЗ “Петромидия”, крупный нефтеперерабатывающий завод в г. Констанца (Румыния):

– Burgas (Болгария) мероприятия: 18.04.2022, 06.05.2022, гипотетический покупатель: Бургасский нефтехимический комбинат (Болгария).

Выводы

То, как технически россияне выводят свои танкеры из под санкций, доказывает, что это для них крайне болезненный вопрос. Поэтому следует продолжать давить.

Необходимо уточнить санкции в отношении морских перевозок российской нефти: запретить заходить в порты судам, принадлежащим “Совкомфлоту” и другим российским резидентам, а также где они являются судовладельцами или операторами, или в отношении которых россияне являются конечными бенефициарами.

Это позволит обеспечить выполнение уже введенных ограничений, а также обсуждаемого price cap на российскую нефть.

Суровость такого ограничения цены означает неотложность введения, контроль осуществления платежей (не более установленной цены), контроль владельцев, судовладельцев и операторов танкеров вплоть до негативных для них последствий, практическая охрана судов (чтобы не переливали нефть и не захватывали суда).

Кроме того, желательно ограничить возможность осуществлять страхование судов, осуществляющих перевозку нефти вне установленного price cap. Таким образом, РФ должна быть полностью изолирована от мировой морской торговли.

Наконец, необходимо признать Россию государством-спонсором терроризма и внести в черные списки Международной группы по противодействию отмыванию грязных денег (FATF). Это закроет агрессору доступ к мировой финансовой системе. (Владислав Власюк, партнер “еПраво”, секретарь рабочей группы по вопросу санкций против России, Epravda.com.ua/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий