Власти хотят заставить ОККО, WOG и других игроков топливного рынка создать стратегический запас бензина и дизеля.

В очередной в Украине раз пытаются создать стратегические запасы горючего. Причины – топливный кризис весной 2022-го и обязательства перед ЕС. Что предлагают власти, во сколько бизнесу и потребителям обойдутся нововведения?

В Украине должны быть созданы стратегические запасы горючего, но только после войны, говорит Дмитрий Веремиев, СЕО одесской сети заправок VST. Главное его предостережение – российские ракеты, с февраля 2022-го уничтожившие более 20 нефтебаз. “Неправильно заставлять бизнес делать большие запасы на нефтебазах, когда по ним летят ракеты, – говорит он. – Это большие риски потери денег, которые никто не вернет”.

В феврале 2023-го правительство зарегистрировало в парламенте законопроект о минимальных запасах нефти и нефтепродуктов. Импортеры и производители должны ежегодно резервировать 5% годового импорта или продаж горючего, постепенно увеличивая запасы, говорится в законопроекте. За нарушение этих требований предусматриваются штрафы.

Этот законопроект был критически воспринят бизнесом. Поэтому 15 мая 2023 заместитель министра энергетики Николай Колесник во время заседания парламентского комитета по вопросам энергетики и ЖКУ предложил альтернативный законопроект, в подготовке которого уже принимали участие игроки рынка.

Как и когда будут созданы стратегические запасы топлива

Участники рынка должны “резервировать” ежегодно не 5%, а уже 3% продаж или импорта горючего, говорит Колесник. Таким образом, за восемь лет Украина достигнет целевых показателей, предусмотренных обязательством страны перед ЕС.

Целевой показатель за восемь лет – 90 дней импорта, или 61 день потребления, равный примерно 1,2 млн. т дизтоплива, 400 000 т бензина и 200 000 т сжиженного газа, подсчитал соучредитель Консалтинговой группы “А-95” Артем Куюн.

Общая стоимость такого объема по нынешним ценам около $2 млрд., говорит Куюн.

Первый год действия закона не будет обременительным для бизнеса, поскольку системные операторы уже сохраняют 3%, что равняется 11 дням потребления, говорит Колесник. В настоящее время запасы нефтепродуктов в Украине, по данным Минэнерго, колеблются в пределах 10-30 дней.

Новый законопроект убирает штрафные санкции, предусмотренные в предыдущей версии. В то же время операторы рынка должны будут оформить банковскую гарантию в 25% от стоимости запасов. В случае нарушения требований по запасам, эта банковская гарантия будет списана в пользу казначейства.

Также законом не предусматриваются проверки, то есть минимизируется коррупционная составляющая, убеждает Колесник. Вместо этого будет создана электронная система репортинга, фиксирующая нарушения.

Где будет храниться запас горючего? Не более 50% горючего операторы смогут хранить за границей, что позволит защитить запасы от российских ракет. Остальные – на украинских АЗС и нефтебазах.

Профильный комитет планирует рассмотреть законопроект до конца мая, Верховная Рада во второй половине июня, говорит председатель парламентского энергетического комитета Андрей Герус.

Кто оплатит стратегические запасы

Финансировать создание запасов будут исключительно игроки рынка. “Нам необходимо подтянуть финансирование и хорошо поработать, чтобы это произошло”, – говорит Юрий Кучабский, вице-президент сети АЗК ОККО.

Важно, чтобы эти планы были незыблемыми и долгосрочными, ведь нужно инвестировать в строительство инфраструктуры, которой сегодня недостаточно для создания таких запасов.

Предостережения топ-менеджера ОККО понятны. С 90-х годов Украина периодически попадала в бензиновые кризисы, что продуцировало дискуссии о необходимости создания стратегических запасов горючего, говорит глава финансового комитета Верховной Рады Даниил Гетманцев.

“Но только “пожар” на рынке удавалось погасить, вопрос минимальных запасов сразу же откладывался в длинный ящик”, – говорит он.

Согласно условиям Соглашения об ассоциации с ЕС, которое было подписано в 2014-м, Украина обязалась создать стратегические запасы горючего до конца 2022-го. С обретением статуса кандидата на членство в ЕС Украина должна ускорить этот процесс, добавляет Гетманцев.

Как это отразится на конечной цене на АЗС? “Мы переложим риски безопасности и ценовые на конечного потребителя”, – говорит Веремиев из VST. Это обойдется покупателю в +1,5-2 грн./л горючего, добавляет он. (Ольга Чайка, Forbes-Украина/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий