Как санкции ослабляют экономику агрессора и остаются ли еще возможности для финансирования войны в Украине?

Эффект санкций становится все более ощутимым для РФ. Агрессор потерял существенную долю экспортных поступлений от продажи нефти и газа. Остальные статьи доходов также сокращаются.

На фоне непомерных расходов на войну растет дефицит федерального бюджета. За январь-март он составил 2,4 трлн. рублей – более 80% всего утвержденного в год дефицита.

Реальный минус за год будет значительно больше, чем рассчитывал агрессор. По оценкам KSE Institute, в 2023 г. дефицит бюджета РФ может возрасти до 12,5 триллионов рублей – или же $162 млрд. – в несколько раз превысив показатель прошлого года.

В российском бюджете растет “дыра”

Широкомасштабное вторжение в Украину и западные санкции существенно изменяют финансовые возможности Кремля. По итогам 2022 г. дефицит российского бюджета составил 3,3 трлн рублей, что равняется 2,3% ВВП.

В то время как до полномасштабного вторжения планировался профицит в 1,2% ВВП, преимущественно из-за ожиданий нефтегазовых сверхприбылей.

Нынешний год складывается для Москвы еще хуже с самого начала. За январь-март общие доходы федерального бюджета составили около 5,6 трлн рублей, в то время как расходы превысили 8 трлн рублей.

Таким образом, только за последние два месяца в российском бюджете образовалась “дыра”, размером в 2,4 трлн. рублей, а 30% расходной части казны остались не покрытыми бюджетными поступлениями.

В Кремле ожидают, что в текущем году дефицит федерального бюджета не превысит 2,9 трлн рублей. Однако очевидно, что такие ожидания слишком оптимистичны.

Нетрудно счесть, что дефицит бюджета только за первый квартал составил около 82% от запланированного российским правительством на весь текущий год.

Учитывая действие нефтяного эмбарго и ценовых ограничений на российскую нефть и нефтепродукты, по оценкам KSE Institute , по итогам 2023 года дефицит бюджета РФ будет в 3-4 раза больше, чем в прошлом.

Если в 2022 году он достиг 3,3 трлн. рублей, то в этом году может вырасти до 12,5 триллионов.

Война дорого обходится РФ

Причина роста дефицита бюджета России проста – расходы растут, доходы падают.

Благодаря ограничениям, внедренным международной санкционной коалицией из более чем 40 государств, в январе-марте доходы агрессора упали на 21% по сравнению с аналогичным периодом за прошлый год.

Наибольший удар был нанесен именно нефтегазовым доходам Москвы. По результатам I квартала 2023 года нефтегазовые доходы российского бюджета рухнули до 1,6 трлн. рублей.

Благодаря эмбарго и ценовым “потолкам” на нефть и нефтепродукты они упали более чем на 45% по сравнению с 2,9 трлн рублей, полученными за первые три месяца 2022 года.

Падение не нефтегазовых доходов РФ пока не столь ощутимо, но также заметно. За первые три месяца 2023 года они снизились на 4% в годовом исчислении и составили 4,04 трлн. рублей.

Здесь важно обратить внимание именно на налог на прибыль, несмотря на его второстепенную роль в наполнении казны агрессора. За 1 квартал поступлений по этому налогу упали на 22% в годовом измерении, что хоть и не является определяющим фактором для способности финансировать войну, однако является бесспорным индикатором шаткости финансового состояния российских компаний.

На фоне стремительного сокращения доходов расходы Кремля остаются сверхвысокими. Прежде всего, это связано с финансированием военного вторжения в Украину и нежеланием “урезать” расходы на социальные программы.

В частности, по данным Минфина РФ, более чем в 2 раза выросли расходы на государственные закупки – до 2,46 трлн. руб. В целом же, за январь-март по сравнению с аналогичным периодом прошлого года расходы РФ были больше на 34%.

Однако все же стоит отметить, что в марте Кремль притормозил с расходами по сравнению с январем-февралем. Это позволило российскому Минфину незначительно замедлить темпы роста дефицита, хотя издержки остаются на неадекватно высоком уровне.

Поскольку Кремль не проявляет интереса к окончанию войны, в последующие месяцы потребности в финансировании военной машины не будут уменьшаться, что будет приближать бюджетный кризис.

Последние конвульсии

В ответ на сокращение нефтегазовых доходов российское правительство намерено изменить формулу расчета нефтяных налогов, привязав их к цене на нефть марки Brent.

По оценкам KSE Institute, соответствующее налоговое нововведение позволит в этом году увеличить поступление в бюджет РФ на 600 млрд. рублей. Даже с учетом еще 500 млрд. рублей, которые российские фискалы, вероятно, смогут “выжать” из крупных предприятий, средств будет слишком мало для покрытия увеличенных расходов.

Из-за безысходности ситуации Кремль и дальше будет поддерживать бюджет за счет активов Фонда национального благосостояния. В 2022 году из ФНД было израсходовано около $53 млрд., из которых $37 млрд. ушло на закрытие дыры в бюджете.

При темпах привлечения средств, наблюдавшихся в IV квартале 2022 года, ликвидные активы ФНД рискуют иссякнуть до конца этого года.

Российские власти также вынуждены полагаться на выпуск внутренних облигаций. За четвертый квартал прошлого года они были выпущены на 2,8 трлн. руб. (~$47 млрд.).

Требуя ресурсов для покрытия дефицита бюджета, это будет продолжаться. Однако при отсутствии иностранных инвесторов и невозможности выйти на международные рынки заимствований весь внутренний долг будет скупать российская банковская система.

Это с одной стороны будет толкать стоимость обслуживания долга вверх, а с другой – забирать весь ликвидный ресурс для кредитования реального сектора экономики.

Учитывая, что РФ де-факто оказалась в международной изоляции, а так называемые партнеры не спешат оказывать ей финансовую помощь, бюджетный дефицит будет постоянно расти.

Без изменения внешней политики и прекращения войны, у Кремля скоро закончатся деньги. (Юлия Павицкая, аналитик KSE Institute, Epravda.com.ua/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий