Смогут ли САП и НАБУ заставить Коломойского ответить за вывод миллиардов из “Укрнафты”?
НАБУ подозревает бывший менеджмент “Укрнафты” в выводе из компании 13,3 млрд. грн. в пользу группы “Приват”. В чем суть дела и дотянется ли рука правосудия до одного из самых богатых людей страны – Игоря Коломойского.
22 марта 2015 вход в здание государственной компании “Укрнафта” в Киеве заблокировали люди с автоматами. Впоследствии произошло столкновение охранников с депутатом от БПП Мустафой Найемом, пытавшимся попасть внутрь здания. Наем несколько раз ударили. После этого на место происшествия приехал Игорь Коломойский.
Конфликт – эпизод борьбы за крупнейшую нефтедобывающую компанию Украины, обострившуюся в начале 2015-го. Приблизительно в это время президент Украины Петр Порошенко подписал закон, которым снижался кворум для проведения общего собрания акционеров компаний до 50% + 1 акция. К тому же этот показатель составлял 60%+1.
Закон должен снизить влияние группы “Приват” Игоря Коломойского и Геннадия Боголюбова на крупнейшую нефтедобывающую компанию Украины – “Укрнафту”.
Компаниям, связанным с группой “Приват”, принадлежит 42% акций компании, государственному “Нафтогазу Украины” – 50% + 1 акция. Без этого закона государство не могло принимать решения о назначении топ-менеджеров компании и выплате дивидендов, поскольку “приватовские” акционеры игнорировали собрание.
На фоне изменения законодательства головной офис “Укрнафты” в Киеве взяли под охрану вооруженные люди, Коломойский объяснил это угрозой рейдерского захвата.
С 2011 по август 2015 должность председателя правления “Укрнафты” занимал бельгиец Питер Ванхеке, которого СМИ считают лояльным к Коломойскому. В июле 2015 года акционеры компании уволили его с должности. Вместо него назначили британца Марка Роллинса, но он приступил к исполнению обязанностей только в октябре.
История схемы
Пока государство в 2015 г. пыталось убрать влияние Привата на Укрнафту, менеджмент компании, по данным НАБУ и САП, заключил ряд контрактов, которые вывели из компании 13,3 млрд. грн. По данным следствия, в пользу компаний связанных с группой “Приват”.
В марте-августе 2015 года “Укрнафта” продала ряду компаний нефть на 10,7 млрд. грн. По данным следствия, “Укрнафта” поставила им сырье, но не получила за нее деньги. После этого нефть была переработана на Кременчугском НПЗ, который контролируется Приватом, а изготовленные нефтепродукты продали на АЗС. “Приват” владеет крупнейшей сетью АЗС в стране – около 1500 станций, по данным профильного издания enkorr.
При этом “Укрнафта” нарушила действующее постановление правительства, которое запрещало компании поставлять нефть без 100% предоплаты. В ноябре 2017 г. аффилированная, по данным enkorr, с Приватом компания Инсигния Резорт пыталась в суде обжаловать эту норму, но в начале 2019 г. Верховный суд подтвердил ее законность.
Второй эпизод касается июля 2015 г., когда Укрнефть приобрела нефть, заплатив авансом 2,57 млрд. грн. “Укрнефть” так и не получила эту нефть. Как установили детективы, израсходованные средства были выведены за границу на счета ряда оффшорных компаний.
“Несомненно, это были не идеально проведенные торги”, – говорит директор консалтинговой группы “А-95” Сергей Куюн, который в те годы писал об этой схеме. “Ответственность менеджмента за эти действия не подлежит сомнению”, – добавляет он.
Больше не прибыльная “Укрнафта”
“Укрнафта” закончила 2015 год с убытком в 5,4 млрд. грн., тогда как в предыдущие годы компания была прибыльной, а за 2014 год компания получила прибыль в 1,3 млрд. грн.
Эти соглашения привели к возникновению налогового долга “Укрнафты” перед госбюджетом, который к 2020 году с учетом процентов и пени достиг 30 млрд. грн.
В декабре 2020 г. государственный “Нафтогаз” заплатил “Укрнафте” за газ будущей добычи 23,5 млрд. грн., а также за газ в 2006 г. – 12,6 млрд. грн. Эти деньги компания перечислила в госбюджет, погасив задолженность.
В апреле 2020 года “Укрнафта” подписала соглашения о реструктуризации долга на 7 млрд. грн. с компаниями, которым в 2015 году безвозмездно поставила нефть. На август 2021 г. эти компании заплатили более 2,3 млрд. грн., говорил действующий руководитель Укрнафты Олег Гез в интервью “Интерфакс Украина” .
Forbes обратился за комментарием к “Укрнафте”, но компания отказалась комментировать эту тему. Также издание обратилось за комментарием к Андрею Коболеву, который возглавлял “Нафтогаз” с 2014 по 2021 г. и наблюдательный совет “Уркнефти” – с 2014 по 2019 г. “Не знаю деталей этого конкретного дела и мне сложно комментировать”, – ответил он.
“Компетенция наблюдательного совета “Укрнафты” – принимать решения по значительным сделкам”, – говорит председатель парламентского комитета по энергетике Алексей Кучеренко. По его словам, удивительно, что Коболев не фигурирует в заявлениях НАБУ по этому делу.
Перспективы дела
НАБУ расследует дело “Укрнафты” с 2016 года. Почему только сейчас бюро объявило подозрения бывшему руководителю компании и еще 7 ее бывшим менеджерам?
“Подозрения были готовы еще раньше – в 2019 г., но САП их не согласовывал”, – говорит юрист “Центра противодействия коррупции” Вадим Валько. Одна из версий против согласования был бывший руководитель САП Назар Холодницкого, другая – экспредседатель Офиса Генпрокурора Ирина Венедиктова, говорит он.
Новому руководителю САП Александру Клименку хватило одного месяца в должности, чтобы согласовать подозрения. “Это может говорить о том, что он будет принимать решение, несмотря на указания с горы, без оглядки на политику”, – говорит Валько.
Вряд ли объявление о подозрениях именно сейчас связано со сменой руководства САП, не соглашается советник по безопасности бизнеса Juscutum Станислав Борис.
Долгий период расследования и согласования подозрений – обычная практика для НАБУ, поскольку бюро пытается собрать максимальное количество доказательств, говорит Борис. “Но когда НАБУ сообщает о подозрении, то уже идет до конца”, – говорит он.
После объявления подозрений правоохранители будут проводить досудебное расследование, которое может занять не более 12 месяцев. Рассматривать дело будет Высший антикоррупционный суд. Срок рассмотрения – не менее одного года, но в среднем 3-5 лет, говорит Борис.
Максимальный срок привлечения к ответственности по этому делу – 15 лет. Этот срок истекает в 2030 году и суду ничего не останется, кроме как закрыть это дело, если вина не будет доказана, говорит Борис. Подозреваемым грозит лишение свободы сроком от семи до двенадцати лет с конфискацией имущества, если их вину докажут.
Может ли на скамью подсудимых сесть Коломойский? Это будет зависеть от собранных улик и показаний участников дела, говорит Валько. Следствию предстоит доказать связь между правонарушением и бенифициарами группы “Приват”, говорит он. (Игорь Орел, Forbes-Украина/Энергетика Украины и мира)