Газовый буфер в Украине позволит странам ЕС без рисков пройти новый отопительный сезон.

В 2022 г. европейские страны сократили импорт газа из РФ на 56%.

Это стало возможным благодаря поставке из альтернативных источников, увеличению объемов закупок сжиженного газа и программам энергосбережения.

Заполнение европейских хранилищ в 2022 г. достигло рекордных показателей, а цены на топливо существенно снизились по сравнению с первыми месяцами войны.

В то же время в ЕС сохраняются опасения, что холодная зима 2023-2024 гг. может привести к дефициту газа и повторному росту цен.

Впрочем, мы пришли к выводу, что такие опасения необоснованны.

Мы определили комплекс мер, которые позволят ЕС уверенно пройти следующий отопительный сезон и снизить энергетическую зависимость от РФ.

В частности, для этого Евросоюз должен пересмотреть планы накопления газа на 2023 г., используя хранилища на западе Украины в качестве резервных буферов.

Почему ЕС не стоит бояться зимы

До начала Великой войны РФ была крупнейшим поставщиком газа в ЕС, охватывая более 35% ее рынка. За год объемы снабжения упали на 85%.

Однако Россия продолжает экспортировать газ в страны Евросоюза. После остановки “Северного потока” и “Ямала” российский газ поступает через “Турецкий поток” и украинскую ГТС. Также сохранились поставки СПГ.

В настоящее время из России в страны ЕС экспортируются более 40 млрд. куб м газа в годовом исчислении. Эти объемы позволяют агрессору зарабатывать около 20 млрд. дол. Полученные доходы помогают поддерживать российскую экономику, наполнять федеральный бюджет и продолжать финансирование агрессии против Украины.

В Евросоюзе боятся дефицита газа, несмотря на существенное снижение зависимости от России и падение спроса на 13% за 2022 г. Международное энергетическое агентство (МЭА) выразило обеспокоенность по поводу того, удастся ли европейским странам беспрепятственно пройти зиму 2023-2024 гг.

В ЕС усомнились, что смогут заполнить хранилища на уровне 2022 г. МЭА считает, что после окончания карантина Китай нарастит закупки СПГ, из-за чего странам ЕС будет сложно сохранить прошлогодние объемы поставок сжиженного газа.

Такие опасения безосновательны.

Во-первых, заполненность хранилищ высока. В середине апреля газовые хранилища стран Евросоюза заполнены на 56%, что является рекордным показателем этой даты.

Во-вторых, предположения, что ЕС не справится с ростом спроса на СПГ, преувеличены. 2022 показал, что чувствительные к ценам государства не готовы конкурировать за сжиженный газ. Благодаря этому страны Евросоюза смогли увеличить закупки СПГ на 63%, в то время как Индия и Пакистан сократили импорт на 17-18%.

По прогнозу МЭА, в 2023 г. объем торговли СПГ вырастет на 4,3%. Учитывая способность ЕС перебивать предложения менее платежеспособных покупателей, импорт сжиженного газа в ЕС вырастет до исторического максимума – 180 млрд. куб.

В 2023 г. отгрузка СПГ возобновится через Freeport в Техасе, а к 2025 г. будут введены в эксплуатацию американские проекты Golden Pass, Plaquemines и Corpus Christi III общей мощностью 60 млрд. куб м. Рост предложения удовлетворит спрос, поэтому ЕС не стоит опасаться дисбаланса на рынке.

Наращивание поставок из альтернативных источников, энергоэффективность, расширение производства возобновляемой энергии и изменение культуры потребления позволят Евросоюзу в дальнейшем ограничивать зависимость от газа из России.

Газовый буфер в Украине как предохранитель от рисков

В целях укрепления энергетической безопасности Евросоюза и Украины мы предлагаем наложить новые ограничения на газовый сектор России.

ЕС должен запретить импорт газа по трубопроводам, которые контролирует РФ. В частности, сделать невозможным возобновление поставок через “Ямал” и “Северный поток” и заблокировать снабжение “Турецким потоком”. Сейчас Россия продолжает транспортировать через Турцию около 10 млрд. куб. м топлива.

Вся продажа российского газа в ЕС должна осуществляться через украинскую ГТС. Кроме того, европейские страны могут последовать примеру Великобритании и Германии и прекратить закупки у РФ сжиженного газа.

Поскольку пропускная способность ГТС Украины составляет 140 млрд. куб м, этого более чем достаточно для транспортировки 40 млрд. куб м газа, которые Евросоюз продолжает покупать у России. Более того, объем 40 млрд. куб м зафиксирован в действующем российско-украинском газовом соглашении на 2021-2024 годы.

По всей вероятности, на такие санкции Кремль ответит новыми ограничениями на экспорт газа. По нашим оценкам, РФ потеряет около 13 млрд. долл., если прекратит поставки газа в ЕС. Если Москва продолжит транспортировку топлива через Украину в настоящем объеме, ее потери составят 8 млрд. дол.

Во избежание стрессовых ситуаций при прохождении отопительного сезона эксперты предлагают странам ЕС воспользоваться хранилищами на западе Украины.

Украина может предложить не менее 15 млрд. куб м мощностей для хранения европейского газа. Евросоюз может воспользоваться механизмом совместных закупок для заполнения дополнительных хранилищ.

Целью Евросоюза является до ноября заполнить свои хранилища общей мощностью 105 млрд. куб м на 90%. В то же время мы рекомендуем Еврокомиссии повысить целевой показатель запасов газа до 100%. Таким образом, объемы планового накопления газа возрастут примерно на 11 млрд. куб.

Резервным буфером для закачки дополнительных объемов газа могут быть хранилища в западных областях Украины. В них можно хранить 10-15 млрд. куб. м топлива, которые помогут Евросоюзу без проблем пройти следующую зиму.

Газовый буфер в Украине принесет наибольшую выгоду Словакии, Польше, Чехии и Венгрии. После уменьшения объемов поставок газа из РФ и увеличения доставляемых морем закупок СПГ эти страны оказались в невыгодной ситуации.

Раньше они получали более дешевый газ, поскольку российские трубопроводы проходят через их территорию. Теперь из-за удаленности от моря соседи Украины вынуждены покупать газ с наценкой.

Суточный лимит закачки в украинские хранилища составляет 250 млн. куб м. Это означает, что Евросоюзу стоит уже сейчас начать их эксплуатацию, чтобы к началу зимнего сезона накопить достаточное количество топлива.

Выводы

Превращение украинской ГТС в единый канал поставки газа и использование украинских хранилищ усилит энергетическую безопасность Европы и позволит в дальнейшем сокращать потребление российского газа. Реализация ответных шагов снизит риски для стран ЕС оказаться зимой в сложной ситуации из-за дефицита газа.

Транспортировка всего российского газа по украинской территории позволит ввести налоги на продажу, которые пойдут на восстановление Украины и компенсации для ее граждан. Кроме того, уменьшение доходов от экспорта газа еще больше ограничит возможности РФ финансировать свою армию и продолжать войну.

Европа должна окончательно лишить агрессора возможности использовать энергоносители как политическое оружие. Россия должна стать зависимой от Украины в вопросе доступа к газовому рынку Евросоюза. (Борис Додонов, руководитель Центра энергетических и климатических исследований KSE Institute, Epravda.com.ua/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий