В северо-западной Европе начнется опасная зима с исторически низкими объемами дизеля – топлива, фактически питающего несколько крупных секторов экономики. Такой прогноз озвучили у Wood Mackenzie Ltd.
Согласно данным компании, запасы дорожного дизельного топлива, мазута и другого дизельного топлива в регионе уже в ноябре снизятся до самой низкой отметки по сравнению с данными на начало 2011 г. Это означает, что есть меньше, чем обычная подушка поставок, поэтому континент готовится к потенциально серьезному зимнему энергетическому кризису.
“Мы ожидаем, что запасы будут уменьшаться сезонными темпами, однако исходим из этой очень низкой базы”, – сказал Джеймс Берли, главный аналитик консалтинговой компании по европейским нефтяным рынкам, объясняя, почему в ноябре ожидаются такие низкие запасы. “Со стороны спроса мы имеем обычный сезонный рост”, – добавил он.
Дизель жизненно важен для легковых и грузовых автомобилей в Европе, где его использование исторически поощрялось финансово. Такое топливо также используется на судах, строительстве и промышленности. Согласно данным Insights Global, запасы в независимом хранилище в центре торговли нефтью “Амстердам-Роттердам-Антверпен” находятся на самом низком уровне для этого времени года по меньшей мере с 2008 г.
При этом Европа структурно испытывает дефицит дизельного топлива, хотя регулярно получает грузы из-за океана. Этот естественный дефицит может стать еще большей проблемой в начале следующего года, когда вступит в силу запрет ЕС на морской импорт из России – крупнейшего внешнего поставщика на континент.
“Это лишь часть более широкого энергетического кризиса, охватившего континент после вторжения России в Украину, что привело к стремительному росту цен на природный газ и электроэнергию и раздуванию инфляции”, – говорится в сообщении.
Даже сейчас, когда в Европе обычно скапливаются запасы, есть признаки ограничения поставок. Нефтепереработчик OMV Germany сообщил о “пробеге” мазута и дизельного топлива. Австрия, Швейцария и Венгрия также заявили, что выпустят нефть из запасов в последние месяцы.
Кроме того, помешает низкий уровень воды на Рейне – важной реке для транспортировки топлива. Когда вода мелкая, баржи нельзя загружать по полной. Это затрудняет транспортировку топлива во внутреннюю Европу из центра торговли нефтью на континенте, особенно мимо ключевой точки Кауб, лежащей к западу от Франкфурта.
Частично проблема создания запасов состоит в том, что это не стимулируется рынком. В настоящее время топливо для поставок в зимние месяцы устанавливается со скидкой к августовскому фьючерсному контракту на ГП. Эта структура, известная как бэквордация, сигнализирует о напряженном рынке и препятствует накапливать трейдерам топливо в резервуарах для хранения.
По словам отраслевых аналитиков, в последнее время эта структура угасает из-за сочетания высоких объемов нефтеперерабатывающих заводов, здорового импорта, включая российские баррели, все еще попадающие в Европу, экономические данные и опасения рецессии. Однако по сравнению с историческими нормами она остается сильной. (Enkorr/Энергетика Украины и мира)