Что означает запрет на ввоз российского горючего в Украину, и какие дальнейшие шаги необходимы для того, чтобы решение сработало?

9 мая правительство приняло изменения в постановление №1147 “О запрете ввоза на таможенную территорию Украины товаров, происходящих из Российской Федерации”.

Это впервые (!) Украина ясно выразила свою позицию в этом вопросе.

Да, немного криво, потому что в постановлении отсутствуют некоторые коды товарных позиций на сжиженные газы, например 2901 (углеводные ациклические – бутаны, бутилены), некоторые другие нефтепродукты, но первый шаг обычно наиболее сложен.

Ситуация со снабжением российского сжиженного газа стала критической осенью, в марте достигла пика – 76%, а проект постановления пролежал в кабинетах три месяца.

Что дальше? Дальше начинается работа. Произведен необходимый минимум, индикатив следующего движения. Не надо ждать волшебных превращений на рынке за день.

Качественная имплементация этого решения требует не только следующих шагов, но и при необходимости вмешательства и корректировки происходящих на рынке процессов путем применения других инструментов регулирования.

Это война, только энергетическая, где нужно на меры отвечать стремительными контрмерами. Следующими должны стать такие шаги.

  1. Дополнить перечень запрещенных к ввозу на таможенную территорию Украины товаров, происходящих из Российской Федерации, пропущенными позициями.

Исчерпывающий список товарных позиций содержится в статье 215. Подакцизные товары и ставки налога – пункт 215.3.4. Также добавить в страну-агрессора страну-пособника, потому что толерантность – один из факторов текущего состояния рынка.

  1. Хотя введение процедуры нетарифного регулирования активизирует соответствующие статьи Таможенного кодекса относительно определения и подтверждения страны происхождения товара, необходимо детализировать процедуру проверки и определить, что единственным документом, свидетельствующим о стране происхождения товара, является сертификат происхождения товара стандартной формы, выданный компетентным органом (таможенные органы) или ТПП) данной страны или страны вывоза.
  2. Создать постоянную мониторинговую комиссию из представителей Минэнерго, Минэкономики, Энергетической таможни, представителей ассоциаций и участников рынка. Комиссия будет ежемесячно оценивать результаты действия принятых механизмов, корректировать их, оценивать новые угрозы и своевременно реагировать на них.

Целесообразно привлечь Минцифры для автоматизации процессов электронного документооборота по сертификатам происхождения со странами Евросоюза, снижению коррупционных рисков и погрузке на таможенные органы.

  1. Разработать и внедрить механизмы стимулирования развития инфраструктуры по перегрузке и хранению сжиженных газов, в том числе благодаря построению европейского пути (1 435 мм) и внедрению европейской директивы по хранению минимальных запасов нефти и нефтепродуктов.

Продолжить дерегулирование строительных процедур и процедур по подключению к внешним сетям.

  1. Определить модель налоговой нагрузки на нефтепродукты путем имплементации европейского законодательства и обеспечить его неизменность на определенный период обеспечения инвестиционной привлекательности инфраструктурных проектов.

Постоянные медийные и корпоративные атаки на отдельные отрасли оказывают негативное влияние на их развитие и минимизируют и так небольшое количество потенциальных инвесторов.

  1. Дерегулировать процедуры получения лицензий на хранение и производство горючего путем перехода к финансовым методам контроля и стимулирования по примеру Польши: высокая стоимость лицензии, но простой механизм получения, что позволит снизить коррупционные риски.

Это не исчерпывающий, но крайне необходимый список. В противном случае текущий шаг не даст ожидаемого результата и приведет к ценовой волатильности на рынке. Тогда силы, не заинтересованные в построении независимого, защищенного, диверсифицированного рынка, снова примут реванш. (Владислав Колодяжный, CEO GT Group; Epravda.com.ua/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий