Сергей Куюн, директор Консалтинговой группы “А-95” – кратко по основным вопросам.

– Любое государство живет за счет налогов. А в Украине на следующий год налоги на 100% сформируют оборонный бюджет государства. Поэтому их возвращение – логичный и ожидаемый шаг, хотя никто их платить не хочет и не любит. Акциз на бензин и дизель составит 4 грн./л, на автогаз – 2 грн. Это 7-8% от конечной цены на АЗС. До войны эта нагрузка на бензине была 40%, на дизеле – 25%, на газе – 15%. Справка: в Европе налоговая нагрузка на горючем достигает 70%.

– Налог возвращен не полностью – эти ставки в среднем в полтора раза меньше, чем были. По нашим расчетам, эти ставки дадут в бюджет на следующий год 31 млрд. грн. Старые ставки дали бы 43 млрд. грн. Это частичное возвращение, а шум был, как будто их повысили втрое.

– Целевое назначение акцизов согласно принятому закону – восстановление, ремонт и содержание дорожной инфраструктуры. В этом заинтересована и экономика, и частные автовладельцы, и армия. Если в 2021 году акцизы дали в Дорожный фонд более 70 млрд. грн. (около $3 млрд.), то сейчас будет 31 млрд. ($0,8 млрд.). Валютный эквивалент приведен, потому что многие материалы для этой отрасли имеют импортное происхождение.

– Повышения цен на АЗС не будет. Да, акциз увеличит закупочную стоимость, но в сентябре она снизилась из-за падения мировых цен на нефть и нефтепродукты. Цены на бензин и дизтопливо останутся стабильными. Возможно незначительное удорожание автогаза – в пределах 1 грн./л.

– Риски. Из-за высокой добычи газоконденсата, уничтожения легальных НПЗ и высоких закупочных цен импорта (взлет мировых цен плюс наценки зарубежных поставщиков плюс расходная логистика) произошел ренессанс мини-НПЗ. Этому также способствовало разрешение государства поставлять на рынок горючее классов Евро-3 и Евро-4. Когда акциза не было, это была проблема только потребителей, потому что этот низкокачественный продукт затопил всю страну (за исключением разве что западной части). Сейчас появляется акциз, который эти отечественные производители платить не собираются. Поэтому вместе с потребителем будет страдать и бюджет. Государству нужно положить конец этой практике, особенно в условиях, когда налоги формируют оборонный бюджет страны. Нелегальные производители должны либо легализоваться, либо покинуть рынок. Соответствующие органы знают все адреса.

– Совет: будьте внимательны, следите за маркировкой горючего (его класс должен быть обозначен на потолке АЗС и документах в уголке потребителя). Не ведитесь на низкую цену, помните о плохой “ухе”. Ремонт обойдется очень дорого, слишком сейчас. Оно вам нужно? (Enkorr/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий