“Росатом” помогает производителям вооружений обходить санкции
Россия устроила самый настоящий террор на оккупированной ею Запорожской атомной станции. Военным активно в этом помогают сотрудники “Росатома”, участвующие в планировании обстрелов объектов ЗАЭС и линий электропередач. Однако “Росатом”, позиционирующий себя как “гражданская компания”, как выяснилось, помогает российским оружейникам обходить санкции, закупая для них товары, необходимые для производства вооружений. “Апостроф” выяснял, какие санкции Запад намерен ввести против “Росатома”, и как Украина может помочь странам Европы минимизировать “атомную” зависимость от РФ.
Мирный атом или террор
Страны Запада медленно, но неуклонно убеждаются в том, что любые экономические контакты с Россией опасны и вредны. Так что оправдания “это только бизнес” не работают, когда речь идет о российских предприятиях. Европейцы уже имели возможность убедиться в том, что Газпром и другие экспортеры углеводного сырья трактовались государственным руководством страны-агрессора не как экономические проекты, а как средства влияния и шантажа. Следовательно, в течение 2022 г. огромные усилия и средства были направлены на то, чтобы избавиться от зависимости от РФ.
Теперь пора внимательнее присмотреться к российскому “мирному атому”. В руки украинских разведчиков попали документы, свидетельствующие о том, что Федеральное агентство по атомной энергии (Росатом) напрямую задействовано в производстве оружия. Информацию об этом 20 января опубликовала газета The Washington Post. Согласно имеющимся документам, руководство “Росатома” в октябре 2022 г. обратилось к российским производителям оружия с предложением помочь импортировать в обход санкций нужные им материалы и оборудование.
Поскольку Росатом не находится под санкциями и официально считается организацией, которая занимается строительством и эксплуатацией энергетических ядерных установок, то он имеет возможность покупать за границей товары, которые производителям оружия не продадут. Теоретически считается, что эти материалы импортируются для нужд атомной энергетики. Однако, как оказалось, в России это правило не действует.
Документы, на которые ссылается The Washington Post, содержат подробный перечень товаров, которые предлагает поставлять Росатом, а также список производителей оружия, с которыми он сотрудничает. Среди них: “Алмаз-Антей”, производитель ракетных систем; НПК “Техмаш”, производящий неуправляемые бомбы и системы залпового огня; предприятие “Высокоточные комплексы”, производящее ракеты “Искандер”; НПО “Сплав”, производящий пусковые установки “Ураган”, стреляющие кассетными бомбами; государственный авиастроительный конгломерат; а также несколько российских производителей бронетранспортеров и танков.
Таким образом, “Росатом” выполняет для России роль легальной “скважины” для обхода санкций. Не имея возможности завозить комплектующие для производства оружия напрямую, производители просто заказывают их “Росатому”. А он импортирует все необходимое для нужд обеспечения АЭС и производства ядерного топлива и передает оружейникам.
Для украинцев, знающих, как работает российская государственная машина, ничего нового или удивительного в этой информации нет. Однако для американцев и европейцев, воспитанных в уважении правил и законов, она стала открытием. Ведь, как и “Газпром”, “Росатом” на протяжении многих лет создавал в мире имидж исключительно экономического партнера, не связанного с политическими и военными задачами России.
“Росатом” известен в ядерном мире как гражданская ядерная компания. Это, по сути, его бренд”, – цитирует The Washington Post старшего научного сотрудника программы по ядерной политике Фонда Карнеги за международный мир Марка Хиббса.
Между тем, пока мир верил в гражданский статус Росатома, он активно участвовал в российских военных программах.
“Росатом” уже давно не ограничивает свою деятельность только строительством и эксплуатацией АЭС, – рассказала в комментарии для “Апострофа” эксперт по ядерной безопасности Ольга Кошарная. – В те годы, когда этой корпорацией руководил Кириенко (первый заместитель руководителя Администрации президента РФ Сергей Кириенко, в 2005-2016 годах работал председателем правления “Росатома” – “Апостроф”), он добился присоединения к корпорации предприятий, обеспечивающих российскую военную ядерную программу. Таким образом, он является неотъемлемой частью российского военно-промышленного комплекса”.
Принимает “Росатом” и активное участие в войне против Украины. В частности, его сотрудники активно вмешиваются в оказавшуюся под оккупацией работу Запорожской АЭС.
Причем они не только взяли электростанцию под контроль, но и непосредственно участвуют в планировании боевых действий. The Washington Post приводит показания бывшего главного инженера ЗАЭС Олега Дударя, который рассказал о том, что сотрудники Росатома помогали военным планировать обстрелы оборудования станции, направленные на то, чтобы оторвать ее от украинской энергосистемы.
“Они изучали электрические схемы, линии электропередач, наше оборудование и системы связи, – рассказал Дудар американскому изданию. – Тщательно изучали их в течение недели. А на следующей неделе изучаемые объекты были обстреляны, а оборудование выведено из строя. У меня создалось впечатление, что они этим управляли и направляли”.
Как отметила Ольга Кошарная, российские специалисты активно вмешиваются в работу украинской электростанции, санкционируют размещение военной техники в производственных помещениях и осуществляют другие действия, представляющие опасность не только для Украины, но и для всех окрестных стран.
“Все, что российские войска делают на украинских ядерных объектах – оккупация, обстрелы, размещение военной техники в производственных помещениях, вмешательство в работу персонала и т.п. регулирование Украины Сергей Денисенко. – И ни на одно из этих действий российская армия не решилась бы без согласия и консультаций со стороны сотрудников Росатома. Поэтому он однозначно должен быть наказан как организатор и участник ядерного шантажа всего мира”.
Предупредительный выстрел
Разоблачение “Росатома” в сотрудничестве с российскими оружейными производителями заставили мир задуматься о введении санкций против корпорации. До сих пор этот вопрос не поднимался по разным причинам.
Во-первых, услуги в области ядерной энергетики составляют лишь небольшую часть российского экспорта. В 2021 году, например, Росатом заработал на строительстве электростанций за рубежом и поставках топлива для них всего около 9 миллиардов долларов. Это составило всего 1,8% от общего размера русского экспорта. Именно поэтому Европа и Америка в первую очередь сосредоточились на санкциях, направленных на ограничение экспорта нефти и газа, формирующих львиную долю российского бюджета. К примеру, в том же 2021 году углеводородных энергоносителей было экспортировано на 245 миллиардов долларов.
Во-вторых, ряд европейских стран (Финляндия, Чехия, Венгрия, Словакия, Болгария) владеют электростанциями, построенными по советским проектам, и соответствующие АЭС обеспечивают значительную долю энергетического баланса этих стран. Так что одновременный отказ от российского газа и российских атомных технологий мог вызвать в этих странах мощный энергетический кризис.
В-третьих, Росатом занимает очень прочные позиции на рынке услуг по обогащению урана. Ряд стран, имеющих залежи сырья, отправляют его на обогащение в Россию. Поэтому, хотя на РФ приходится всего 5,5% мировой добычи необработанного урана, она обеспечивает 40% услуг по его обогащению.
Значительная зависимость мировой атомной энергетики от российских технологий все еще заставляла Запад осторожно относиться к введению санкций.
Однако сейчас, когда Европа практически завершила переход на другие источники поставок газа и нефти, а “Росатом” полностью разрушил свой имидж “гражданской компании”, пришло время ограничить его влияние и возможности.
“На самом деле, эта идея появилась не сегодня, – говорит Ольга Кошарная. – Еще в 2014 году, после начала российско-украинской войны, Еврокомиссия собрала группу экспертов, разработавшую рекомендации для стран, использующих реакторы советского типа, диверсифицировать источники поставок. Однако с тех пор никто ничего не сделал”.
И только в 2022 г., уже после массированного вторжения россиян на украинскую территорию и начала неприкрытого ядерного шантажа всего мира, европейские партнеры “Росатома” убедились в том, что такое сотрудничество может дорого обойтись, и стали постепенно его ограничивать. Наиболее решительный шаг в этом направлении сделала Финляндия, отменившая проект постройки в стране новых российских реакторов. Остальные страны начинают искать способы замены российского ядерного топлива в своих реакторах.
В то же время Еврокомиссия рассматривает возможность включения санкций против Росатома в десятый пакет, который должен появиться в феврале – к годовщине российского вторжения. Экспертная группа по разработке санкций (так называемая группа Ермака-Макфола) уже составила свои предложения по этому поводу. Скорее всего, эти предложения будут учтены при принятии окончательного решения.
Эксперты исходят из того, что резкое прекращение всех отношений с Росатомом может повлечь за собой достаточно тяжелые последствия для европейской энергетики. И вряд ли страны, сегодня активно использующие российские технологии, на это согласятся. Поэтому предлагается растянуть санкции во времени и разделить его на два этапа.
На первом этапе предлагается в качестве предупредительного выстрела немедленно внедрить относительно мягкие санкции. В первую очередь – персональные. Под них должны попасть высшие руководители Росатома, а также сотрудники корпорации, замеченные во вмешательстве в работу Запорожской АЭС.
“Такие меры могут быть достаточно эффективными, – говорит Ольга Кошарная. – Уже сейчас у россиян есть значительные проблемы с комплектованием персонала на ЗАЭС. Руководители и специалисты “Росатома” прекрасно понимают, что совершают действия, которые квалифицируются как ядерный терроризм и влекут наказание. И не пылают желанием приобщиться к таким действиям. А официальное оглашение санкций будет способствовать дальнейшему снижению их мотивации”.
Также на первом этапе, по мнению экспертов, можно запретить экспорт из России необработанного урана. Поскольку, напомним, доля РФ в этом сегменте составляет всего 5,5% мирового рынка, это не вызовет значительного дефицита или колебания цен. Это также заставит другие страны (в первую очередь Казахстан), которые сегодня транспортируют свой уран через российскую территорию, искать другие пути транзита.
В комплекте с первым пакетом санкций должно идти требование к “Росатому” и России прекратить незаконную деятельность на Запорожской АЭС и вступить в конструктивное сотрудничество с МАГАТЭ с целью выполнения всех международных требований по ядерной безопасности.
Безнаказанный терроризм дорого обходится
Если российское руководство не прислушается к законным требованиям и будет продолжать создавать ядерные угрозы, предлагается внедрить расширенный пакет санкций, направленный на полное исключение России с рынка атомной энергетики. По мнению группы Макфола-Ермака, он должен включать следующие меры:
– национализацию всех инвестиций “Росатома” в западных странах;
– прекращение строительства новых энергоблоков по советским проектам;
– пересмотр всех проектов с участием Росатома и исключение его из всех межправительственных и исследовательских проектных соглашений;
– санкции в отношении всех высших должностных лиц не только “Росатома”, но и всех его дочерних и аффилированных компаний (таких насчитывается 312);
– жесткий экспортный контроль всех дочерних и аффилированных компаний “Росатома” – предлагается запретить им осуществлять любые операции в западных валютах, за исключением одного предприятия, которому будет разрешено продлить обслуживание контрактов, от которых невозможно отказаться.
Также должен быть определен четкий срок, в течение которого западные владельцы советской АЭС откажутся от использования российского ядерного топлива. Эксперты группы Ермака-Макфола считают, что для того чтобы предприятия, занимающиеся обогащением урана, смогли нарастить производство до необходимого объема, достаточно будет 4-5 лет.
Остаются еще консультативные сервисы, нужные при эксплуатации сложной техники. Обычно по понятным причинам эксплуатирующие организации стараются иметь дело с разработчиками: кто лучше разбирается в том, как обеспечить максимально надежную и безопасную работу оборудования. В этой связи эксперты напоминают, что большая часть советского опыта по созданию и эксплуатации АЭС накоплена именно в Украине. Поэтому большинство договоров, которые европейские АЭС сейчас имеют с Росатомом, могут быть перезаключены с украинским Энергоатомом.
“Особенно полезным для западных партнеров может оказаться украинский опыт перехода с российского топлива на американское, – говорит Сергей Денисенко. – Наша страна первой полностью совершила такой переход. И помощь специалистов “Энергоатома” может значительно ускорить процесс отказа от российских технологий в других странах. Конечно, процесс перехода потребует от европейцев определенных дополнительных расходов. Однако они ни в какое сравнение не идут с тем ущербом, который может нанести прецедент безнаказанного ядерного терроризма”.
Внедрение полного пакета предложенных санкций, по мнению экспертов, не только лишит Россию значительных доходов, но и усугубит глобальную ядерную безопасность, главной угрозой которой сегодня является российский терроризм. И в этом сегодня заинтересована не только Украина, но и все человечество, которое неуютно чувствует себя от соседства безумного диктатора, бесконечно размахивающего ядерной дубинкой. (Роберт Василь, Апостроф/Энергетика Украины и мира)