Добыча нефти в газе – бизнес, способный быстро наполнить государственные и местные бюджеты. Но усиление налогового давления может привести к упадку отрасли.
С 2014 г. Украина де-факто находится в состоянии войны с оккупантом, а 24 февраля Россия отважилась на полномасштабное вторжение.
В таких условиях страна нуждается в стабильном наполнении государственного и местных бюджетов, сохранении рабочих мест и устранении дефицита ресурса. Так, несмотря на войну и, несмотря на чрезвычайно сложные условия, компании продолжают работать и платить налоги.
Российские регулярные части наступали с севера, востока и юга – основных регионов, где ведется добыча и запасы. В настоящее время часть территорий временно оккупирована, а значительное количество недропользователей потеряли доступ к своим месторождениям.
На объектах, где работа продолжается, повреждается гражданская, промышленная и отраслевая инфраструктура.
В дополнение к этому, оккупант заблокировал морские порты, что значительно усложняет транспортировку необходимого сырья, необходимого для функционирования перерабатывающей промышленности.
Так, остаются только сухопутные логистические каналы, использование которых дороже и существенно увеличивает конечную стоимость готовой продукции. Такая ситуация неизбежно приведет к потере конкурентоспособности на рынке и, как следствие, к банкротству предпринимателей.
Сохранение национального производителя является неотъемлемой частью экономической безопасности любого государства.
Недропользователи, только почувствовавшие налоговую оттепель, увеличили рентные поступления в бюджеты всех уровней и продолжают активную деятельность – сталкиваются с инициативами, которые нацелены только на углубление кризиса и создают новые преграды для работы.
По данным государственного веб-портала бюджета для граждан open budget, в течение 2020-2021 гг. поступления в государственный бюджет рентных платежей за пользование недрами общегосударственного значения увеличились почти в 20 раз, в местный – в 4 раза.
Так, по результатам прошлого года в государственный бюджет только от ренты поступило 75,6 млрд. грн., или 5,8% от общего объема поступлений.
Количество уплаченных налогов зависит от трех факторов – объема добычи, цены на рынке и налоговой нагрузки. Успех передовых добывающих государств состоит, прежде всего, в достижении баланса между этими вещами.
Для Украины он вполне возможен, а сумма поступлений может расти в разы ежегодно, что и станет основой для восстановления послевоенной Украины.
Именно поэтому Украине нужно работать именно над финансовыми стимулами для бизнеса в этом секторе, а не создавать новые препятствия перед достижением желаемой энергонезависимости.
Ведь на фоне истощенности старых скважин и при природном падении, искать залежи все труднее, а бурить скважины приходится глубже (от 5-6 км) и дороже и не факт, что они не окажутся “сухими”, ведь в соответствии с мировой стандартной практикой, таковой может оказаться каждая третья скважина.
Если “задушить” налогами недропользователей, Украина рискует замерзнуть
До нового отопительного сезона остается не более 3 месяцев. Для Украины она станет самой тяжелой с момента Независимости. Об этом заявил президент Владимир Зеленский.
Из-за военной агрессии России Европа уже ввела запрет на транспортировку угля, нефти и другого твердого ископаемого топлива.
Сокращение транзита через Украину, поступлений через Северный Поток-1 и в ряд стран из-за отказа платить в рублях, “ремонт” Турецкого потока, и многое другое является инструментом газовой войны в Европе – считают в ЕС.
Более того, Международное энергетическое агентство уже сейчас рекомендует готовиться к полному прекращению экспорта газа из России и призывает вернуться к использованию угля и не закрывать АЭС.
Таким образом, возникает логический вопрос, а что в условиях дефицита в Европе будет делать Украина? Конечно, альтернативные источники энергии, сжигание стружки, торфа, солнечная, ветровая энергия и прочая ВИЭ Европы вместе с реализацией новых проектов, в результате, заменят долю российского газа в потреблении, однако это произойдет не так быстро, а зима уже близко.
Нам нужно было думать об этом даже не сегодня и не вчера, а позавчера. Нужно наращивать нефтегазодобычу, поддерживать недропользователей, особенно учитывая специфику рынка, когда от получения лицензии до первых кубов газа может пройти от 5 лет и больше. Пока мы можем полагаться только на себя, потому что импортировать где-либо из-за границы не получится.
Чтобы “пережить” этот сложный период, в условиях, когда часть месторождений увлечена российскими оккупантами, государство должно искать совместные решения с бизнесом.
В Ассоциации газодобывающих компаний Украины говорят, что еще до войны у них была жесткая дискуссия по вопросу налогообложения. Правительство хотело значительно повысить ренту, а АГКУ вполне обоснованно доказывали, что это приведет к падению собственных объемов добычи, увеличению импорта и ослаблению энергобезопасности.
Было много встреч с премьер-министром Украины, с народными депутатами, с представителями Офиса президента. В конце концов, уже после начала боевых действий, в середине марта был принят закон №7038д, внедривший дифференцированную рентную плату за добычу газа.
В зависимости от налогооблагаемой базы и глубины залегания залежей по закону №7038д ставки ренты предусматривают:
- Если цена на газ ниже $150, к ставкам ренты 29/14%, 12/6% применяется коэффициент 0,5;
- Если цена в пределах $150-400, применяются действующие ставки ренты;
- Если цена превышает $400, то для доли $400 применяются действующие ставки 29/14% и 12/6%, а к разнице между фактической ценой реализации и $400 применяются ставки 65%/31% и 36/18%.
В Ассоциации надеялись, что не будет таких радикальных изменений налогообложения, особенно в такое сложное время, но за новеллы в законодательство все-таки было проголосовано. К слову, закон сохраняет стимулы для новых инвестиций в газодобывающем секторе.
Еще одна проблема, с которой столкнулись частные газодобытчики – проблема реализации добываемого газа. Россияне сильно повредили, или даже уничтожили ряд объектов основных потребителей независимых компаний – промышленности.
Так, частные компании сократили продажу добытого газа на 40-90%, а с марта 2022 г. был введен запрет на экспорт с таможенной территории, а с остальным Постановлением Кабмина от 10 июня 2022 г. №666 и вообще до конца года.
В условиях изменения налогообложения, сокращения потребления и невозможности реализации существенной доли добычи, проблему нужно было срочно решать и, в конце концов, был зарегистрирован и впоследствии принят закон №7249 , предусматривающий оплату ренты после реализации газа.
Производителям дали возможность закачивать газ в подземные хранилища и платить ренту после продажи газа или же в течение трех месяцев после окончания войны.
Кроме того, возникла еще одна проблема – несоответствие цены реализации газа налогооблагаемой базе, по которой уплачивается рента.
Если раньше рента платилась от импортного паритета, то есть от средней цены растаможивавшегося газа, то теперь – это среднее арифметическое из двух показателей: средних фьючерсных котировок на европейском хабе TTF и импортного паритета.
И так случилось, что после российской агрессии цены на газ в Европе сильно выросли, было такое, что они достигали $2200-2600 за тысячу кубов, а между тем в Украине продажи газа осуществлялись за $700-800.
С тем, из-за манипуляций России со снабжением, цены продолжают расти и по состоянию на данный момент находятся в диапазоне $1800-1900 за тысячу кубов.
И хотя закон №7249 и откладывает проблему, но ни в коем случае не решает ее. Де-факто, рано или поздно у компании просто нет средств для бурения и последующей добычи газа, а это “удар ниже пояса” для отрасли.
Например, кроме поддержки работы старых скважин, нуждающихся в капитальных инвестициях, нужно еще и бурить новые, наращивать объемы добычи и перекрывать и без того существенное падение на истощенных месторождениях. И возникает справедливый вопрос – А как? За счет чего?
Масла в огонь подливают и цены на европейском рынке, которые будут расти ближе к отопительному сезону.
Более того, на это накладывается также проблема невозможности реализации нефти и конденсата, что в совокупности с несоответствием налогооблагаемой базы может привести к вынужденной остановке скважин, ведь сопутствующий ресурс, идущий при газодобыче – просто некуда будет девать.
Конечно, АГКУ пытались урегулировать эту проблему, вели переговоры с правительством, Минфином, депутатами, офисом президента. К сожалению, власти не поддержали их предложения и налогооблагаемая база осталась без изменений.
Оптимизация налогового законодательства, уменьшение нагрузки и внедрение целого ряда положительных качественных новелл, которые быстро улучшат ситуацию в недропользовании буквально жизненно необходимо для отрасли.
Какие качественные изменения претерпели недропользование?
Начиная с 2019 г. на рынке начали наводить порядок. Речь идет о серьезной работе с изменениями в законодательстве или вообще инициированием новых законов.
В частности, это внедрение е-аукционов на продажу новых участков, что положительно всколыхнуло рынок. На этих аукционах начали выставлять действительно ликвидные, перспективные площади. (Детали в отчете Госгеонедр).
Также известно, что государство начало решать проблему так называемых “спящих” лицензий. Речь идет о тех качественных активах, которые чиновники времен Януковича и Порошенко передавали неизвестным компаниям.
Однако не для того, чтобы из них добывали газ, а для последующей перепродажи. Многие из таких лицензий так и “зависли” на подозрительных юридических лицах и тоже фактически “заморожены”.
СНБО пока не поднимает вопрос правильно ли выданы лицензии. В фокусе другое – качество использования. Например, если в течение лет лицензиат ничего не делал по программе работ и не может объяснить почему, то это гарантированный претендент на аннулирование. Либо через СНБОУ, либо через суд. Таким образом, свободных участков будет больше.
Некоторые лицензии даже вернули в государственный фонд, и важно, что перспективные площади найдут через аукцион порядочных собственников, которые начнут из них добывать. И не важно, кто этими владельцами будет. Главное, чтобы процесс добычи шел, а налоги уплачивались. Потому что именно это и двигает экономику!
Итак, сделаны важные шаги, запустившие механизм эффективного недропользования. Теперь нужно нарастить объем добычи. Так, Украина даже может стать экспортером углеводородов, при условии инвестирования в разработку действующих и новых участков, в том числе и маленьких.
ТОП-5 вопросов. Какие нужно решить в секторе недропользования:
- Снижение налоговой перегрузки как массивный вид стимулирования. Хорошим примером является опыт Нидерландов, разработавших Small Fields Policy – политика направлена на поддержку работы на небольших месторождениях, где ставка ренты и налог на прибыль достигает нуля;
- Создание инвестиционной биржи. Это стала международная практика. Именно на бирже компании-недропользователи и компании-инвесторы находят друг друга. Тем более, что у Украины уже есть положительный опыт.
После снятия моратория на землю сразу появились несколько площадок для продажи и привлечения инвестиций. А после победы Украины в войне с РФ, инвесторы могут выстраиваться в очередь. В том числе благодаря получению Украиной статуса кандидата на члены в ЕС;
- Либерализация обращения спецразрешений – это свободное отчуждение прав на пользование недрами. То есть, спецразрешение должно стать активом, а не пассивом. Его можно будет использовать как залог для получения кредита в банке.
Само разрешение становится предметом купли-продажи. В том числе, на площадке инвестиционной биржи. Иными словами, должен быть разрешен специальных разрешений на пользование недрами;
Так, владелец специального разрешения должен получить право полностью или частично использовать его в виде залога, или иным способом отчуждать права, предоставленные ему спецразрешением на пользование недрами, другому юридическому или физическому лицу.
- Открытие первоначальной геологической информации. Понимая перспективы и риски, бизнес будет охотно вкладывать деньги в разработку и добычу;
- Вовлечение в Инвестиционный атлас живых реальных лицензий, которые сейчас перейдут в фонд государства. А дальше – активная лицензионная деятельность. Госгеонедра должна “сражаться” за инвестора на примере западных коллег.
Эти и ряд других необходимых для рынка недропользования изменений заложены в основе проекта закона №4187, который готовится ко второму чтению в Верховной Раде. Его задача – максимально привести отрасль к решению наболевших вопросов.
Соответственно, в октябре 2020 г. проект был зарегистрирован в ВР. После учета замечаний от народных депутатов, Комитета по вопросам антикоррупционной политики, Национального агентства по предотвращению коррупции, ГНЭУ ВР, ОПРР, бизнес-ассоциаций и общественных организаций, 1 июня 2021 года законопроект был поддержан Советом в первом чтении.
Пока он на стадии подготовки ко второму чтению. В среднесрочной перспективе у Украины хороший шанс наконец-то избавиться от зависимости от импортного газа. Эксперты надеются, что на этот раз этим шансом воспользуются.
Для граждан Украины принятие закона №4187 означает запуск процесса роста бизнес активности, увеличение поступления в государственные и местные бюджеты, создание новых рабочих мест.
А для отрасли эта инициатива принесет долгожданные изменения, а именно либерализацию обращения спецразрешений, прозрачную, удобную и понятную систему пользования недрами, уменьшение чрезмерного государственного влияния на отрасль, повышение конкуренции и легализацию отношений в сфере пользования недрами.
Доработанный законопроект был поддержан Государственной службой геологии и недр, Европейской Бизнес Ассоциацией, Американской торговой палатой, Ассоциацией газодобывающих компаний Украины, Национальной Ассоциацией добывающей промышленности Украины, Федерацией работодателей Украины и, прежде всего, недропользователями.
Единственный вопрос, одобрят ли этот законопроект народные депутаты в ближайшее время?
В целом, эти изменения будут способствовать обеспечению потребностей национальной экономики стратегически важным сырьем, защиты национальных интересов в экономической сфере, привлечению инвестиций в добывающую отрасль Украины, повышению уровня обороноспособности государства, а также минимизируют отдельные угрозы национальной безопасности Украины. (Дмитрий Кащук, эксперт в области недропользования, ОО “НРВ”, экс-руководитель Госгеонедра, Epravda.com.ua/Энергетика Украины и мира)