В апреле-июне 2022 г. в Украине бушевал топливный кризис. Сети ОККО и WOG смогли быстрее других адаптироваться к новым обстоятельствам. Что им это дало.

Происходящее на топливном рынке Украины в начале войны войдет в учебники истории и экономики, говорит аналитик консалтинговой компании “НефтеРынок” Александр Сиренко.

Весной 2022 года, когда в АЗС выстроились километровые очереди, одни сети зарабатывали доходы, а другие считали убытки.

До войны Украина импортировала 70% потребляемых в стране нефтепродуктов, преимущественно из России, Беларуси и морем. Остальные обеспечивали внутренние производители, прежде всего, Кременчугский и Шебелинский НПЗ.

Российские, белорусские и морские поставки остановились 24 февраля. Шебелинский НПЗ остановился в конце февраля, Кременчугский НПЗ – в начале апреля после массированного обстрела со стороны российских военных.

Украинский рынок горючего, с довоенным объемом около 1 млн. т в месяц, остался без традиционных источников поставок. Результат – острый дефицит и рост розничных цен вдвое от довоенного уровня. “Начало войны нокаутировало многих игроков рынка, – говорит директор Консалтинговой группы “А-95″ Сергей Куюн. – Большинство сетей в марте продали остатки и остались почти ни с чем”.

Но не все. Некоторые сети смогли быстрее адаптироваться к новым обстоятельствам.

За первые 6 месяцев 2022 года ОККО Виталия Антонова получила 3 млрд. грн. чистой прибыли, что на 20% больше, чем за весь прошлый год и в 2,5 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года, сообщили Forbes в компании. Выручка ОККО выросла на 64%, до 32,8 млрд. грн.

Для сравнения: сеть Amic за тот же период получила 1 млрд. грн. убытка против 390 млн. грн. прибыли за 6 месяцев прошлого года, сообщили в компании. Выручка Amic в первом полугодии 2022 года упала на 24% до 3,6 млрд. грн.

Forbes обратился с запросом о финрезультатах также в “Укрнафту”, WOG , БРСМ, UPG, SOCAR, но эти компании не ответили.

Секрет успеха

ОККО, Amic , как и остальные украинские АЗС, понесли потери от военной агрессии России: потеряли сотрудников, АЗС и нефтебазы. Однако почему одна компания зарабатывала, пока другая теряла?

“ОККО и WOG первыми начали системные поставки импортного горючего автотранспортом из Европейского Союза”, – говорит Куюн.

До войны этот канал снабжения не имел экономического смысла из-за более дорогой логистики. Чтобы компенсировать логистические расходы, Верховная Рада в середине марта упразднила акциз на нефтепродукты и снизила НДС для горючего с 20% до 7%.

Однако Amic начал импортировать в конце мая группа “Приват”, которая владеет крупнейшей сетью АЗС в Украине, – в конце июня, говорит Сиренко. То есть после отмены госрегулирования. “Они неправильно оценили конъюнктуру”, – говорит он. В апреле максимальный суточный импорт горючего был 10 000 т, а в июне вдвое больше – 20 000 т.

UPG и KLO тоже начали импортировать большие объемы позже ОККО и WOG. SOCAR импортировался с марта, но в небольших объемах.

ОККО и WOG были ловчее. “25 февраля мы подняли все свои связи в Европе, прозвонили поставщикам, заключили новые контракты, – говорит Василий Даниляк, первый вице-президент ОККО. – За первые 20 дней мы заплатили более $100 млн.”.

В условиях ажиотажного спроса на оптовом рынке ОККО и WOG могли продавать горючее с рекордной наценкой, говорит Сиренко. Тогда стоимость дизеля на границе была 40 грн./л, а в опте, где госрегулирование бездействовало, цены превышали 65 грн./л, напоминает он. Сейчас рынок насытился, а наценка упала почти до довоенного уровня.

Почему ОККО и WOG были первыми? “В отличие от других сетей, которым пришлось с нуля выстраивать импорт из ЕС, ОККО и WOG уже имели нужный опыт, контакты и инфраструктуру”, – говорит Сиренко. Еще одна причина – ОККО и WOG крупные игроки, закупающие сразу большие объемы. “Им проще было бороться за конкуренцию за европейского поставщика, – говорит менеджер одной из сетей АЗС. – Не у всех есть $100 млн., чтобы сразу подписаться на поставки”, – добавляет он. (Игорь Орел, Forbes-Украина/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий