Об испытаниях газом, европейских ценностях и солидарности.
За пределами России – в Европе, США и различных налоговых гаванях – находится активов на 2,5 трлн. дол. США, которые российская клептократия разместила на Западе. Подсчеты суммарных доходов РФ от экспорта энергетических ресурсов (нефти, нефтепродуктов, газа, угля, электроэнергии) за последние десять лет дают цифру в 2 трлн. 588,8 млрд. долларов. ВВП России в прошлом году составил 1,78 трлн. Эти цифры дают представление не только о клептократическом размахе Кремля, но и о том, какие ресурсы могут быть мобилизованы на прорыв санкционной блокады Запада, но еще и в сочетании с одновременным газовым давлением на Европу.
Как там санкции?
В значительной степени это объясняет то, почему Кремль начинает не просто стращать привыкших к комфорту и одновременно пугливых (западно-)европейцев прекращением поставок газа, но и делает это минимизировав газовый поток в ЕС под прикрытием искусственно раздутой проблемы с турбинами Северного потока.
Учитывая последние действия “Газпрома” по снижению прокачки через “Северный поток-1” (СП1) и игру давлением на маршруте Уренгой-Помары-Ужгород с целью вызвать аварию вероятность прекращения поставок как в Германию, так и в ЕС в целом только растет. С учетом того, что имеющиеся мощности транспортировки газа значительно превышают потребности в нем, причины прерывания потоков без технического характера, хотя именно техническими проблемами будут прикрываться в Кремле. Цель Кремля после игры давлением 25 июля становится окончательно ясной – прекратить транзит через Украину, загнать Берлин в тупик и заставить его и Брюссель запустить “Северный поток-2” (СП2), а в дальнейшем использовать только путинские потоки.
Военная логика Кремля с 21 июля 2021 г., то есть с момента договоренности Байдена-Меркель в пользу “СП2”, доминирует над коммерческими мотивами “Газпрома”. Но поскольку “Газпром” является его оружием, то в условиях “специальной военной операции” он используется по специальному назначению. Причем с хорошей выгодой, ведь за счет искусственно разогнанных цен на рынке ЕС этот год обещает стать рекордным для этой компании по полученным доходам .
А как же санкции, спросите вы? Санкции живут отдельной жизнью. Во-первых, вопрос газового эмбарго не то, что не вошел, он был снят с повестки дня обсуждения седьмого пакета, Газпромбанк не отключен от SWIFT, многие европейские компании согласились на рублевые оплаты , тогда как на правительственном уровне газо-рублевой шантаж Кремля был отвергнут.
Во-вторых, фокус с турбиной ПП1 и сепаратные немецко-канадские договоренности по решению “кризисной ситуации”, да еще при поддержке США и Еврокомиссии, не просто поставили много точек и вопросительный знак: в какой пакет попадет газ из РФ, но и успешно помогли совершить локальный прорыв санкционной блокады .
В-третьих, российские спецслужбы и лоббисты задействовали резервы, чтобы вообще торпедировать санкционный режим и ЕСовскую солидарность, дескать, санкции – неэффективный механизм влияния на Россию. Заявление венгерского главы Виктора Орбана и визит Петера Сиярто в Москву по газу – яркое тому подтверждение.
“Газпром”: назад в СССР!
Сообщения из Москвы о начислении Минфином РФ дополнительных платежей из “Газпрома” и отказе последнего от выплаты дивидендов акционерам за прошлый год свидетельствуют о том, что война требует все больших денег, и исключения для доходного кармана Кремля не было сделано .
Обратной стороной осушки газового рынка ЕС , что “Газпром” успешно и безнаказанно производит с прошлого года, стало уменьшение абсолютных объемов поставок газа и, соответственно, его доли. По российским же оценкам на основе данных за семь месяцев текущего года годовой экспорт “Газпрома” за 2022 год составит от 80 до 95 млрд. кубометров. Для сравнения: в 2021 году это было 155 млрд. кубометров. То есть Россия будет отвергнута на советский уровень экспорта газа в Европу 1987-1988 годов .
Все путинские усилия по накачке российским газом рынка ЕС горят голубым пламенем. Действующие действия Кремля по ограничению/прекращению потоков газа в ЕС имеют характер самоэмбарго с ярко выраженной политической окраской. К тому же высокие цены стимулируют разворот метановозов, следующих в Азию, в Европу, как это уже было прошлой зимой.
Евросоюз хоть и неторопливо, но достаточно системно нарабатывает механизмы дерусификации газового импорта. В пользу этого работают и комплексы мер, лежащих в русле климатической политики ЕС. Такая тяжелобольная газозависимость и путинферштеерство страна Европы, как Германия, форсированно нарабатывает меры по замене российского газа и использованию других энергоносителей вместо него.
Положение ЕС, несмотря на всю драматичность, на самом деле не выглядит таким уж катастрофическим, как это пытаются представить лоббисты российского газа и полезные идиоты Кремля в Европе. Стоит вспомнить, что в прошлом году Путин с амвона Валдайского форума пугал европейцев дефицитом газа в 70 млрд. кубометров на зиму 2021-2022 годов. Да, дефицит газа был, и он был создан не в последнюю очередь действиями “Газпрома”, и это повлекло за собой высокие цены на него, но, как видим, никакой катастрофы не произошло.
Сейчас Кремль делает ставку на полное прекращение поставок газа в ЕС зимой. Мол, одно дело, когда в ПХГ недостаточно газа, но постоянно идет его снабжение трубами, и другое дело, когда такого снабжения нет, газа в хранилищах мало и они не станут спасением. Тогда Европа станет подвержена не только пересмотру газовых отношений, но и прежде всего отмене санкций против РФ. В Москве не скрывают, что цель российско-европейской войны (пока холодной) – причинить противнику достаточно боли, ударить по карманам евробюргеров, вызвать политические кризисы в ряде стран с падением правительств , чтобы заставить ЕС изменить свою политику . В этом случае заставить Европу отказаться от поддержки Украины и возобновить отношения с РФ.
Поэтому глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляен была откровенной в своем заявлении: Россия нас шантажирует. Россия употребляет энергию как орудие. Поэтому в любом случае, будь то частичное или масштабное отключение российского газа или его полное прекращение поставок, Европе нужно быть к этому готовой”. ЕК предложила сократить на 15% потребление газа в период с августа 2022 по март 2023 по сравнению со среднегодовым за последние пять лет уровнем. Кстати, если ЕС, продемонстрировав внутреннюю солидарность и общую сопротивляемость российскому газовому шантажу, пройдет зиму, то фон дер Ляен станет новой “железной леди” Европы.
В поисках газа
Еврокомиссия активно ищет дополнительные объемы импорта трубопроводного газа из нероссийских источников, в частности от традиционных поставщиков из Норвегии и Алжира, а также увеличения поставок из Азербайджана. Немалая ставка делается на получение сжиженного газа из LNG-терминалов Евросоюза. Мощности ЕС по приему и регазификации СПГ позволяют получать морем более 200 млрд. куб. м газа в год, то есть чуть больше половины его годового объема потребления.
Однако, прежде всего, нарабатываются меры по уменьшению потребления газа . Рассматривается максимизация использования ядерной и “зеленой” генерации. В Германии в 2022 году запланировано прекратить работу трех атомных электростанций. Еще три АЭС производят 11,9% электроэнергии в стране и должны завершить работу в 2023 году. По оценкам Международного энергетического агентства (МЭА), перенос сроков закрытия АЭС на более поздний период позволит уменьшить импорт газа из РФ на 1 млрд. кубометров ежемесячно . Германия нуждается сейчас в соответствующем правительственном решении.
В самом бедственном положении оказалась химическая отрасль , где газ используется как сырье. Однако и здесь не все так безнадежно. У правительства Германии уже есть опыт спасения химических предприятий во время пандемии COVID-19 почти два года. Такую помощь можно было бы продлить, или правительство Германии должно быть готово купить часть частного газоемкого бизнеса и сохранить, по крайней мере, рабочие места и умеренное производство, несмотря на низкую или нулевую маржу.
Временный переход с газа на уголь и нефтепродукты при производстве электроэнергии осуществляется уже сейчас. Так же, как и поощрение к временному понижению регулируемой температуры в зданиях. По оценкам МЭA, уменьшение температуры на 1°С позволяет снизить импорт газа из РФ почти на 10 млрд. куб. м в масштабах ЕС, а значит, будет важным для Германии.
Ускорение перехода к чистой энергии (фотоэлектрические панели, тепловые насосы, новые проекты ветро- и солнечной генерации), конечно, мало повлияет на способность Европы пройти следующую зиму без российского газа, но это то, что в ближайшие два-три года способно ощутимо снизить потребление газа в ЕС
Следующие две зимы будут трудными для Германии в условиях газовой недостаточности, но сильная поддержка приобретения мобильных терминалов-регазификаторов для приема СПГ и отсутствие уступок российским требованиям помогут снизить текущую уязвимость и усилить стратегическую устойчивость. Стратегическое терпение, которое Берлин любит советовать всем, теперь должно посоветовать самому себе.
Что с солидарностью?
Глава МЭА Фатих Бироль откровенно указал на то, что следующая зима станет испытанием европейской солидарности . Германия и ЕС должны иметь единый голос и солидарно отстаивать позицию. Исключения из санкций разрушают скоординированную позицию, солидарность и потакают агрессору. Именно отсутствие солидарной позиции привело к тому, что ряд компаний ЕС согласились на незаконные односторонние требования РФ перейти на оплату в рублях при импорте, позволило “Газпрому” прекратить поставки газа компаниям из 12 стран Евросоюза.
Кстати, следует вспомнить, что год назад Суд ЕС в Страсбурге расставил точки над “i” в вопросе энергетической солидарности. Решение Суда от 15 июля 2021 г. по газопроводу OPAL важно не только ввиду ограничения использования мощностей СП1, но прежде всего с позиции обязательства стран – членов ЕС к практическому использованию принципа энергетической солидарности, поскольку этот принцип является одним из краеугольных принципов функционирования Евросоюза, в целом, в соответствии со статьей 194(1) Договора о функционировании ЕС.
Берлин аргументировал свою позицию тем, что принцип энергетической солидарности является лишь политическим понятием или обязанностью взаимопомощи только в кризисных ситуациях, но не является правовым критерием. Суд ЕС убедительно доказал, что “солидарность фигурирует в первоначальном праве ЕС как ценности и цели, которые в большей степени служат ориентирами для политических и экономических решений ЕС”. Неудивительно, что позиция Германии была разгромлена в Суде. Польша одержала убедительную правовую победу. Однако Варшава жалуется на игнорирование Берлином как в прошлом, так и сейчас оговорок по использованию российских морских газопроводов через Балтику. И это видят не только в Варшаве.
Германия не должна допускать односторонних действий в отношении РФ , но она, к сожалению, допускает это, как видим в случае с турбинами ПП1. К моменту полной замены российского газа импорт из РФ должен осуществляться по украинскому маршруту и газопроводу Ямал-Европа, как это и функционировало до появления путинских потоков. Остальные маршруты следовало бы заблокировать. Тогда это выглядело бы санкциями и было бы проявлением энергетической солидарности между ЕС и Украиной.
Кстати, в статье 338 Соглашения об ассоциации Украина-ЕС содержится следующее положение: “b) создание эффективных механизмов решения потенциальных кризисных ситуаций в энергетике в духе солидарности”. Другим важным аргументом является Раздел 2 “Энергетическая безопасность, солидарность и доверие” Меморандума Украина-ЕС о стратегическом энергетическом партнерстве 2016 года. В этой главе четко зафиксировано: “Стороны стремятся к укреплению взаимной энергетической безопасности на основе принципа солидарности и доверия “.
В тексте Договора Энергетического сообщества также четко фигурирует принцип солидарности: “Стороны…. будучи полны решимости учредить между Сторонами интегрированный рынок природного газа и электроэнергии на основе общих интересов и солидарности “.
Исходя из приведенного, мы вправе потребовать применения принципа энергетической солидарности с нами со стороны как ЕС, так и отдельных стран, являющихся членами и ЕС, и ДЭС. Именно действия РФ создали предпосылки для кризисных ситуаций и злоупотреблений на рынке газа как для Украины, так и для ЕС, поэтому пора практически применить приведенные выше положения относительно энергетической солидарности.
Дальнейшее течение событий с потоками газа из РФ будет зависеть от консолидированной позиции европейского газового сообщества – ряда газовых организаций ЕС, деятельность которых определена законодательством: ACER/CEER, GIE, ENTSO-G, ENTSO-E, национальных регуляторных органов, операторов газовой инфраструктуры, компаний поставщиков газа и газовых трейдеров, импортеров газа, сетевых пользователей, организаций потребителей газа, газовых бирж. Европейское газовое сообщество должно избавиться от любого присутствия представителей агрессора.
Описанные выше меры – залог, что интернационал путинферштееров, подпитываемый коррупциогенными газовыми потоками Кремля, не сможет одержать верх над Европой. Формула эффективного противодействия российской агрессии состоит не только из санкций, но, прежде всего, из энергетической солидарности стран-членов и трансатлантической солидарности в виде поставок СПГ из США. СПГ-мост через Атлантику должен заработать подобно авиамосту во время советской наземной блокады Западного Берлина 1948-1949 гг. Выстоять сейчас, как и тогда, критически важно для Запада, Европы и Украины. (Михаил Гончар, президент Центра глобалистики “Стратегия ХХI”; Игорь Стукаленко, Центр глобалистики “Стратегия ХХI”; zn.ua/Энергетика Украины и мира)