Какие потери понесла энергосистема Украины в результате массированных атак россиян и к чему готовиться населению?

За последние две недели Россия совершила наиболее масштабную в истории атаку на энергетические объекты Украины. Ее цель – полностью “погасить” страну.

Пока оккупанты своего не достигли, однако последствиями обстрелов стало отключение от энергоснабжения миллионов украинцев. Во вторник ограничения по всей стране были введены и для промышленных потребителей.

Похоже, враг на этом не остановится. Ситуация усугубляется тем, что уничтожать критическую инфраструктуру Украины помогают российские энергетики. Они консультируют военных, по каким именно объектам бить в первую очередь.

Как энергосистема Украины справляется с атаками врага? Насколько хватит ее запаса прочности и возможен ли сценарий с полным затмением?

Энергетика под прицелом

По данным Офиса генпрокурора, с 24 февраля россияне избивали по объектам энергетики 85 раз. Два из трех ударов пришлись на последние две недели войны. Неприятель применяет крылатые ракеты воздушного, морского и наземного базирования, баллистические ракеты, зенитные управляемые ракеты и иранские беспилотники Shahed-136.

Больше всего пострадали Донбасса, Сумщина, Днепропетровщина и Львовщина. Обстрелы избежали только Закарпатская, Черновицкая и Тернопольская области. Цель атак – уничтожение украинцев из-за создания непригодных для жизни условий.

“С приближением зимы российское руководство сознательно лишает людей от базовых вещей: воды, электричества, тепла. Так же, как сознательно обрекало голодную смерть во время Голодомора 1932-1933 гг. Это терроризм и военное преступление”, – объясняет генеральный прокурор Андрей Костин.

“Все, что делает Россия – это акт терроризма. Самая главная цель – посеять панику, страх, неуверенность. Паника и страх – это главное оружие террора”, – уверен руководитель главного управления разведки Министерства обороны Кирилл Буданов.

Продолжатся ли обстрелы

Вероятность повторения атак по украинским объектам электроэнергетики велика, поскольку предстоящая зима – последний шанс для России попытаться шантажировать Украину и пытаться принудить ее к переговорам на своих условиях.

Правда, президент Владимир Зеленский заявил, что переговоры с РФ пока Владимир Путин остается президентом страны-агрессора, невозможны. Остановит ли это россиян? Собеседники ЭП в энергетической сфере в это не верят.

Украинские политики открыто предупреждают, что уже сейчас следует готовиться к постоянным перебоям с электричеством и проблемам отопления.

Террористических возможностей у россиян еще предостаточно, говорит Буданов.

“Террор с использованием “Шахедов” может быть еще долго, а вот с использованием ракет нет, потому что их запасы почти исчерпаны. “Искандеров” осталось 13%, ракет “Калибр-ПЛ” и “Калибр-НК” – 43%, ракет Х-101 и Х-555 – 45%. Проседать ниже 30% опасно, потому что это неприкосновенный запас”, – объясняет главный разведчик.

Куда бьют оккупанты

Разрушение энергетических объектов началось с первых месяцев войны. Сначала оккупанты били по некритическим объектам, которые влияли на отдельные регионы: ТЭЦ, производящие тепло и горячую воду, и ТЭС в зоне активных боевых действий.

10-11 октября терроризм россиян вышел на новый уровень: они начали избивать по критическим объектам энергетической инфраструктуры. Энергосистема имеет две основные составляющие: генерация, где производится электроэнергия, и инфраструктура для ее снабжения. В октябре россияне пытались уничтожить обе составляющие.

Сначала террористы ударили по распределительным устройствам, трансформаторам и переключателям, чтобы станции не могли соединиться с объединенной энергосистемой.

“Ключевые цели – трансформаторные высоковольтные подстанции “Укрэнерго” и оборудование для выдачи мощности на тепловых электростанциях”, – объясняет генеральный директор компании ДТЭК Максим Тимченко.

Позже оккупанты переключились на генерацию. Чтобы не помогать врагу, энергетики не рассказывают о поврежденных объектах и уровне их разрушения. Более того, СБУ охотится за лицами, публикующими видео или фото “прилетов” российских ракет. Нарушителям и нарушительницам грозит лишение свободы на 3-12 лет.

Известно, что ситуация сложная: после последней атаки было повреждено 30-40% энергетической инфраструктуры. Почему сложно назвать точную цифру?

“Каждый день ситуация меняется в обе стороны. Энергетики и спасатели круглосуточно восстанавливают поврежденные объекты, а между тем происходят новые атаки”, – объясняет советник министра энергетики Александр Харченко.

Выдержит ли энергосистема

Чтобы избежать наихудшего сценария, недостаточно действий только военных и энергетиков. К спасению энергосистемы должны приобщиться все украинцы.

Первый фактор – энергетики и спасатели, с риском для жизни круглосуточно ликвидирующие последствия российских ударов. Благодаря этим людям украинцы испытали трудности с электричеством только на седьмом месяце войны.

Второй фактор – оборудование и деньги на его приобретение. Стране от западных партнеров требуются трансформаторы, выключатели, автоматика, кабели.

“Это, наверное, меньше всего, что они могут сделать. На складах энергетических компаний или государственных резервах есть оборудование, которое можно быстро доставить в Украину и установить”, – говорит исполнительный директор ДТЭК Дмитрий Сахарук.

Отчасти такая помощь уже поступает. С начала войны оборудование для Украины было передано системными операторами Бельгии, Польши, Германии и Италии.

Третий фактор – военные и ПВО. Украина с первых дней Великой войны обращалась к Западу с просьбой закрыть небо над критически важными объектами. Частично это сделано: многие российские ракеты не долетают до целей, а 70% запущенных дронов-камикадзе сбивают украинские защитники.

Впрочем, по словам министра энергетики Германа Галущенко, интенсивность последних ударов была такой, что нанесенный ущерб не соразмерен восстановлению.

Поэтому защита критической инфраструктуры от российских ракет является одним из главных предметов обсуждения правительства и президента с международными партнерами. Некоторые из них согласились предоставить системы ПВО и глушители дронов.

Четвертый фактор – сотрудничество с потребителями. Необходимость сокращать потребление электричества может сохраняться еще долго. Президент, премьер-министр и министр энергетики ежедневно призывают граждан присоединиться к кампании по разумному потреблению. Многие из украинцев это делают.

“Экономия есть, мы рассчитываем, что она увеличится. Когда в пиковые часы страна экономит даже 5% электроэнергии, это сотни мегаватт мощности. Это существенно облегчает работу диспетчеров и работу энергосистемы”, – говорит Кудрицкий.

По его словам, если экономия составит 15%, это позволит избегать принудительных отключений потребителей. Однако полезна любая экономия, даже на 3-5%.

Возможен блекаут

Блэкаут – самое страшное событие для энергетиков. Она наступает, когда график ограничения мощности и график аварийных отключений не помогли. В этом случае потребители отключаются от питания на уровне подстанций “Укрэнерго”. Тогда без света могут остаться города и даже целые области.

Последний масштабный блекаут произошел в марте 2019 г. в Венесуэле. Тогда света не было в течение недели во всех 23 штатах страны, что привело к дефициту продуктов и беспорядков. Угрожает ли такой сценарий Украине?

Простого ответа на этот вопрос нет. Пока ситуация максимально напряженная, вводятся ограничения для населения и промышленности. С каждым новым ударом ситуация будет ухудшаться”, – говорит собеседник ЭП в правительстве.

“Определенный запас прочности у нашей энергосистемы до сих пор есть, но все зависит от того, насколько долго и прицельно россияне смогут бить по критической инфраструктуре”, – говорит директор спецпроектов НТЦ “Психея” Геннадий Рябцев.

По его мнению, полное затмение можно избежать, однако без света в течение длительного времени останется ряд регионов. В этом случае речь идет о контролируемых ограничениях, которые массово применяются сейчас.

В самый страшный сценарий не верит и гендиректор ДТЭК.

“У нас не может быть какого-нибудь армагеддона, ситуации, которые все разобьют и все погаснет. Я в этот сценарий не верю. Хотя я и в войну с Россией не верил.

Все возможно, но учитывая, как мы проявили себя и как проявила себя система с точки зрения устойчивости, у меня есть уверенность, что справимся с этими вызовами. Опять же – в связке с военными”, – объяснил Тимченко.

По словам главы “Укрэнерго” Владимира Кудрицкого, несмотря на масштабные обстрелы, энергосистема целостная и контролируемая. “Мы далеки от апокалиптического сценария. Я даже не знаю, насколько этот апокалипсис реален”, – сказал он. (Николай Топалов, Экономическая правда/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий