Желание превратить полмира или, по крайней мере, непокоренную Украину в “ядерный пепел” не покидает Россию, россиян и, собственно, Владимира Путина.
Но как это сделать, чтобы не получить аналогичного ответа от других ядерных государств? Похоже, в Кремле нашли выход – искусственно создать масштабную техногенную катастрофу на крупнейшей АЭС в Европе – Запорожской, а обвинить по всему Украину.
Россия, атакуя Украину, сразу не скрывала, что захват АЭС – важный пункт специальной операции. Преступники из “Росатома” с марта хозяйничали в Чернобыле, а сейчас “изучают ситуацию” в Энергодаре. С одной стороны, по мнению украинских специалистов, такая активность россиян связана с изучением новейших американских технологий Westinghouse, которые используются в Украине и отсутствуют у российского производителя ядерного топлива – компании ТВЭЛ.
“Существует вероятность вывоза в РФ свежих ТВС (топливных кассет) Westinghouse, потому что у них есть ноу-хау, которого нет у компании ТВЭЛ”, – считает член коллегии Государственной инспекции ядерного регулирования Украины Ольга Кошарная.
Кроме того, в конце мая на ЗАЭС был потерян контроль не только за свежим топливом, но и за СХОЯТ (хранилищем отработанного ядерного топлива). А уже в августе, во время артиллерийских обстрелов оккупантами, в площадку хранилища, похоже, прилетело. И, по данным НАЭК “Энергоатом”, россияне, очевидно, целили именно по контейнерам отработанного ядерного топлива.
“Они хранятся под открытым небом рядом с местами обстрела. Это 174 контейнера, в каждом из них по 24 сборки отработанного ядерного топлива”, – отметили в компании.
Таким образом, как сообщили в “Энергоатоме”, с начала августа Запорожская АЭС “работает с риском нарушения норм радиационной и пожарной безопасности”.
Осторожно, заминировано!
Использование территории атомных электростанций российскими войсками – прекрасное прикрытие. Расчет на то, что украинская армия не станет стрелять в столь опасные объекты. К сожалению, как видим, это не ограждает АЭС от обстрелов самими оккупантами.
Они делали это в марте, когда кадыровцы стреляли в Запорожскую АЭС прямой наводкой. Они повторили это 5 на 6 августа: в результате артиллерийского обстрела россиян возле промышленной площадки ЗАЭС было зафиксировано несколько прилетов: в частности произошло попадание в высоковольтную линию связи, была серьезно повреждена азотно-кислородная станция и объединенный вспомогательный корпус.
Более того, чуть раньше в помещения (машинные залы) первого и второго энергоблоков ЗАЭС, которые находятся в стадии ремонта, оккупанты завели военные грузовики и внедорожники, наполненные оружием. Фактически заменяли энергоблоки с двумя ядерными реакторами. И признались, что заменяли все важные объекты на атомной электростанции.
Да, командир оккупационного гарнизона на ЗАЭС Валерий Васильев даже не стал скрывать реальные планы россиян: “Мы заминировали все важные объекты ЗАЭС, и мы не скрываем этого от врага. Враг знает, что станция будет либо российской, либо ничьей. Здесь будет либо русская свободная земля, либо выжженная земля. Если будет жестокий приказ, мы должны выполнить его с честью”.
Цель – оставить украинцев без света и тепла
Одна из важнейших целей россиян в контроле над украинскими АЭС – влияние на энергетическую безопасность Украины. Они уже откровенно угрожают отрезать Запорожскую АЭС от украинской энергосистемы, чтобы добавить проблемы украинцам во время отопительного сезона.
Целью оккупантов было переподключить мощности крупнейшей в Европе атомной станции на обеспечение электроэнергией Крыма и других временно оккупированных ими территорий. По словам специалистов отрасли, технически это можно сделать вполне возможно. В конце концов, Украине удалось в марте отключиться от российской и белорусской энергосистем и подключиться к европейской. Поэтому россияне могут действовать по схожему сценарию. Недаром российские преступники из “Росатома” не прекращают свою “работу” на ЗАЭС.
Россияне уже даже восстановили поврежденные более пяти лет назад линии электропередач на Джанкой и Островске, соединяющие Херсонскую область с Крымом. И еще в июне анонсировали, когда именно ЗАЭС перейдет под полный контроль России и Росатома: во влажных мечтах оккупантов произойдет это до 1 сентября 2022 года.
Но они не могут не отдавать себе отчет в проблеме: в случае ошибки (а персонал ЗАЭС истощен и исключать такое развитие событий нельзя) мира ждет катастрофа.
“Я бы не говорила о ядерной. Но радиационная вполне возможна, считает Ольга Кошарная. – Происходящее на ЗАЭС – беспрецедентный случай в истории мировой ядерной энергетики”.
Шантаж – привычная практика террористов
“Россияне не скрывают своих планов и уже открыто шантажируют весь мир, заявляя о минировании Запорожской АЭС и готовности ее взорвать”, – говорится в одном из последних сообщений “Энергоатома”.
Однако такие заявления кафиров не удивляют. По словам руководителя Института Черноморских стратегических исследований Андрея Клименко, мониторинговая группа Института еще в конце июля пришла к выводу, что “Россия уже запустила сценарий как “ядерного сдерживания” ожидаемого украинского наступления на юге, так и “ядерного побуждения” ЕС для принуждения к переговорам”.
“Сейчас мы имеем дело с достаточно тупым шантажом, – отмечает Клименко. – Цель – заставить Европу надавить на Украину по прекращению огня. В этом смысле это давление и на президента Турции Эрдогана, уже вошедшего в роль “главного переговорщика и миротворца”. А еще одна цель – посеять панику и вызвать новые волны беженцев в Украине”.
Насколько шантаж удачен? Министерство иностранных дел Украины, действуя наперегонки, уже призвало мировое сообщество принять меры по принуждению России освободить ЗАЭС “и передать электростанцию под контроль Украины ради безопасности всего мира”. Ведь, по мнению дипломатов, возможны последствия попадания ракеты или снаряда в действующий реактор равноценно применению атомной бомбы.
На обстрелы оккупантами Запорожской АЭС отреагировал и президент Украины Владимир Зеленский, призвав к применению жестких санкций против всей российской атомной отрасли: “Оккупанты создали очередную чрезвычайно рискованную ситуацию для всех в Европе – они обстреляли Запорожскую АЭС… Это самая большая атомная станция на нашем континенте. И любые обстрелы этого объекта – это откровенное, дерзкое преступление, акт террора… Тот, кто создает ядерные угрозы для других народов, сам точно не способен безопасно использовать атомные технологии”.
По словам Зеленского, РФ должна нести ответственность уже за сам факт создания угрозы АЭС.
“Это еще один аргумент в пользу признания России государством-спонсором терроризма”, – подчеркнул он.
Учитывая, что к такому шагу президента США Джо Байдена призывают многие сенаторы и конгрессмены, хочется верить, что коллективное Запад будет в этом вопросе решительным.
А вот какой целые оккупанты все же достигают своим шантажом, так это – распространение паники среди украинцев. В минувшие выходные люди массово начали искать в сети информацию о радиационном фоне в разных регионах страны и рекомендации, как защититься от радиации.
Но стоит ли так бояться? С одной стороны, не хочется верить, что россияне могут настолько бездумно воспользоваться “мирным атомом”, чтобы, “насолив” Украине, подвергнуть опасности не только Европу, но и несколько регионов РФ. Ведь в случае возникновения техногенной катастрофы радиацией затронет не только Украину или ее союзников, но и Ростов, Краснодар или Сочи.
С другой стороны, дыма без огня не бывает. Поэтому Минздрав недаром обнародовал алгоритм действий на случай радиационной катастрофы.
Мир в поисках здравого смысла
Можно ли предотвратить трагедию? По словам советника руководителя Офиса президента Украины Михаила Подоляка, МАГАТЭ и ООН должны жестко потребовать от россиян выйти с территории ЗАЭС и передать ее под контроль специальной комиссии: “Запорожская АЭС чудом не взлетела на воздух. Россия захватила станцию и устраивает опасные провокации. МАГАТЭ и ООН должны жестко потребовать от России выйти из АЭС и передать ее под контроль специальной комиссии”.
К ООН, МАГАТЭ и всему мировому сообществу обратился и украинский омбудсмен Дмитрий Лубинец. По его убеждению, нужно принять все возможные меры для “направления миссии безопасности на Запорожскую АЭС, полностью демилитаризировать территорию АЭС и предоставить гарантии безопасности сотрудникам атомной станции и жителям города Энергодар для обслуживания станции”. По его словам, только решительные совместные действия мирового сообщества смогут уберечь миллионы человеческих жизней.
8 мая появилась и реакция на угрозу со стороны Генерального секретаря ООН Антониу Гуттериша. Он призвал прекратить обстрелы ЗАЭС и предоставить к ней доступ международным инспекторам.
“Атака на АЭС – это самоубийство. Надеюсь, что эти атаки прекратятся. И надеюсь, что МАГАТЭ сможет получить доступ к станции… Мы полностью поддерживаем МАГАТЭ в их усилиях по созданию условий для стабилизации ситуации на ЗАЭС”, – заявил он.
В свою очередь гендиректор МАГАТЭ Рафаэль Гросси после обстрелов россиянами территории Запорожской АЭС в августе уже заявил, что крайне обеспокоен этими событиями, ведь в таком случае опасность ядерной катастрофы вполне реальна.
“Вот уже четыре месяца я готов возглавить миссию экспертов МАГАТЭ по безопасности и гарантиям на крупнейшую в стране Запорожскую атомную электростанцию… Эта жизненно важная миссия до сих пор не состоялась не по вине МАГАТЭ. Несмотря на наши решительные усилия, пока это невозможно. Я не сдамся. Я буду продолжать настаивать – и еще раз буду настаивать – на том, чтобы эта миссия МАГАТЭ наконец состоялась”, – заявил Гросси.
Проблема в том, что ЗАЭС давно прекратила онлайн-передачу данных о состоянии ядерных материалов в МАГАТЭ, ведь россияне уничтожили такую возможность. Но в “Энергоатоме” подозревают, что потеря контроля за ЗАЭС со стороны агентства – спланированный россиянами сценарий. Мол, потеря контроля – хороший повод для МАГАТЭ приехать на АЭС. А ввиду почти четверти руководства международного агентства – россияне – история со спецкомиссией может быть не в пользу Украины.
С другой стороны, ничего не мешает украинцам, в частности “Энергоатома”, не просто делать громкие заявления, а давить на гендиректора МАГАТЭ дипломатическими рычагами, чтобы собрать международную ассамблею, отстранить россиян от принятия решений и договориться о демилитаризации объектов АЭС. (Татьяна Урбанская, УНИАН/Энергетика Украины и мира)