В минувшее воскресенье в парламент был внесен правительственный законопроект (инициированный Мининфраструктуры) по возврату акцизного налога на топливо. В частности, чиновники предложили ввести ставки акцизов для всех видов горючего на уровне 100 евро за 1000 литров.

Вопрос сразу вызвал дискуссию как среди самих депутатов, так и среди игроков рынка нефтепродуктов.

Поэтому Комитет Верховной Рады по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики организовал ” круглый стол ” по обсуждению этого проекта, к которому присоединились члены комитета, депутаты и представители отраслевых ассоциаций.

Enkorr решил привести наиболее интересные тезисы этого обсуждения.

Василий Шкураков, первый заместитель министра инфраструктуры:

– Наша логика при инициировании законопроекта была такой: мы увидели, что рынок горючего в Украине стабилизировался и логистические маршруты были отработаны. При этом у нас есть большая потребность сформировать часть государственного дорожного фонда, который, как известно, зависит именно от акцизов на горючее.

В бюджете на 2022 г. было предусмотрено и должно было поступить в этот фонд около 90 млрд. грн. за счет акцизных налогов, но в связи с их отменой в марте этого не произошло. При этом задач по обслуживанию дорог никто не отменял.

“Укравтодор” по-прежнему продолжает обеспечивать выполнение мобилизационных задач, возложенных на него законом, по содержанию автодорог в надлежащем состоянии. Поэтому акциз на сегодняшний день – единственный источник, чтобы покрыть на это расходы.

Кроме того, ключевое направление, которое мы видим сейчас для использования этих средств, – это восстановление разрушенных искусственных сооружений, то есть мостов, уничтоженных в тех областях, где велись активные боевые действия (а это около 400-т).

На сегодняшний день правительством уже было принято решение о выделении 6 млрд. на эти работы, но они не обеспечены финансовым ресурсом. Именно на эти мероприятия прежде всего будут направлены средства, которые будут аккумулироваться за счет возвращения акциза.

Денис Улютин, первый заместитель министра финансов Украины:

– Министерство финансов поддерживает этот проект закона и просит народных депутатов подойти к нему не с точки зрения того, что популярно или непопулярно, а что именно сейчас нужно. И нам всем нужно, чтобы этот акциз был возвращен.

Что касается ставки, думаю, наши коллеги из Минэкономики объяснят, это их предложение.

Скажу непопулярную вещь. Мы, как Министерство финансов, считаем, что в этой ситуации спрос на топливо нужно уменьшать в любом случае – у нас сейчас нет внутреннего производства горючего. То есть, мы его все импортируем, а импортированные товары влекут спрос на валюту, которой у нас в стране не так много, поэтому спрос на топливо нужно прижимать.

Наша позиция как Минфина – вернуть ставки на довоенный уровень, потому что горючее за 65 грн. разгребали с руками и ногами. Сейчас горючее за 52 грн. и 4 грн. (дополнительных) не повлияют никоим образом на его потребление.

Денис Кудин, первый заместитель министра экономики Украины:

– Я хочу всем напомнить, что отмена акцизов на горючее – это была временная акция. Сейчас я слышу дискуссии, будто этот законопроект негативно влияет на ВВП и на макропоказатели.

У меня есть расчеты, которые мы производили относительно влияния частичного возврата налогов на акциз, то это дает в целом -0,05% на ВВП, соответственно влияние незначительное, поэтому этот законопроект Минэкономики также поддерживает.

Когда мы отменяли акцизы, мы были на восходящем тренде цены на топливо. Причина – российская агрессия, а я хочу подчеркнуть, что это единственная причина, почему цены пошли вверх, был причинен шоком в экономической активности всех субъектов рынка. Кроме того, были перекрыты традиционные для Украины каналы поставок из России и Беларуси. Плюс пошли вверх цены на мировом рынке. И тогда стоящая перед правительством ключевая задача – сдержать рост цены.

На сегодняшний день мы видим разворот тренда. И это основная причина, позволяющая нам изменить нашу позицию. Мы видим, что цена идет на понижение. Мы видим переговоры СЩА со странами ОПЕК, в частности, с Саудовской Аравией как с крупнейшим производителем. Мы видим, что на фоне заявлений саудитов об увеличении объема производства, цена падает.

Станислав Батраченко, генеральный директор Украинской ассоциации сжиженного газа (УАСХ):

– Члены ассоциации обеспокоены уравниловкой, когда предлагается “все по 100”. По этому поводу уже 8 лет ежегодно наблюдаются упорные попытки нарушить сбалансированное соотношение объема акцизного налога между сжиженным газом как альтернативным топливом бензина. Возможно, по причине роста рынка сжиженного газа за последние 10 лет.

Но надо учесть, что последние 8 лет сжиженный газ превратился в продукт промышленного и бытового назначения, который ежегодно увеличивается, особенно за последние 2 года.

В цифрах. Ассоциация установила, что на сегодняшний день около 800 предприятий использует сжиженный газ в производстве собственной продукции. Более 1 тыс. предприятий используют его в качестве вспомогательного ресурса в своем производстве. Отдельно следует выделить сферу отопления и приготовления пищи, в частности отопление помещений. Хочу отметить, что массово юридические лица начали переходить на СВГ с начала 2021 г. после удорожания природного газа. Но самая важная и сложная ситуация – с населением. Официально зарегистрировано 161 тысяч домохозяйств как пользователей баллонов, это данные областных администраций. Так что сейчас это около 300 тыс. домохозяйств фактически, потому что не все регистрируются.

Поэтому, по моему мнению, гармонизированное соотношение между сжиженным газом и бензином в довоенном состоянии – это золотая середина для сферы коммунально-бытового назначения, которая вообще не имеет отношения к уплате акцизного налога.

А насчет возвращения акциза вообще скажу, что здесь ответственность за вами, народные депутаты, все равно нам придется перевести этот налог на конечного потребителя.

Неля Привалова, президент Нефтегазовой ассоциации Украины (НАУ):

– Во-первых, хочу отметить, что мы поддерживаем логику, что наиболее удачным временем, когда нужно начинать возврат акцизного налога, именно тот период, когда цены на нефть и нефтепродукты на мировых рынках падают. Это позволит в случае принятия решения не повышать цены на топливо для конечных потребителей.

Второй вопрос: также мы поддерживаем то, что переоценить очень сложно – потребность в надлежащем состоянии дорог, по которым перемещаются все товары, все люди, проводятся перевозки. Мы все столкнулись с вопросом должной логистики, особенно когда у нас был период дефицита горючего. Поэтому логистика – это вопрос №1, чтобы товары попадали в страну и развозились уже в ее пределах.

Следующая позиция – мы поддерживаем введение акцизного налога на три вида нефтепродуктов как раз в одинаковом объеме на уровне 100 евро за 1000 л. Поскольку период отсутствия акцизного налога доказал, что это никак не влияет на соотношение объемов потребления бензина и сжиженного газа, которые являются взаимозаменяемыми видами топлива для пользователей.

Мы уверены и считаем, что особенно сейчас в период, когда повреждена часть дорожного покрытия из-за военной агрессии РФ, все автовладельцы должны одинаково иметь налоговую нагрузку и вкладываться в то, чтобы эти дороги возобновлялись для дальнейшего их использования, то есть мы за справедливый подход в этом вопросе.

Артем Петренко, исполнительный директор Ассоциации газодобывающих компаний Украины:

– Позиция ассоциации по акцизам следующая: мы не против введения акцизов, ведь это вопрос все-таки государственной политики. В то же время, мы выступаем против правительственного законопроекта.

Как коллеги правильно отмечали, вообще нигде в мире такого нет, что сжиженный газ, более дешевое и экологическое топливо, имеет такой же акциз, как и бензин с дизелем. Есть разные пропорции в мире, но нет ни одной страны, где они абсолютно равны, это абсолютно неприемлемо.

И наше предложение состоит в том, чтобы изменить пропорцию. Если правительством и депутатами будет поддержана идея, например, относительно 100 евро на бензин и дизель, то тогда акциз на газ должен быть не больше того, сколько он был до войны, то есть 52 евро.

Потому что не может быть ситуации, когда на бензин и дизель условно повышаются цены на 7-8%, а на сжиженный газ – на 15-17%. Почему? Потому что этой инициативой для бензина акциз внедряется поэтапно, а на сжиженный газ сразу увеличивается вдвое. То есть мы выступаем за баланс интересов пропорционально. (Enkorr/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий