Возвращение акциза на горючее в предложенном правительством варианте может быть выгодно крупным сетям АЗС, а пострадают от этого владельцы авто с газобаллонным оборудованием.
Война кардинально сменила работу рынка нефтепродуктов, а в условиях дефицита горючего заставила власть идти на катастрофические для государственного бюджета шаги.
Одним из них стало решение упразднить акциз на горючее, который до вторжения России приносил в казну до 70 млрд. грн. в год.
Ближе к середине лета трейдерам удалось насытить рынок ресурсом: горючее появилось на всех АЗС во всех регионах. Кроме того, постепенно на заправках начали снижаться цены.
Стабилизация ситуации на рынке и дефицит госбюджета заставили правительство поднять вопрос о возвращении акцизов. Кабмин внес в парламент соответствующий законопроект. Правда, некоторые его пункты вызвали у участников рынка беспокойство.
Что предлагает Кабмин, кому это выгодно и как могут измениться цены на АЗС?
Все по 100
Катастрофический дефицит средств в дорожном фонде заставляет власти пересмотреть принятое 15 марта решение об установлении нулевой ставки акциза на топливо.
14 августа Кабмин внес на рассмотрение парламента законопроект , предлагающий установить ставку акцизного налога на бензин, дизель и сжиженный газ в размере 100 евро за 1 тыс. литров.
Возврат ставки НДС с текущих 7% до 20%, как было до войны, пока решили отложить.
“Государственный дорожный фонд лишен источников формирования, поскольку прогнозный объем поступления средств из оставшихся источников составил около 0,1% от объема, предусмотренного утвержденной росписью госбюджета”, – отмечается в пояснительной записке к документу.
Пока этого аргумента оказалось недостаточно для поддержки инициативы. 16 августа депутаты не поддержали даже включение законопроекта в повестку дня.
Камнем преткновения стало то, что все ставки предлагается установить на одном уровне: 100 евро за тыс. л для всех видов горючего. До войны ставка на бензин составляла 213 евро за тыс. л, дизтопливо – 139 евро, сжиженный газ – 52 евро.
То есть размер акциза на топливо для бензина и дизтоплива будет меньше, чем до войны, а на сжиженный газ – вдвое выше.
По словам участников рынка, такая инициатива противоречит принципу налогообложения в Евросоюзе и выгодна крупным сетям АЗС.
“Если мы говорим о налогообложении единиц энергии, а не объема, то надо учесть, что калорийность газа меньше. То есть в литре газа меньше энергии, чем в литре бензина или дизтоплива. Соответственно, акциз на литр газа должен быть меньше”, – говорит директор консалтинговой группы “А-95” Сергей Куюн.
К примеру, в странах ЕС ставки акцизов на автогаз и бензин и дизель отличаются в несколько раз.
“Системным операторам не выгодно работать со сжиженным газом, потому что он не приносит высоких доходов. Маржа на автогазе – 1-2 гривны на литре. Гораздо выгоднее торговать бензином или дизелем и зарабатывать на каждом литре более 10 грн.”, – отмечает эксперт Геннадий Рябцев.
Уравнять акцизы на три вида горючего через Верховную Раду пытаются не впервые , однако предыдущие попытки лоббистов были неудачными.
Газ против бензина
В условиях кризиса на рынке горючего, охватившего страну в марте-мае, автогаз стал спасателем для миллионов украинцев. После насыщения рынка цены на сжиженный газ упали на 40%, тогда как стоимость бензина или дизеля – всего на 5-7%.
Ценовая разница поражает. Если литр бензина А-95 стоит в среднем 51 грн., а дизеля – 53 грн., то стоимость сжиженного газа не превышает 27 грн., а в отдельных сетях – 25 грн.
Именно заманчивая цена стала ключевым триггером развития рынка автогаза в Украине. За последние десять лет он вырос более чем вдвое.
По данным “А-95”, в Украине самая высокая доля сжиженного газа по сравнению с другими видами горючего среди всех стран мира. По объему его потребления Украина до 24 февраля находилась в пятерке мировых лидеров.
Активное развитие рынка автогаза не давало покоя Игорю Коломойскому, который из-за близких депутатов пытался уравнять ставки акцизов.
Дело в том, что Кременчугский НПЗ специализировался на производстве бензина – основного конкурента сжиженного газа.
После начала войны НПЗ олигарха остановился из-за ракетных обстрелов со стороны россиян. До конца 2022 года завод не возобновит работу. Впрочем, унифицировать акцизы на разные виды горючего хочет не только Коломойский.
Инициатива уравнять ставки акциза на все виды горючего в процессе подготовки проекта претерпела изменения именно по автогазу.
“В первой версии документа акциз на газ был предложен на уровне 52 евро за тысячу литров и по 100 евро – для дизтоплива и бензина, но кто-то упорно “шепнул” о необходимости изменений. Кто бы это был?
Кто уже пять лет вопреки европейским директивам и здравому смыслу лоббирует увеличение акциза на автогаз и унификацию акцизов на разные виды горючего?” – риторически спрашивает директор компании-импортера нефтепродуктов и сжиженного газа “Газтрон-Украина” Владислав Колодяжный.
До рассмотрения этого вопроса в парламенте депутаты еще могут предусмотреть разные ставки на бензин, дизтопливо и автогаз. Хотя бы потому, что в ЕС нет ни одной страны, где акциз на газ равнялся бы акцизу на бензин или ГП.
Что будет с ценами
В правительстве отмечают, что пытались выбрать наиболее благоприятный момент для возвращения акцизов.
“Сейчас цены на мировых рынках продолжают падать. Надеюсь, что повышение розничных цен будет в пределах погрешности”, – отметил министр инфраструктуры Александр Кубраков.
Эксперты разделяют такое мнение. По оценкам Куюна, подорожание бензина и дизтоплива при возвращении акцизов удастся избежать.
“Падение мировых цен создает потенциал для снижения цен в Украине на 3-4 гривны за литр. Акциз перекроет это снижение, в результате чего цены стабилизируются у текущих отметок: бензин А-95 – 50-52 гривны за литр, дизтопливо – 51-53 гривны “, – считает он.
Цена на сжиженный газ после установки акциза 100 евро за тыс. л стабилизируется на уровне 27-28 грн. за л, прогнозирует Куюн. Впрочем, с подобными оценками согласны не все.
“Автогаз удержать не удастся, потому что у трейдеров нет такого запаса маржи, как у сетей, продающих бензин и дизель. Повышение может составить 3-5 грн. за литр”, – убежден один из участников рынка.
“До войны большие сети зарабатывали до 8 грн. на литре бензина, а на автогазе – максимум 2 гривны. Сейчас тяжело оценить маржу трейдеров, но участники рынка говорят, что она превышает 10 грн.”, – отмечает директор одной из сетей АЗС.
По мнению Рябцева, если после введения акциза цены на топливо и останутся на текущих уровнях, то временно.
“Горючее может удержаться до эмбарго на российскую нефть, которое вступает в силу в начале декабря. После этого цены могут взлететь колоссально”, – считает эксперт. (Николай Топалов, Epravda.com.ua/Энергетика Украины и мира)