Украина продолжает импортировать российские нефтепродукты. Главная причина – российское топливо самое дешевое на европейском рынке. Как украинское правительство планирует прекратить это, и какими будут последствия для украинского рынка и потребителей.
До полномасштабной войны Украина импортировала 70% потребляемых в стране нефтепродуктов. В 2021 году 42% дизеля импортировали из Беларуси, еще 30% – из России.
С 24 февраля прямые поставки из этих стран остановлены, но некоторые трейдеры обходят ограничения. О том, как российский автогаз попадает в Украину , Forbes писал в конце января.
Но в Украину и в ЕС попадает и российский дизель. Горючее экспортируют в Турцию, где его оформляют как турецкое и далее поставляют в страны ЕС в обход эмбарго, введенного Европарламентом 5 декабря 2021-го, говорит директор консалтинговой группы “А-95” Сергей Куюн. Таким же образом, российский дизель попадает в Украину. После введения в ЕС эмбарго на российские нефтепродукты импорт дизеля из РФ в Турцию взлетел, пишет Bloomberg .
При этом украинское законодательство не запрещает завозить топливо без сертификата происхождения, то есть неопределенного происхождения. Оно на 100% может быть русским.
Сколько с 24 февраля 2022 года Украина импортировала российского горючего, неизвестно. Однако только в феврале 20% всего импорта или 100 000 дизтоплива неопределенного происхождения зашли в Украину из Турции и Индии, говорит Куюн. По текущим ценам стоимость этого объема около $80 млн.
Правительство хочет запретить российское горючее, но пока не все
“Намерены прекратить манипуляции с товаром неопределенного происхождения путем установления заградительной таможенной ставки”, – говорит Forbes заместитель министра экономики, торговый представитель Украины Тарас Качка. Этот вопрос будет решен в течение нескольких недель, добавляет он.
Украина, по его словам, имеет право устанавливать пошлины любого уровня на товары неопределенного происхождения. “В данном случае мы не ограничены условиями международного торгового права”, – говорит он.
Однако Качка пока отказался называть уровень предстоящей пошлины. Также правительство пока не знает, что делать с российским дизелем, который заходит в Украину в виде европейского или турецкого микса и имеет сертификат происхождения. “Этот вопрос еще нужно изучать”, – говорит Качка.
Министерство энергетики предлагает правительству установить таможенную ставку на уровне 200%, говорит Forbes собеседник в министерстве. Нефтегазовая ассоциация предлагает 50% пошлины на горючее неизвестного происхождения, сообщили Forbes в пресс-службе.
Наиболее вероятный сценарий – введение пошлины 20-25% для российского автогаза и дизеля, говорит Куюн. “При такой пошлине покупать российский дизель будет невыгодно”, – уверен он. Пошлина в 20% сравнит цены российского и европейского горючего, говорит директор по маркетингу “БРСМ-Нефть” Александр Мельничук.
“Сейчас российский дизель самый дешевый на европейском рынке”, – говорит он. В России простаивает почти половина агрегатов и установок нефтеперерабатывающей промышленности, поэтому они готовы продавать горючее за бесценок, говорит директор ПАО “Укрнафта” Сергей Корецкий.
Такого уровня пошлины мало, чтобы остановить поставки российского горючего, говорит аналитик консалтинговой компании “НефтеРынок” Александр Сиренко. Россия может еще больше снизить цены, если их горючее не будут покупать, – говорит Мельничук. – Тогда у трейдеров снова появится соблазн покупать российский дешевый ресурс”, – говорит он.
Каким будет влияние на рынок и цены
“Мы поддержим любое решение правительства, что исключит возможность попадания на рынок российского или белорусского нефтепродукта”, – сказали Forbes в пресс-службе WOG .
Следует запретить импорт нефтепродуктов российского происхождения, считает вице-президент ОККО Юрий Кучабский. Он предлагает пошлину на уровне 50% стоимости для товара неопределенного происхождения. Такой же позиции придерживается и директор “Укрнафты” Сергей Корецкий.
Чтобы полностью закрыть украинский рынок для горючего из РФ, нужен качественный контроль на границе, говорит владелец группы компаний UPG Владимир Петренко. Таможня должна потребовать сертификат происхождения, документ торгово-промышленной палаты страны, в которой изготовлено горючее, и сертификат завода, считает он.
“Пошлина 20-25% на российское горючее не решит проблему. Потому что уже сегодня разница между российским и европейским горючим 30%”, – говорит Петренко.
Дисконт на горючее российского происхождения может составить 100-200 $/т, говорит Кучабский из ОККО. “После введения европейских санкций этот дисконт растет”, – говорит он. Несмотря на дисконт в закупке, в Украине это горючее продается по обычной цене, говорит Корецкий из “Укрнафты”. “Всю дополнительную маржу собирает игрок рынка, позволяющий себе торговать российским ресурсом”, – добавляет он.
Заградительная пошлина на российский дизель повысит цены на украинских АЗС на 10%, прогнозирует Мельничук. “Думаю, потребитель нас поймет”, – говорит он.
Проблема пока не касается бензина, говорит Куюн. “Рынок бензина меньше, мы закрываем свои потребности ресурсом из Европы. Там понятны потоки”, – говорит он. (Ольга Чайка, Forbes-Украина/Энергетика Украины и мира)