На Запорожской АЭС осталось в пять раз меньше работников, оборудование деградирует. Как ЗАЭС работает под оккупацией?

Крупнейшая атомная электростанция Европы – Запорожская АЭС – почти год оккупирована российскими войсками. Сотрудники станции рассказали Forbes, каким пыткам подвергаются работники, зачем россиянам АЭС и есть ли угроза ядерной катастрофы

“Я жил в постоянном страхе за своих людей, – говорит Forbes руководитель подразделения ЗАЭС Олег Дударь, выехавший из Энергодара в августе. – Иногда кто-то исчезал навсегда, а кто-то возвращался через две недели с синяками, порванными сухожилиями, часто с переломанными ребрами”.

Российские военные и сотрудники ФСБ похищают сотрудников из домов, на улице, возле проходной АЭС, говорит работник ЗАЭС Андрей, который выехал со станции в июле. “Один из руководителей моего цеха был похищен из дому ночью. Больше я его не видел”, – утверждает он.

Репрессии начались почти сразу после захвата станции в марте 2022-го, говорит Дударь. В начале февраля 2023-го похищения участились, сообщил городской глава Энергодара Дмитрий Орлов во время телемарафона. “Пыточных несколько. Они есть в городе и на территории промышленной площадки, – говорит он. – Из-за ограниченного количества мест в пыточных людей периодически выпускают”.

Россияне прибегают к пыткам, чтобы заставить работников ЗАЭС взять российское гражданство и подписать контракт с российским “Росатомом”, сообщает Орлов.

Борьба за работников

Накануне российского вторжения на станции работали 11000 человек, сейчас – 2000, по данным “Энергоатома”. Эти сотрудники подписали контракт с “Росатомом”, с ними временно приостановлены трудовые отношения, говорит Forbes и.о. гендиректора ЗАЭС Дмитрий Вербицкий.

Остальным работникам “Энергоатом” продолжает выплачивать зарплату, сообщили в пресс-службе компании в ответ на запрос Forbes. С 1 января россияне запретили расчеты в гривне в Энергодаре под страхом пыток, хотя гривня еще остается в обращении, говорит Дударь.

“Фактически “Энергоатом” поставил нас перед выбором: либо вы патриоты и не выходите на работу, либо предатели, которые продолжают работать на станции, чтобы предотвратить аварию”, – говорит Дударь.

“Энергоатом” увольняет сотрудников ЗАЭС на основании закона о коллаборационной деятельности, если факты добровольного согласия на сотрудничество с оккупантами подтверждены, сообщила пресс-служба компании. Таким подтверждением может стать письмо от СБУ, говорит бывший член коллегии Государственной инспекции ядерного регулирования (ГИЯРУ) Ольга Кошарная.

В начале июня на станцию приехал Ренат Карчаа, который назвал себя советником директора “Росатома”, говорит Дударь из ЗАЭС. Вместе с назначенным россиянами “городским главой” с позывным “Волга ” он пришел на одно из совещаний работников и заявил: “Россия здесь надолго, а вы станете ее гражданами и будете работать на “Росатом”.

Остаток дня Дударь обсуждал с подчиненными это совещание. “Коллеги тогда говорили, что не будут работать на ЗАЭС в случае работы станции на Россию, – говорит он. – Сейчас некоторые из них были вынуждены подписать контакт с “Росатомом”.

Только 5 октября президент РФ Владимир Путин своим “указом” передал оккупированную Запорожскую АЭС в управление новой компании “Эксплуатирующая организация Запорожской АЭС”, которая является дочерним предприятием “Росатома”.

Примерно половина сотрудников станции смогли уехать из города, остальных работников, отказавшихся от контракта с “Росатомом”, россияне не пускают на АЭС, по данным пресс-службы “Энергоатома” по состоянию на конец февраля.

ЗАЭС с сентября 2022-го остановлена. 2000 человек недостаточно, чтобы возобновить ее работу и безопасно управлять станцией, говорит и.о. гендиректора ЗАЭС Вербицкий. “Россияне пытаются вербовать новых сотрудников, в том числе из России, но неизвестно, сколько их уже есть на станции”, – добавляет он.

Зачем россиянам Запорожская АЭС

Россияне захватили Запорожскую атомную электростанцию в ночь с 3 на 4 марта. Артиллерийские обстрелы не утихали с 23:00 до 4:30, вспоминает Дударь. ЗАЭС, по его словам, защищали около 200 нацгвардейцев с легким стрелковым оружием.

После оккупации на станции находится около 500-600 российских военнослужащих с военной техникой. В конце марта на станцию приехали около 10 сотрудников “Росатома”, затем было несколько их ротаций, говорит Дударь.

Российские энергетики изучали ЗАЭС, чтобы понять, чем украинские атомные электростанции отличаются от российских. К примеру, они изучали подстанцию ЗАЭС, которая выдает мощность станции в сеть.

Спустя какое-то время российские военные ее обстреляли, станция была обесточена. “А “росатомцы” смотрят, как мы с этим справляемся. Россияне делали несколько экспериментов, которые на своих АЭС смоделировать не смогут”, – говорит Дударь.

Вероятно, эти данные помогли россиянам подготовиться к массированным ударам по украинской энергосистеме, которые начались с 10 октября.

Может ли Россия использовать электричество ЗАЭС для своих нужд? Даже если “Росатом” привлекает достаточное количество сотрудников для запуска АЭС, они не смогут поставлять электричество в Крым, уверен Дударь. “Пока им мешают разрушающие подстанции ВСУ, опоры ЛЭП, которые соединяют станцию с Крымом”, – говорит Дударь. По его словам, сейчас для России станция выполняет роль рычага давления на Украину и мир.

Чем важна ЗАЭС

Мощность Запорожской АЭС – более 6 ГВт. Четыре из шести энергоблоков станции работают на топливе американской компании Westinghouse, остальные – на российском топливе.

Это самая большая атомная электростанция в Европе и девятая по мощности в мире. До войны она обеспечивала производство почти четверти электроэнергии в стране. В 2021 году электростанции Украины произвели 156,6 млрд. кВтч, ЗАЭС – 35,5 млрд. кВтч.

Российские войска оккупировали ЗАЭС в начале марта, заведя туда около 500 солдат, танки и тяжелое вооружение, в том числе взрывчатку. Также на станции присутствует персонал “Росатома”.

Год под оккупацией и без полноценного штата

Из-за простоя ЗАЭС и остановки всех энергоблоков происходит постепенная деградация систем и оборудования станции, говорит Вербицкий. “Нарушен требуемый температурный режим работы станции”, – добавляет он.

До середины сентября, пока станция не была полностью остановлена в результате российских обстрелов, “Энергоатом” отправлял на АЭС грузы с оборудованием для ремонтов, говорит и.о. руководителя ЗАЭС.

Гумконвои с запчастями от “Энергоатома” приходили несколько раз, говорит Дударь. “Эти 15-20 грузовиков раз в два месяца решали только срочные нужды, и то не до конца”, – говорит он.

Проблема не только в отсутствии запчастей для ремонта оборудования, говорит Дударь. Для выполнения работ требуются подрядчики, приезжавшие из индустриальных районов – Днепропетровской, Львовской, Харьковской областей. “Понятно, что сейчас никто из них не приедет”, – говорит он.

Чтобы решить эту проблему, Россия хочет привезти на ЗАЭС около 150 работающих на Белорусской АЭС ремонтников, сообщила пресс-служба “Энергоатома” в конце января.

Еще одна проблема – нехватка персонала на станции. Вместо стандартных смен по шесть часов, сотрудники станции вынуждены работать по 16 часов без отдыха, говорится в сентябрьском отчете МАГАТЭ. Это может привести к увеличению количества ошибок персонала, предупреждают специалисты МАГАТЭ.

“Это огромная проблема. Мы можем столкнуться с тем, что в случае аварийной ситуации на рабочем месте просто может не оказаться нужных специалистов”, – говорила в сентябре Forbes Кошарная.

Насколько опасна ситуация на ЗАЭС

Насколько ситуация угрожающая? Работники, которые останутся на станции, могут поддерживать ее безопасную эксплуатацию, пока энергоблоки остановлены, говорит Дударь. В настоящее время станция не производит электроэнергию, а только потребляет ее из украинской энергосистемы – около 100 МВт, сообщила пресс-служба “Энергоатома”.

Если связь станции с энергосистемой Украины разрывается, ЗАЭС заживляется от дизельных генераторов. К концу февраля станция пять раз теряла питание от энергосистемы в результате российских обстрелов, говорит Кошарная.

На ЗАЭС есть 20 дизельных генераторов мощностью почти 6 МВт каждый: по три на блок и две общестанционные, говорит Дударь. Штатный запас дизеля рассчитан на 10 суток непрерывной работы всех дизелей, уточняет он.

Если за эти 10 суток связь с энергосистемой не будет восстановлена, ЗАЭС останется без питания. Тогда отключатся насосы, которые помогают отводить тепло из активных зон энергоблоков, говорит Дударь. Через несколько часов ядерное топливо сожжет корпус ядерного реактора. От выброса топлива окружающую среду должна защитить бетонная плита. Но даже в таком случае радиацией будет загрязнено все в радиусе более 10 км вокруг станции, говорит он.

Худший сценарий – если топливо прорвет бетон и попадет в грунт и Днепр. “Тогда последствия будут еще хуже, чем на Чернобыле и Фукусиме, поскольку ЗАЭС более мощная, – говорит Дударь. – Юг Украины станет непригодным для жизни и хозяйственной деятельности”. (Игорь Орел, Forbes-Украина/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий