В течение следующих нескольких месяцев почти каждый регион на планете столкнется с опасностью дефицита дизельного топлива в то время, когда сокращение поставок почти на всех мировых энергетических рынках ухудшило инфляцию и затормозило рост, считает старший вице-президент по энергетике британского филиала Олег Гирко.
Воздействие может быть огромным: от цены на индейку в День благодарения до счетов потребителей за отопление домов этой зимой. По словам Марка Финли, научного сотрудника по вопросам энергетики Института государственной политики Бейкера Университета Райса, только в США рост стоимости дизельного горючего нанесет экономике удар на $100 млрд. “В нашей экономике во всем, где что-то движется, есть дизель, – говорит Финли. – Перемещение товаров – одно. Люди, которые могут замерзнуть до смерти, – это другое”.
В США запасы дизельного горючего и мазута достигли самого низкого уровня для этого времени года по данным за четыре десятилетия. Северо-западная Европа сталкивается с низким обеспечением – прогнозируется, что запасы достигнут минимума в этом месяце, а затем упадут еще больше до марта, вскоре после того, как начнут действовать санкции, которые отрежут регион от российских морских поставок. “Это, безусловно, самый дизельный кризис, который я когда-то видел”, – сказал Дарио Скаффарди, бывший генеральный директор итальянской нефтеперерабатывающей компании Saras SpA, проработавший в отрасли почти 40 лет.
Дизель на спотовом рынке гавани Нью-Йорка, являющегося ключевым показателем, в этом году вырос примерно на 50%. В начале ноября цена достигла $4,90/галон, что примерно вдвое выше уровня годовой давности.
Еще более показательна премия, которую имеет дизель. В северо-западной Европе фьючерсы на дизельное топливо стоят примерно на $40 долларов за баррель больше, чем Brent, против пятилетней сезонной нормы всего $12. Фьючерсы на дизельное горючее в Нью-Йорке с поставками в декабре торгуются примерно на 12 центов выше, чем на январь. Это сравнимо с премией меньше цента в это время в прошлом году.
Ожидаемый дефицит частично является результатом пандемии, после того как карантины уничтожили спрос и заставили переработчиков закрыть некоторые из своих наименее прибыльных заводов. Но угрожающий уход от ископаемого топлива также ослабил инвестиции в этот сектор. С 2020 г. нефтеперерабатывающие мощности США сократились более чем на 1 миллион баррелей в день (б/д). Между тем, в Европе сбои в судоходстве и забастовки рабочих также повлияли на производство нефтепродуктов.
Ситуация может стать гораздо более драматичной из-за того, что Евросоюз приближается к уходу от российских поставок. Европа полагается на дизельное горючее больше, чем на любое другое в мире. Согласно данным Vortexa Ltd, около 500 млн. баррелей в год доставляется кораблями, причем примерно половину из них обычно загружают в российских портах. США также прекратили импорт из России, которая прошлой зимой была крупным поставщиком на Восточное побережье.
С начала февраля санкции ЕС запретят российские морские поставки. Эти российские баррели нужно как-то заменить, если экономика региона хочет продолжать работать, как сейчас. Как и произойдет ли это, пока неизвестно. Зимние холода также усугубит проблемы в Европе. Согласно данным консалтинговой компании Wood Mackenzie Ltd, запасы на северо-западе упадут до 211,9 млн. баррелей в марте, через месяц после вступления в силу санкций ЕС. Это будет самый низкий уровень по данным с 2011 г.
Глобальная нехватка топлива сделала экспортерам, таким как Китай и Индия, более выгодными для отправки грузов в страны Европы, которые могут платить большие премии. Ожидается, что общий экспорт топлива из Китая вырастет на 500 тыс. баррелей в день до почти 1,2 млн. баррелей до конца года, по данным промышленного консультанта FGE. Остается увидеть, будет ли этого достаточно, чтобы закрыть глобальный дефицит продукции. (Enkorr/Энергетика Украины и мира)