Ноябрь стал знаковым месяцем для Европы с точки зрения дальнейшего нивелирования энергетической зависимости от России.

И речь сейчас не только о том, что ЕС и G7 все ближе к введению граничных цен на российские энергоносители.

Параллельно в европейских странах происходит ряд более локальных, но не менее важных процессов, благодаря которым “отрубаются” те корни, которые РФ десятилетиями запускала в Европу и благодаря которым “Газпром” превратился в инструмент энергетического шантажа и рычаг политического влияния, которым чем дальше – тем активнее воспользовалась Москва.

Процессы, о которых идет речь, – это национализация или устранение контроля над дочерними предприятиями “Газпрома” в ЕС.

Одно важное решение в этом направлении было принято 12 ноября непосредственно Европейской Комиссией: она выделила 225,6 млн. евро для поддержки компании Securing Energy for Europe (SEFE), ранее называвшейся Gazprom Germania, отметив, что это позволит Германии получить 100% собственности компании.

И дело здесь не только в сумме. Она, безусловно, большая, но ранее немецкий государственный банк Kreditanstalt fur Wiederaufbau уже выделял в поддержку SEFE почти 10 млрд. евро.

Наиболее принципиальным является признание и поддержка на самом высоком уровне ЕС “искоренения” “Газпрома” из Европы.

Чтобы понять, почему это важно, приведу несколько цифр. На начало 2022 г. Gazprom Germania приходилось 14% немецкого рынка газоснабжения и 28% мощностей газовых хранилищ в Германии.

Хотя влияние компании не ограничивается одной страной, но об этом немного дальше. В самой ФРГ признают, что Gazprom Germania играла ключевую роль в системе энергоснабжения страны.

Процессы, направленные на вывод компании из-под контроля России, были запущены еще весной. Теперь же, после одобрения Еврокомиссии, правительство Германии официально объявило, что национализирует компанию.

Практически одновременно правительство Польши приняло решение о введении принудительного управления над долей “Газпрома” в польской энергетической компании EuRoPol Gaz, которая составляет 48%.

Эта компания является владельцем польского участка газопровода “Ямал-Европа”. И пусть транзит газа по этому маршруту фактически остановлен еще с конца прошлого года, важна сама системность решений, направленных на обеспечение энергетической безопасности Европы. Соответствующие процессы продолжаются и в других странах Европы, в частности, в Великобритании.

Донорство рашистского режима

Чтобы понять, почему для ЕС слишком важно избавиться не только от зависимости от энергоносителей, но и от прямого влияния “Газпрома” на свои рынки, нужно посмотреть, как Россия формировала зависимость Европы.

Исторически “Газпром” являлся неотъемлемой составляющей государственной системы РФ (он был создан на базе Министерства газовой промышленности СССР в конце 1980-х годов).

В 1990-х, после распада Союза, на волне либеральных реформ, компания начала превращаться в “европейскую” по форме (через приватизацию и внедрение мировых стандартов управления), но “византийскую” по содержанию (интриги, заговоры, финансовая мотивация политиков и т.п.).

“Газпром” все время являлся источником огромных валютных поступлений, за счет которых можно поддерживать курс рубля, перекрывать дефицит бюджета и т. п.

Уже тогда компания, как писали СМИ, была “второй кассой” для правительства России, откуда брали деньги в кризисных ситуациях.

С момента превращения “Газпрома” из госконцерна в РАО компания строилась по принципам советского внешнеторга. Так в 1990-х российская компания начала появляться в странах Европы: создавались дочерние фирмы, долей которых владел Газпром, а остальные части принадлежали местным элитам/компаниям.

И хотя в тот момент речь шла скорее о заработке, чем о влиянии, фактически уже тогда начала закладываться бомба замедленного действия под европейский газовый рынок.

Параллельно формировались такие структуры как “газпромбанк”, “газпроммедиа” и другие, которые в последствии стали базой для энергетической экспансии России в Европе.

Как распространялась “газгрена”

После прихода к власти Владимира Путина начались системные преобразования, которые в дальнейшем позволили “Газпрому” стать полноценным инструментом политического и экономического давления и шантажа.

В начале 2000-х пути реализовал два ключевых решения: вернул полный контроль государства над компанией (государство сконцентрировало более 50% акций Газпрома), а также законодательно закрепил монопольную роль компании в экспорте трубопроводного газа из России в законе “Об экспорте газа” в 2006 году.

Этот шаг заставил как частных добытчиков из России, так и страны Каспийского региона продавать ресурс исключительно через одного “посредника”.

Уже в 2004 г. “Газпром” имел доли, иногда более 50%, в совместных предприятиях по транспортировке и сбыту газа, по меньшей мере в 14 странах Европы.

Он также начал скупать активы – подземные хранилища газа в странах ЕС, строить интерконнекторы и проектировать собственные терминалы регазификации и в целом делать все возможное, чтобы стать неотъемлемой составляющей энергетической инфраструктуры ЕС.

Параллельно велась работа по формированию “правильного” общественного мнения в европейских странах через прямо или косвенно контролируемых политиков, лидеров мнений, аналитические издания.

Показателен с этой точки зрения пример национализированной Gazprom Germania. Несмотря на название, ее деятельность выходила за рамки Германии.

Она контролировала ряд компаний по транспортировке, продаже, хранению, разведке и добыче нефти и газа Германии, Бельгии, Дании, Франции, Великобритании, Австрии, Нидерландах, Чехии, Словакии и других странах Европы, а также в США, Центральной Азии и Сингапуре.

К примеру, подконтрольная ей Vemex, по разным оценкам, уже в конце 2000-х занимала 10-12% рынка газа Чехии.

По данным Международного энергетического агентства (IEA), в течение 2000-х годов доля российского газа на европейском рынке составила около 25%.

Однако в 2010-х она начала стремительно расти, и в 2019 году достигла уже 37%. Правда, в 2021 году она снизилась до 32%, однако, учитывая стремительное наращивание объемов поставок сжиженного газа, а также планировавшийся запуск NS-2 не трудно понять, что в ближайшие годы зависимость Европы от “Газпрома” должна была только усиливаться.

Текущие вызовы

Не буду подробно останавливаться на том, к чему привела эта зависимость, это уже очевидно и признано на самом высоком политическом уровне ЕС.

Но главное, что принимаются конкретные решения, чтобы искоренить этого монстра из европейских стран и перекрыть пути финансирования террористического режима.

В Европе сработал трезвый экономический расчет: риск надежности поставок, который может привести к остановке промышленных предприятий, сместил на второй план вопрос стоимости энергоресурсов.

Однако очевидно и то, что Россия и дальше будет делать все возможное, чтобы в той или иной форме сохранить свое влияние в ЕС: там остается много открытых и скрытых симпатиков и агентов влияния, которые под разным “соусом” пытаются проталкивать идеи “возвращения к эпохе” дешевых российских энергоносителей”.

Поэтому сейчас важно понимать, какие риски сохраняются, чтобы эффективно им противостоять. Хотя большинство этих вызовов в определенном смысле очевидно, их актуальность от этого не становится меньше.

Первый вызов, с которым уже сталкиваются европейские правительства – это попытка России “расшатать” ситуацию через общественные настроения.

ЕС столкнулся с невиданной инфляцией, сокращением производства и большой вероятностью рецессии, что, конечно, вызывает недовольство в обществе.

Однако большинство европейских правительств предпринимают конкретные меры по поддержке домохозяйств и бизнеса.

Тем не менее периодически в разных европейских городах проходят акции с прямыми призывами типа “запустить Северный поток-2”, “хотим российский газ и нефть” и тому подобное. На подобных акциях регулярно раздаются и призывы прекратить поддержку Украины в войне против России.

Второй вызов – это высокая вероятность полного прекращения поставок газа из России среди зимы. Информационную подготовку к этому Москве уже некоторое время ведет.

С завидной регулярностью из России раздаются “вбросы” об очередном “предупреждении теракта” на “Турецком потоке”. Также показательным был упрек “Газпрома” в Украине и Молдове об “оседаниях газа” с угрозами сократить его поставки.

Вывод здесь достаточно очевидный: чтобы остановить поставки газа, России нужно только желание. А повод любого уровня абсурдности она всегда придумает.

Третий вызов связан с консенсусным принятием решений на уровне ЕС. Опять же не секрет, что внедрение всех санкций и ограничительных мер, направленных против российских энергоносителей, вызвали долгие дискуссии в ЕС и сталкивались с необходимостью поиска многих компромиссов.

Поэтому пока очень важно сохранение единства между европейскими странами, ведь попытки России его поколебать из-за влияния на отдельные страны, несомненно, будут продолжаться.

Еще одной важной проблемой остается то, что, к сожалению, далеко не для всех компаний террористическая сущность российского режима достаточно весомый аргумент, чтобы ограничить собственные заработки и прекратить с ней сотрудничество.

Значительная часть западных компаний нефтегазового сектора уже вышла из России, кстати, лишив ее тем самым важных технологий, что уже заставляет страну-террориста уменьшать добычу газа и производство LNG.

Однако остались и другие компании, которые часто имеют ту или иную форму зависимости от России, и продолжают участие в совместных предприятиях на ее территории.

Следовательно, они, с одной стороны, прямо или косвенно поддерживают ее агрессию против Украины, с другой – позволяют получить доступ к технологиям, а с третьей – в определенной степени легитимизируют страну-террориста в глазах европейцев, что при нынешних условиях очень опасно.

Бандитизм государственного уровня

Конечно, полностью нивелировать эти риски невозможно. Однако каждый раз, когда будет искушение пойти на определенный компромисс – стоит вспоминать о примере Украины.

И сейчас я даже не о преступлениях, которые россияне уже 8 лет и 9 месяцев совершают на территории нашей страны. Я о том, что сегодняшняя война в Украине начиналась с энергетического шантажа России 2000-х годов.

Все методы и формы были те же: обвинение в несанкционированном отборе, нерыночное формирование цены на газ (менее чем за 10 лет цена выросла более чем в 9 раз!), угрозы “перекрыть кран” в самый холодный период. И принятие решений на политическом уровне.

То есть, не экономические, а политические требования. Что было дальше – известно: аннексия Крыма, война на Донбассе, полномасштабное вторжение.

Вывод прост: невозможно удовлетворить аппетиты агрессора. Тем более что Россия годами демонстрировала всему миру: любые уступки она воспринимает как слабость.

Ее действия по своей сути – простой бандитизм. Шантаж, угрозы, провокации, попытки запугать и ограбить.

Российские власти и аффилированный с ними “бизнес” – это те же питерские бандиты из 90-х, которые живут не по международному праву, договоренностям или желанию развивать взаимовыгодное сотрудничество.

Они руководствуются “правилами улицы” и правом силы. И “Газпром” для них – это не компания, а “общак” – генератор финансовых ресурсов, направляемых на собственное обогащение и дальнейшее навязывание своего образа жизни другим.

Следовательно, оценивать их необходимо именно с этой точки зрения. И реагировать на угрозы – соответственно. (Николай Колесник, заместитель министра энергетики, Экономическая правда/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий