Обычно конец года – это время подводить итоги и строить планы. К сожалению, в 2022-м, прежде всего, документируем убытки. Киевский Центр экономической стратегии (ЦЭС) подошел к вопросу комплексно и подсчитал, что по состоянию на начало декабря прямые потери Украины оцениваются в 135,7 млрд. USD, а косвенные, например потеря доходов и дополнительные расходы на восстановление, – это еще 165,5 млрд. USD.
Картина макро
При таком положении вещей на восстановление необходимо 242 млрд. USD. Указанная сумма существенно выше прямых потерь, поскольку предполагает, что многие объекты будут восстанавливаться не такими же, как до войны, а с учетом новейших требований безопасности, энергоэффективности, инклюзивности и т. д. Кроме того, прогнозируются дополнительные расходы по пополнению рабочего капитала и восстановлению утраченных объемов деятельности.
Согласно оценкам ЦЭС, прямые убытки больше всего понесли жилые здания и инфраструктура – на 52,5 млрд. USD и 35,6 млрд. USD соответственно. Непрямые убытки больше всего затронули аграрный сектор (34,3 млрд. USD) и активы предприятий и промышленность (33,1 млрд. USD). Очевидно, это привело к тотальному спаду во всех сферах экономики. Однако он оказался не столь значительным, как ожидалось в первом квартале, но несколько хуже по сравнению с летними прогнозами – постоянные ракетные удары РФ по энергетическим объектам в Украине внесли свои коррективы.
“По результатам 2022 г. мы имеем гораздо более оптимистичные прогнозы по падению экономики, чем предполагалось в конце февраля – не более 32%, – считает министр экономики Украины Юлия Свириденко. – На следующий год Минэкономики прогнозирует рост ВВП на уровне 3,2%, ведь мы уверены, что это будет год победы”. Центр экономической стратегии в своем итоговом исследовании за 2022 г. “Экономика Украины во время войны” приводит и несколько неофициальных прогнозов. Они почти не отличаются от правительственного по актуальному положению, но расходятся по дальнейшей перспективе. В частности, инвестиционная компания Dragon Capital недавно снизила прогноз падения ВВП в 2022 г. с 30% до 32%, инвестиционная группа ICU – с 32% до 35%. Но при этом Dragon Capital ожидает падения на 5% и в следующем году, в то время как ICU прогнозирует рост на 4%. А вот Международный валютный фонд ожидает в 2023 году роста украинского ВВП максимум на 1%. Такая цифра приведена в подписанном недавно ноябрьском меморандуме между МВФ и правительством Украины.
Весьма сдержанные надежды в МВФ объясняют тем, что и в первом квартале 2023-го, по меньшей мере, украинская экономика еще будет испытывать влияние повреждений в энергетической системе. В следующих кварталах экономическая деятельность может активизироваться, но преимущественно за счет государственных расходов, тогда как возобновление экспорта будет медленным, а рост потребления слабым.
В 2023 году Украина будет оставаться критически зависимой от внешнего финансирования. Исходя из текста меморандума, бюджетный дефицит в стране не станет кардинально меньше: 5,7 млрд. USD в 2023 г. против 6,4 млрд. USD в 2022-м. Значительные объемы внешнего финансирования должны поддержать валютные резервы на уровне примерно 21 млрд. USD до конца 2023 года, что эквивалентно чуть более 2,5 месяца импорта. Следовательно, инфляция в Украине, по прогнозу МВФ, составит 22% в следующем году против 30% ожидаемых в этом году.
Суммарная международная помощь в этом году Украине по состоянию на середину декабря превысила 28 млрд. USD (из них 12 млрд. USD – это грантовые средства). Благодаря этим поступлениям удалось уберечь финансовую систему государства от разрушения. По состоянию на начало декабря золотовалютные резервы НБУ даже больше, чем были 23 февраля. Да и уровень инфляции хоть и кажется достаточно высоким, но все же даже ниже, чем в некоторых странах, где войны нет. К примеру, в Турции показатель инфляции достиг 84%, в Молдове – 31%.
Другое дело, что 2023 будет требовать еще больше внешних заимствований. Как отмечает ЦЭС, в этом году крупнейшими донорами госбюджета Украины были Соединенные Штаты и Европейский Союз, которые уже предоставили 10 млрд. USD и 8 млрд. USD соответственно. Однако в 2023 году Киев рассчитывает получить по 18 млрд. USD от каждого – то есть и от США, и от ЕС.
Завершив по макроэкономическим показателям, далее кратко рассмотрим положение дел в наиболее критических отраслях, исходя из анализа экспертов ЦЭС.
Фрагменты микро
Черная металлургия – одна из тех, по ком война ударила больнее всего. Уже за первые месяцы полномасштабного вторжения она лишилась примерно трети своих активов. Мариупольские меткомбинаты “Азовсталь” и ММК им. Ильича разрушены – а это второе и третье по размерам металлургические предприятия Украины. Осенью частично потерпел разрушения и лидер отрасли – “АрселорМиттал Кривой Рог”. АМКР и другие предприятия периодически останавливались или работали не на полную мощность, причиной чего являются не только обстрелы, но и блокировка морских портов, через которые экспортировалось подавляющее большинство металлопродукции. Как следствие, стальное производство за январь-ноябрь 2022 г. было на 70% меньше, чем за аналогичный период в прошлом году. В рейтинге Worldsteel Украина свалилась с 14 на 22 место. За первые три квартала текущего года экспорт черных металлов сократился до 4 млрд. USD (-62%),
Электроэнергетика – отрасль, которая с октября 2022 года стала главной целью российских ракетных ударов по инфраструктуре Украины. Через два месяца после начала таких атак в Украине не осталось ни одной ГЭС и ТЭС, не попавшей под обстрелы. Кроме того, повреждена, по меньшей мере, половина высоковольтных объектов передачи электроэнергии. А самая большая в стране, и вообще в Европе, Запорожская АЭС с весны находится под российской оккупацией. Совокупность этих факторов привела к дефициту электрической энергии в системе в конце года и вынужденным ограничениям в энергообеспечении потребителей, которые могут продолжаться по меньшей мере до конца марта 2023-го.
В то же время потребление электроэнергии сократилось в среднем на 30% вследствие значительных повреждений инфраструктуры, сокращения промышленного производства и разрушений жилищного фонда.
Кроме того, эксперты ЦЭС обращают внимание и на существенное уменьшение потенциала электростанций, использующих возобновляемые источники энергии (ВИЭ). 11% таких мощностей разрушены, 34% – находятся на временно оккупированных территориях или в зонах ведения боевых действий. И хотя в общем балансе генерации доля таких объектов все еще сравнительно мала, она уверенно растет. В частности, за последние три года (2019-2021) увеличилась более чем в 2 раза – с 3,6% до 8%. Таким образом, до полномасштабного вторжения ВИЭ-станции уже производили больше электроэнергии, чем ГЭС (чья доля составляла 6,7%) или ТЭЦ (5,5%). Поэтому авторы исследования считают необходимым дальнейшее развертывание объектов ВИЭ в центральных и западных регионах Украины.
Угольная промышленность. Уголь – это энергоноситель, который в период ведения военных действий способен стать дополнительным элементом устойчивости украинской энергетики, учитывая его мощные запасы в недрах. Сложность в том, что значительная часть добычи сосредотачивается на востоке страны. По состоянию на 15 сентября 25% государственных угледобывающих предприятий и ряд частных находились на временно оккупированной территории. В связи с активными боевыми действиями и нехваткой энергоснабжения происходит неконтролируемое затопление горных рядов шахт ГП “Первомайскуголь” (4 шахты), АО “Лисичанскуголь” (4 шахты), ГП “Шахта им. Сургая” и ГП “Шахтоуправление Южнодонбасское №1”. Состояние некоторых других шахт точно неизвестно и может быть оценено только после деоккупации территорий.
Что касается физических объемов добычи угля, то в январе-2022 среднесуточный показатель составил 80,6 тыс. т. В июле он сократился до 55-56 тыс. т. В дальнейшем эта статистическая информация была переведена в категорию “Для служебного пользования”, но вряд ли динамика существенно изменилось. По информации Министерства энергетики, понижение добычи угля по итогам 2022 г. ожидается на уровне 30%. То есть в общей сложности будет добыто примерно 20 млн. т энергоносителя.
Добыча газа в 2022 г. сократился совсем умеренно. За первое полугодие (с учетом двух еще мирных месяцев) было в общей сложности получено 9,3 млрд. кубометров природного газа, что на 4,5% меньше, чем за такой же период 2021 г. Согласно расчетам Минэнерго, в целом за 2022 год добыча составит 12 ,5 млрд. кубов природного газа, что на 6,6%, или на 1,3 млрд. кубов, меньше, чем в прошлом. Как отмечает Александр Харченко, директор Центра энергетических исследований ЦЭС, крупнейшие газовые месторождения страны не попали в зону боевых действий, однако бои происходили в непосредственной близости от них. Это касается, прежде всего, Харьковской и, в меньшей степени, Полтавской, Сумской и Черниговской областей. Кроме того, работа газодобывающих предприятий осложняется тем, что в условиях войны они не могут полноценно осуществлять новое бурение и капремонт скважин, а только поддерживают обслуживание имеющегося скважинного фонда. Это связано с использованием специальной техники, которая для вражеской разведки может показаться военной.
По прогнозу Министерства энергетики, потребление газа в течение отопительного сезона 2022/2023 гг. составит примерно 11,7 млрд. куб. м, что почти на 40% ниже прошлогоднего показателя. Общее же газопотребление ожидается по итогам года на уровне 18,5 млрд. кубометров (-30% от объемов 2021 г.). Однако эксперты ЦЭС считают, что уже в течение 2-3 лет после войны можно будет увеличить добычу природного газа до 25-26 млрд. куб. м в год. Параллельно при надлежащих мерах энергосбережения удастся сократить потребление природного газа в Украине на 10%.
АПК хоть и понес серьезные потери в активах (земельные угодья, животноводческие фермы, перерабатывающие комплексы и т.п.), но к концу года вышел практически на довоенные объемы экспорта продукции. В первую очередь благодаря реализации международной инициативы “Grain from Ukraine”. С начала 2022/23 маркетингового года (отсчет работал в июле) Украина экспортировала 20 млн. т зерновых культур. Из них через черноморские порты в рамках “Зерновой инициативы” – 14 млн. т. Следовательно, в месячном выражении экспорт даже догнал прошлогодние показатели.
Однако дальнейшие перспективы аграрной отрасли все равно неопределенны. Урожай основных культур этого года составляет ориентировочно 64 млн. т (в 2021 г., для сравнения, был зафиксирован рекордные 106 млн. т). Озимая посевная кампания выполнена на 94% от плана, но сам план на 40% скромнее того, что относился в прошлом году. Перспективы же посева яровых будут в значительной степени зависеть от дальнейшего протекания войны и от продолжительности “Зерновой инициативы”. В ноябре 2022-го она была продлена на 120 дней. А это значит, что в марте следующего года потребуется очередная пролонгация. (Ярослав Ярош, МинПром/Энергетика Украины и мира)