Если Европе удастся пережить следующую зиму без серьезных блекаутов, это станет непоправимым поражением «Газпрома». Поскольку на практике будет доказано, что без токсичного российского ресурса можно обходиться. В этом году Евросоюз пришел к этому осознанию в авральном порядке, но уже в следующем сезоне будет отказываться от импорта газа из РФ последовательно и планово.
“Газпром” идет ва-банк
Любимая российская игра “За что боролись, на то и напоролись” нравится “Газпрому” тоже. Дестабилизируя европейские газовые рынки, нагнетая цены и панику, “Газпром” добивается моментального результата, но уничтожает собственную перспективу. В прошлом году объемы экспорта российского газа в ЕС уже снизились до исторического минимума – 145 млрд. кубометров. За январь-август 2022 года они упали еще на 36% от прошлогоднего уровня. Если даже в этом году продажи “Газпрома” в Европе не опустятся ниже 100 млрд. кубов, то это почти неизбежно произойдет в следующем году.
Сейчас в Москве утешаются сверхприбылями, которые приносит “голубое топливо”, и ожидают цены в 4000 USD за тысячу кубометров накануне зимы. Как прогнозирует аналитик британской компании Renaissance Energy Advisors Надя Казакова, в 2022 г. доходы “Газпрома” от экспорта могут составить 67 млрд. USD, что на 12 млрд. USD больше, чем в прошлом. Еще никогда “Газпром” не зарабатывал так много. Но еще никогда он не был так близок к краху.
В начале августа уровень добычи газа в России упал до самого низкого с 2008 года уровня. В целом за январь-август 2022 г. он сократился на 13% по сравнению с показателями за аналогичный период 2021-го. Но даже со всем, что добывается, “Газпром” не справляется. Снимки спутников NASA еще с мая фиксируют перманентный пожар в районе компрессорной станции Портовая, через которую газ закачивается в трубу Северного потока. Происхождение огня эксперты оценивают однозначно: Газпром сжигает в факеле лишний ресурс. Ориентировочно сгорает 300-400 млн. кубов газа в месяц.
Появляются и финансовые индикаторы, указывающие, что с одной стороны санкции немного работают, а с другой РФ сама загоняет себя в угол. В июле впервые в текущем году российские месячные доходы от продажи нефти и газа были меньше, чем за тот же месяц 2021 г. и составили всего 771 млрд. рублей. Это все равно колоссальная сумма, но, к сравнению, в июле-2021 она приближалась к 1 трлн. рублям, на апрельском максимуме 2022-го превышала 1,8 млрд. руб. В том же июле 2022-го наблюдался и коллапс поступлений в бюджет РФ от экспортной пошлины. За апрель-июнь они держались в интервале 200-250 млрд. рублей в месяц, в июле скатились до 50 млрд. рублей.
Эти цифры являются красноречивыми маркерами Пирровой победы, которую “Газпром” одерживает на газовых рынках Европы. Кажется, сейчас он просто сидит, считает деньги и потирает руки, ожидая, пока цена газа достигнет 4000 USD за тысячу кубов (планка в 3400 USD уже взлетала). Но цены на энергоносители склонны как расти, так и падать. Потерянные фрагменты рынка “Газпрому” уже никто не вернет. С 2023 года от российского газа полностью отказывается Болгария. Итальянская компания ENI подписала новые контракты с Алжиром, Египтом и Конго, чтобы к 2025 г. прекратить импорт газа из РФ. Правительство Германии договорилось об увеличении поступлений газа из Норвегии, благодаря чему последняя станет крупнейшим экспортером природного газа в мире, потеснив из этого пьедестала Россию. Австрия перебрала в государственное управление крупнейшее газовое хранилище в стране “Гайдах”, которое до сих пор контролировалось “Газпромом”. В Германии “Газпром” заставили выйти из управления крупнейшим местным ПХГ “Реден”. И чудо: после этого его заполненность резко возросла – с почти нуля до более чем 60%.
Каждый из этих ударов сам по себе не смертелен для “Газпрома”, но совокупно они подрывают всю ту конструкцию, которую “Газпром” десятилетиями строил в Европе. Это уже ни дешевый, ни надежный поставщик. Он несет не энергетическую устойчивость, а угрозу национальной безопасности государств ЕС. Поэтому звучавшие из Брюсселя намерения еще в начале 2022 года – сократить экспорт газа из России на две трети – могут быть реализованы уже в следующем году. Вряд ли можно считать реально достижимым полный отказ от российского ресурса в Европе. Но даже если его закупки упадут до 50 млрд. кубов в год, это разрушит экономику “Газпрома”, несмотря на сегодняшние сверхприбыли. Переправить все утраченные объемы на азиатские рынки невозможно. Очевидно, экономисты “Газпрома” это понимают, но кто решится выступить вопреки политической линии Кремля? Поэтому газовому монополисту и приходится идти ва-банк этой зимой. На кону – все. Если Европа пойдет на уступки (например, расчет за рубли; открытие “Северного потока-2”, уменьшение поддержки Украины), ее энергозависимость от РФ будет прогрессировать. Устоит – “Газпром” сдвинется в яму, которую сам и выкопал.
Европа включает энергосбережение
Уже сейчас можно сказать, что худшего сценария на зиму Европе удалось избежать. На 23 августа наполнение европейских подземных хранилищ газа составило 77,5%. В прошлом году в то же время показатель был всего 64%. Руководство ЕС поставило перед государствами альянса план довести уровень заполненности ПХГ до 80% по состоянию на 1 ноября. Но с нынешними темпами вполне вероятно иметь к тому времени и все 90%.
Конечно, даже если все ПХГ Евросоюза будут залиты по завязке, на весь отопительный сезон этого запаса не хватит: всего на 2-3 месяца, в зависимости от погодных условий. Кроме того, емкости хранилищ между странами ЕС распределены по-разному: в Австрии, скажем, их избыток, в Польше – нехватка. Однако не будем забывать и о текущем импорте. Возможно, “Газпром” пойдет до конца и полностью прикрутит вентиль на Европу. Но это не значит, что прекратятся поступления из той же Норвегии, Северной Африки, Нидерландов, Ближнего Востока, США и т.д. Поэтому критически необходимый минимум у Евросоюза будет зимой. Об этом можно говорить с уверенностью.
Другое дело, насколько доступен этот ресурс для потребителей. Уже сейчас стоимость энергии в большинстве государств ЕС, так же и в Британии, выросла в разы. Рекорд роста зафиксирован во Франции, где фьючерсы на 2023 год на оптовом рынке электроэнергии в 10 раз превысили прошлогодний уровень. Но в то же время французское правительство пообещало гражданам сдерживать до конца года тарифы на электроэнергию и газ. К подобным мерам – дотациям и экономии – вынуждена прибегать власть и в других странах Сообщества. Правительство Чехии утвердило программу “Энергетический тариф”, согласно которой каждое домохозяйство страны получит помощь (в среднем 600 евро) на оплату энергоносителей. В Германии отменили налог на “зеленую” энергетику, уплачиваемый с каждого потребленного мегаватта электроэнергии. В Британии Борис Джонсон пообещал гражданам компенсацию за газ и свет.
Еще в мае Еврокомиссия предложила всем странам альянса добровольно сократить потребление энергоносителей, особенно природного газа, на 15%. Многие правительства тогда критически отнеслись к предложению: мол, это невозможно без ущерба экономике. Но чем ближе к зиме, тем активнее они включают режимы экономии. Как отметили аналитики швейцарского банка UBS, в июле 2022-го потребление газа в регионе ЕС было примерно на 10% ниже, чем в июле 2021-го, и на 15% ниже, чем в среднем за 2017-2021 годы. То есть режим энергосбережения все-таки работает. Как ни резонно замечают в UBS, экономить в теплое время легче, чем в холодное.
В связи с газовым дефицитом Германия, Италия, Австрия, Нидерланды пересматривают свои планы по закрытию угольных электростанций, а некоторые даже возвращают их в эксплуатацию по-новому. В то же время, в каждой из стран внедряется своя стратегия мелких шагов, чтобы кнутом и пряником побуждать граждан и бизнес беречь энергию в повседневной жизни. В частности, во Франции будут штрафовать магазины за открытую дверь, если внутри работает кондиционер или обогреватель. В Италии были введены ограничения на температуру кондиционеров при обогреве или охлаждении. Бельгия упразднила НДС на материалы для утепления помещений. То есть в большинстве своем правительства государств ЕС понимают риски и вызовы следующей зимой и серьезно готовятся на них отвечать. Было бы преувеличением говорить о полном консенсусе,
Украина балансирует на “минималках”
Ситуация с обеспечением природным газом Украины не сильно отличается от ситуации в Европе. Запасов в подземных хранилищах не столь много, чтобы чувствовать себя в полном комфорте, но и не столь мало, чтобы говорить об энергетическом коллапсе. Согласно сообщениям НАК “Нафтогаз Украины”, по состоянию на начало августа в ПХГ находилось более 12 млрд. куб. м газа. Кабмин давал задачу компании к началу отопительного сезона набрать 19 млрд. кубов. Но это невозможно и не нужно.
В прошлом году потребление газа в Украине составило 28 млрд. кубов. В этом году в результате войны, оккупации части территорий, уменьшения промышленного производства и разрушения инфраструктуры потребность будет значительно меньше. По разным оценкам, потребление сократится на 35-50%. То есть речь идет о 14-18 млрд. кубов. Полностью опорожнить хранилища НАК не может по техническим причинам, там должен оставаться определенный объем для поддержания давления. Поэтому во избежание форс-мажоров и стабильного прохождения зимы еще 3-4 млрд. кубов стоило бы скачать в ПХГ. Скорее всего, 1-1,5 млрд. кубометров “Нафтогаз Украины” сможет приобрести у отечественных добытчиков. Для этого правительство рассматривает варианты, как повысить закупочные цены, так и обязать продавать газ исключительно “Нафтогазу”. Таким образом, остается найти средства еще хотя бы на 1,5-2 млрд. кубов по импорту. При нынешних ценах на это нужно 5-7 миллиардов долларов. И пока столько денег у НАК нет. В августе правительство передало “Нафтогазу” 350 миллионов долларов США кредита от Канады на закупку природного газа. Еще столько же компания приберегла, отказавшись в июле от выплат кредиторам по своим евробондам. Но средств все равно недостаточно, поэтому правительство сейчас ведет переговоры с Западом о дополнительных ссудах на газовые нужды. По большому счету, имеем это еще 3-5 месяцев, поскольку весь объем газа не нужен одномоментно. На первые месяцы мы уже запаслись, а самый острый дефицит ожидается к концу зимы – в начале весны 2023 г. отказавшись в июле от выплат кредиторам по своим евробондам. Но средств все равно недостаточно, поэтому правительство сейчас ведет переговоры с Западом о дополнительных ссудах на газовые нужды. По большому счету, имеем это еще 3-5 месяцев, поскольку весь объем газа не нужен одномоментно. На первые месяцы мы уже запаслись, а самый острый дефицит ожидается к концу зимы – в начале весны 2023 г. отказавшись в июле от выплат кредиторам по своим евробондам. Но средств все равно недостаточно, поэтому правительство сейчас ведет переговоры с Западом о дополнительных ссудах на газовые нужды. По большому счету, имеем это еще 3-5 месяцев, поскольку весь объем газа не нужен одномоментно. На первые месяцы мы уже запаслись, а самый острый дефицит ожидается к концу зимы – в начале весны 2023 г. (Ярослав Ярош, МинПром/Энергетика Украины и мира)