Миллионы баррелей российского дизельного топлива временно хранятся на нефтяных танкерах, пока страна борется с последствиями санкций Европейского Союза, пишет Bloomberg.
По данным Kpler, корабли простаивают у берегов Европы, Африки и Латинской Америки, являющихся крупнейшим накоплением плавучих хранилищ дизельного горючего из России с начала сбора данных в 2016 г. Хотя этот продукт почти наверняка будет освобожден, накопление указывает на трудности с заменой покупателей российского топлива из ЕС. По состоянию на 5 марта объем “лишнего” дизеля составлял 4,4 млн. баррелей.
“Они продолжали экспортировать его, даже зная, что у них нет места для этого”, – говорит Марк Уильямс, директор по исследованиям краткосрочных нефтей Wood Mackenzie Ltd. Если плавучие хранилища и нераспределенные баррели будут накапливаться, произойдет резкое сокращение экспорта дизельного горючего.
Запрет ЕС на весь морской импорт дизтоплива и других нефтепродуктов из России отрезал страну от ее основного экспортного рынка. Если ей не удастся найти новых покупателей, экспорт может быть уменьшен, что приведет к сокращению глобальных поставок топлива, используемого во всем, от грузовиков до сельскохозяйственного оборудования.
Места накопления дизельного горючего, хранящегося в плавучих хранилищах, включают побережье Марокко и Греции – оба хорошо известных места для перевозки нефтяных грузов с судна на судно, – что может осложнить отслеживание конечного пункта назначения.
Между тем другой груз The Loop находится возле Бразилии, а Meronas плавает у береговой линии Турции.
“Это не то, что размещение российского дизельного груза на рынке невозможно”, – сказал Виктор Катона, нефтяной аналитик Kpler, добавив, что “это действительно вопрос времени и особенно восприимчивости покупателя к риску, а можно ли считать, что покупают российское дизельное горючее”.
Количество дизельного горючего из России, хранящегося в плавучих хранилищах, не может возрастать вечно. Если он не найдет убежища, то в какой-то момент экспорт страны придется сократить. В конце концов, это может даже повлиять на способность страны перерабатывать сырую нефть.
Wood Mackenzie ожидает, что экспорт дизельного горючего в стране составит в среднем 750 тыс. баррелей в день (б/д) во втором квартале по сравнению с 1,1 млн. в январе.
Более широкая обеспокоенность для нефтяного рынка заключается в том, вернется ли сокращение российского экспорта дизтоплива к национальным операциям по переработке сырой нефти. Из-за ограниченных возможностей хранения ГП существенное падение экспорта скоро вынудит русские НПЗ уменьшить создание.
Wood Mackenzie видит падение переработки сырой нефти в стране более чем на один миллион б/д с начала второго квартала по сравнению с январем. (Enkorr/Энергетика Украины и мира)