На прошлой неделе был опубликован новый закон “О регулировании безопасности при использовании атомной энергии”. В нем учтены международные требования и отражен опыт Беларуси, наработанный в процессе реализации первой ядерной энергетической программы. О новациях документа рассказали представители Госатомнадзора в пресс-центре БЕЛТА.
Для чего был разработан новый закон?
Как подчеркнул заместитель начальника Госатомнадзора Григорий Асташко, во главе угла стоит безопасность. “Беларусь является полноценным членом МАГАТЭ. Это международное сообщество призвано пропагандировать безопасное использование атомной энергии во всем мире и проводить партнерские проверки. Кроме того, наша страна присоединилась практически ко всем важным международным документам в этой области: к объединенной конвенции о безопасности обращения с отработавшим топливом и о безопасности обращения с радиоактивными отходами, к конвенции о ядерной безопасности. Некоторые положения этих конвенций напрямую имплементированы в наш закон”, – сказал он. В новом законе нашли отражение и положения договора о нераспространении ядерного оружия, конвенции о физической защите ядерного материала и ядерных установок.
В документе учтены и пожелания МАГАТЭ, чтобы законодательно в Беларуси был закреплен принцип полной ответственности эксплуатирующей организации за обеспечение безопасности при использовании атомной энергии. “В данном случае мы говорим о Белорусской АЭС. Это и вопросы обеспечения культуры безопасности, и новая концепция управления”, – уточнил заместитель начальника Госатомнадзора. Кроме того, впервые на законодательном уровне введен институт главного государственного инспектора по обеспечению ядерной и радиационной безопасности, определены его права и обязанности при выполнении проверок.
В Беларуси развивается ядерное право в соответствии с рекомендациями МАГАТЭ. Эта новая отрасль законодательства внесена в единый правовой классификатор страны. “Беларусь по развитию своего ядерного права занимает лидирующие позиции на просторах СНГ. Эксперты МАГАТЭ признали, что в нашем законодательстве отражены все необходимые атрибуты”, – обратил внимание Григорий Асташко.
Кто работал над документом?
Основным разработчиком законопроекта выступил Госатомнадзор. “Совместно с заинтересованными органами государственного управления и организациями, в тесном сотрудничестве с депутатами Палаты представителей и сенаторами Совета Республики Национального собрания была проведена скрупулезная слаженная работа. Ее результат – закон, который комплексно регулирует отношения в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности”, – рассказала начальник отдела правового обеспечения Госатомнадзора Лариса Басалай.
Основные принципы закона
В законе закреплен приоритет безопасности над экономическим аспектом использования атомной энергии. “Главное – защита жизни и здоровья, прав и законных интересов граждан, охрана окружающей среды, а также укрепление имиджа Беларуси на мировом пространстве”, – подчеркнула представитель Госатомнадзора.
Кроме того, закреплены основные принципы регулирования безопасности при использовании атомной энергии, которые задают направление и закладывают основы правильного принятия управленческих и регулирующих решений.
Среди новаций закона – разграничение функций государственного управления и государственного регулирования. Госуправление осуществляется Минэнерго, МЧС и Национальной академией наук. Госрегулирование – МЧС в лице Госатомнадзора, Минздравом, Минприроды, а также другими госорганами в пределах их компетенции. “Такой подход полностью соответствует требованиям безопасности МАГАТЭ, согласно которым государство создает и поддерживает надлежащую основу обеспечения безопасности с четким распределением ответственности между всеми уровнями госорганов, силами реагирования, операторами, перевозчиками ядерного топлива”, – добавила Лариса Басалай.
За Госатомнадзором закреплены функции органа регулирования. Основная из них – проверка и оценка безопасности в соответствии с регулирующими требованиями. Кроме того, в документе уточнены и конкретизированы полномочия республиканских органов государственного управления, в том числе с целью усиления их ответственности.
Научно-техническая поддержка
Закон закрепляет функционирование уже сложившейся системы научно-технической поддержки регулирующей деятельности в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности. В нее входят различные организации, включая исследовательские, научно-практические центры, академические институты, национальную комиссию по безопасному использованию атомной энергии при Совете Министров и экспертов. Госатомнадзор обеспечивает формирование и организует работу этой системы. Согласно нормам закона организации научно-технической поддержки могут привлекаться к экспертизе безопасности, оказывать экспертные и консультационные услуги, участвовать в выполнении научно-исследовательских работ.
“Национальная комиссия по безопасному использованию атомной энергии при Совете Министров создается как научно-экспертный и консультативный орган. Ее работа будет направлена на решение вопросов, связанных с обеспечением ядерной безопасности. Предполагается, что в состав этой комиссии войдут представители всех организаций научно-технической поддержки, а также органов государственного регулирования. Основной задачей комиссии будет подготовка рекомендаций госорганам”, – сообщила Лариса Басалай.
Нюансы обеспечения безопасности
“Законом определен принцип глубокоэшелонированной защиты. Это система применения физических и технических барьеров на пути распространения ионизирующих излучений и радиоактивных веществ в окружающую среду”, – обратил внимание начальник управления регулирования ядерной безопасности Госатомнадзора Виген Марухян.
Он также рассказал о процедуре оценки безопасности. При необходимости Госатомнадзором назначается экспертиза безопасности документов, которые обосновывают безопасную эксплуатацию атомной станции.
“Кроме того, в соответствии с требованиями МАГАТЭ нами были разработаны нормы и правила в части управления старением атомной станции. Это понятие перенесено в новый закон. Оно предполагает систему организационных, технических и эксплуатационных мероприятий, которые проводятся в целях предотвращения деградации систем и элементов в период эксплуатации. Он установлен проектной документацией в течение 60 лет”, – отметил Виген Марухян.
Из других новшеств – проведение периодической оценки безопасности. Планируется, что она будет проводиться каждые 10 лет.
Стандартизация
Григорий Асташко выразил надежду, что принятие нового закона придаст новый импульс развертыванию работ в смежных сферах. По его мнению, необходимо сосредоточить на этой задаче комплексные усилия ключевых министерств, органов управления в области использования атомной энергии, в первую очередь Минэнерго при поддержке НАН и Госстандарта и Госатомнадзора. Это необходимо для того, чтобы в стране в целях безопасности была создана очень четкая система стандартизации и оценки соответствия оборудования, изделий и технологий для области использования атомной энергии. (БЕЛТА/Энергетика Украины и мира)