Есть ли в Украине условия для строительства заводов по производству биоэтанола, и как это поможет решить проблему с экспортной логистикой?

В последнее время особенно актуальной стала тема производства топливного этанола (биоэтанола) в Украине. Ее обсуждают на профессиональных конференциях, совещаниях и СМИ.

Это неудивительно, ведь агрессия России против нашего независимого государства направлена, в частности, на уничтожение энергетического потенциала страны.

Одним из эффективных вариантов решения этой проблемы является наращивание объемов производства биоэтанола. Его базовым сырьем является зерно.

Это даст дополнительный мощный внутренний рынок сбыта для наших аграриев, ведь многие внешнеторговые связи разрушила война.

В то же время существует ряд других проблем, обостряющих ситуацию с горючим.

Во-первых, это проблемы логистики при экспорте зерна. Как известно, для производства одной тонны биоэтанола требуется около трех тонн зерна кукурузы. Только представьте, что вместо 3 млн. тонн зерна нужно транспортировать только 1 млн. тонн биоэтанола. Получается значительное понижение нагрузки на транспорт.

Во-вторых, с началом войны украинский рынок автомобильного горючего потерпел крах. Ранее до 80% ресурса Украина импортировала из Беларуси и России. Кроме того, Россия уничтожила крупные отечественные НПЗ, базы хранения горюче-смазочных материалов, возникли проблемы в работе частных мини-НПЗ.

Война перекроила структуру рынка: теперь все топливо закупается у ЕС. Обеспечивать логистику приходится преимущественно автотранспортом сразу на АЗС. Изменение географии и объемов импорта горючего в Украину негативно отразилось на евросоюзовском рынке и привело к значительному росту цен.

Использование смесей на основе биоэтанола будет способствовать экономии десятков и даже сотен тысяч тонн дефицитного горючего и снизит отток валюты за границу.

Биоэтанальные заводы – это производства с высокой добавленной стоимостью и сотнями высококвалифицированных рабочих мест. Эти перерабатывающие комплексы выпускают также высокобелковую кормовую добавку DDGS и сжиженный углекислый газ СО2.

У каждого такого завода есть хорошие перспективы реализации продукции на внутреннем рынке и в странах Евросоюза. Достоинства собственного производства биоэтанола очевидны. К сожалению, при обсуждении этой темы часто встречается спорная, иногда недостоверная информация. Попробуем разобраться в некоторых нюансах.

В информационных материалах биоэтанол упоминается как продукт первого, второго и третьего поколений. Основное отличие состоит в сырье.

Биотопливо первого поколения изготовляют из продовольственных культур (пшеница, кукуруза, свекольная меласса, сахарный тростник), выращенных на пахотных землях. Углеводоемкое сырье (сахар или крахмал), содержащееся в растительных агрокультурах, превращается в этанол с помощью дрожжевого брожения.

Биотопливо второго поколения изготовляют из лигноцеллюлозного сырья – древесной биомассы или аграрных отходов (солома, жмыхи, многолетние травы).

Биотопливо третьего поколения получают из водорослей. Производство требует большого количества энергии и удобрений. Такое горючее разлагается быстрее, чем другие виды биотоплива, имеет повышенную вязкость при низких температурах.

В последние годы по экономическим соображениям большинство исследований по производству биотоплива третьего поколения прекращено. Собственно можно утверждать, что эта тема себя исчерпала. Соответственно произошли изменения в классификации видов биотоплива.

Теперь в Евросоюзе биоэтанол из лигноцеллюлозного сырья классифицируется как передовое биотопливо (Advanced Biofuels). Согласно последней редакции директивы ЕС 2018/2001, для биотоплива, произведенного из продовольственных культур, установлена норма применения для транспорта на максимальном уровне 7%.

В то же время, к 2030 году будут ужесточены требования к условиям получения сырья для производства с учетом прямых и косвенных рисков землепользования.

Для новых членов Евросоюза применима максимальная норма 2%. Украина имеет право добиваться установления для себя нормы 7%, но это вопрос переговорного процесса при вступлении Украины в ЕС.

В Украине пока нет закона, обязывающего использовать топливные смеси на основе биоэтанола, как и закона, запрещающего их использование.

Обострение рыночной ситуации в условиях войны открывает возможности реализации топливных смесей Е5 и Е10, которые содержат до 5% и 10% этанола соответственно.

Большинство автомобилей, мотоциклов и скутеров, выпущенных после 2000 года, совместимы с E10. По информации AUTO-Consulting, в начале 2021 г. средний возраст легковых автомобилей в Украине составил 22,7 лет. То есть большинство легковых автомобилей, эксплуатируемых в нашей стране, совместимы для работы со смесями Е5 и Е10.

Однако их использование в Украине крайне незначительно. Достоверные данные относительно уровня производства и потребления биоэтанола для моторного горючего отсутствуют. Производство биоэтанола, декларируемого рядом украинских предприятий, вызывает серьезные сомнения в его качестве и соответствии нормам ЕС.

В течение многих лет в Украине проводилась кампания по дискредитации биоэтанола. Например, широко используется утверждение о вреде топливного биоэтанола первого поколения, изготовленного из пищевых культур. Это утверждение повторяет устаревшие и неоднократно опровергнутые заявления.

В сентябре 2017 г. было опубликовано исследование “Оценка применения биоэтанола первого и второго поколений в контексте предложения REDII Европейской комиссии”, выполненное организацией Nova Institute for Ecology and Innovation (Германия) по заказу Европейской энергетической комиссии.

Исследование показало, что дискриминация биотоплива первого поколения не основывается на научных доказательствах. Этот вывод подтвердила независимая оценка предложения REDII, предоставленная Impact Assessment Institute (Бельгия).

В 2021 году предприятия, входящие в Европейскую ассоциацию возобновляемых этанолов, произвели 4,4 млн. тонн этанола и 4,48 млн. тонн высокобелкового корма для животных. Около 85% этанола предназначалось для использования в качестве топлива.

В последние годы в Украине обсуждается необходимость перехода к выпуску передовых видов биотоплива из древесины и соломы. Это перспективное направление, особенно для Украины с развитым сельским хозяйством.

Однако в мире до сих пор отсутствуют технологии, позволяющие выпускать биоэтанол высокого качества с низкой себестоимостью в промышленных объемах. По данным United States Department of Agriculture, в 2022 г. в ЕС функционировал только один завод по переработке соломы. Его выстроила швейцарская компания Clariant в Румынии.

Мощность предприятия – 50 тыс. тонн передового биоэтанола. Сырье – 250 тыс. тонн соломы местного производства. Проект стоил 140 млн. евро, из которых 100 млн. евро – собственные средства компании, 40 млн. – получены от разных фондов ЕС.

В ЕС все активнее применяют смеси с более высоким содержанием этанола, E20 и E85, производимые из агрокультур и имеющие ряд дополнительных преимуществ. Около 10% европейского биоэтанола производится из украинской кукурузы.

В условиях войны украинский потребитель осознает экономический эффект использования биоэтанола. В первую очередь – учитывая ценовой фактор, ведь цены на горючее выросли вдвое, а доходы населения упали или остались прежними.

Розничная стоимость бензина А-95 на АЗС составляет 52-55 грн./л, а топливные смеси стоят на 20% меньше, поэтому выбор потребителей очевиден. Спрос на топливо с содержанием биоэтанола будет расти, и этот фактор нельзя не учитывать при планировании стратегии развития рынка автомобильного горючего в Украине.

Использование Е5 позволит стране сэкономить не менее 100 тыс. тонн высокооктанового бензина в год. Это может быть хорошим подспорьем для снижения цен на рынке горючего. Безусловно, эффект может быть достигнут только при использовании топливных смесей биоэтанола собственного производства.

Производство биоэтанола должно стать не только бизнес-проектом, но и частью государственной стратегии Украины. Для меня это аксиома. Именно этот продукт может и должен стать одной из составляющих энергонезависимости нашего государства.

Это даст мощный толчок для развития агросектора. В комплексе мы получим значительный рост экономики и займем сегмент на рынке ЕС. Это дело не нужно откладывать на время после Победы. У экспертной команды Украинской ассоциации промышленных биотехнологий есть готовые кейсы. (Александр Бататин, экономист, советник в Национальном инвестиционном совете при президенте Украины, президент украинской Ассоциации промышленных биотехнологий; Epravda.com.ua/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий