Несмотря на огромный потенциал генерации электроэнергии из возобновляемых источников, в Украине пока нет системы гарантий происхождения.
Недавно Европейская комиссия опубликовала исследование потребностей в развитии энергосистемы и ВИЭ в Центральной и Юго-Восточной Европе, где авторы заново оценили потенциал ВИЭ в регионе, учитывая также ограничения по использованию земель.
Абсолютным победителем стала Украина благодаря суммарному потенциалу солнечного поколения в 416 ГВт и техническому потенциалу наземного ветрового поколения в 134 ГВт.
Это, можно сказать, “европейская Саудовская Аравия возобновляемых источников”. Солнечный потенциал в три раза превышает текущие европейские мощности, а ветровой потенциал составляет около 60% текущих установленных мощностей во всем ЕС.
Экспорт возобновляемой электроэнергии был также признан важнейшим элементом послевоенного восстановления в “Инициативе 30 ГВт до 2030 г.”, запущенной в июле на Конференции по восстановлению Украины в Лугано.
Будущее “зеленой” генерации в Украине после войны
Кроме минимизации стандартных рисков инвесторов, для развития этого потенциала необходимо решение двух юридических вопросов, имеющих общее название: гарантии происхождения (ГП).
ГП – это электронный документ, единственной функцией которого является предоставление доказательств конечному потребителю, что эта доля или объем электроэнергии была произведена из возобновляемых источников.
В настоящее время ГП продается где-то за 0,7-1,5 евро/МВт-ч. Важнее цены является доступ к рынку. Многие потребители просто не покупают электроэнергию без ГП, а в будущем сертификат о происхождении станет почти обязательным требованием.
Отдельно важную роль ГП будет играть при экспорте/импорте в части трансграничного тарифа на выбросы углерода.
Во-первых, ГП, выпущенные Украиной как Договаривающейся стороной Энергетического Сообщества, признавались действующими в ЕС согласно первой Директиве об ВИЭ от 2009 г. (Договаривающиеся стороны Договора об учреждении Энергетического Сообщества имеют те же права, что и Государства-члены ЕС).
Такой подход отвечал духу Договора об учреждении Энергетического Сообщества, согласно которому внедрялся единый европейский рынок электроэнергии и газа.
В результате пересмотра Директивы об ВИЭ в 2018 г. были внесены изменения в статью 19 в части политики ЕС по отношению к странам, не являющимся членами Европейского Союза.
Ею предусматривается, что государства-члены не должны признавать ГП, выданные третьей страной, за исключением случая наличия специального соглашения.
В Евросоюзе идет процесс принятия новой редакции Директивы об ВИЭ, но Европейская Комиссия пока не проявляла готовности возобновить предварительную формулировку в тексте. Речь идет не только о помощи Украине, Молдове и Западным Балканам.
Речь идет о серьезном подходе к процессу интеграции. Причины этого отказа не объясняли, но, кажется, Европейская Комиссия хочет на более поздних стадиях задействовать на индивидуальной основе значительную переговорную силу европейского рынка.
Даже Совет министров Энергетического Сообщества высказал свои ожидания по поводу интеграционной формулировки в тексте Директивы, но в Брюсселе пока никто их не услышал.
Отсутствие заранее известных четких правил в этом случае будет вредить странам-соседям ЕС, а также требует внимания всего политического сообщества.
Во-вторых, со стороны Украины, система ГП на национальном уровне пока не внедрена. Первым шагом является принятие властью решения, которое учреждение возьмет на себя функции выдающего ГП органа и создание национального реестра. И в этом направлении наблюдается несколько хаотический подход.
С 2013 г. за ГП отвечало Государственное агентство по энергоэффективности (ГАЭЭ) в соответствии с Постановлением Кабинета министров.
Согласно Закону о рынке электроэнергии от 2019 г. ГП на электроэнергию является документом, выдаваемым органом, уполномоченным Кабинетом Министров (КМУ), по запросу производителя электроэнергии.
Поскольку КМУ никого не уполномочил, какое учреждение будет выдавать ГП неизвестно. Министерство энергетики перед войной хотело делегировать эту задачу оператору системы передачи “Укрэнерго”, также отвечающей практикам ЕС.
Позже в Законе о развитии производства биометана было определено, что органом, ответственным за ГП на биометан, будет ГАЭЭ.
ГАЭЭ со своей стороны приступило к разработке базового законопроекта по ГП, которым планируют определить ГАЭЭ уполномоченным органом за выдачу ГП и определить основные принципы функционирования ГП в Украине.
Учитывая сложную бюрократическую процедуру законотворчества в Украине, принятие законопроекта может создать определенные сложности. В случае внесения изменений в Директиву об ВИЭ Украина должна будет внести изменения в закон, на это могут пойти месяцы, а то и годы.
С этого года в Энергетическом Сообществе существует региональная платформа для ГП. Украинским властям необходимо лишь определиться, какой орган будет там участвовать от имени Украины, и подписать договор с поставщиком услуг платформы.
Ясность в этом вопросе также необходима в связи с разработкой планов послевоенного восстановления. (Янез Копач, бывший директор Секретариата Энергетического сообщества специально для ЭП, Epravda.com.ua/Энергетика Украины и мира)