Неоднократно звучало и звучит – с какой стати Украина продолжает транзит российских газа и нефти через свою территорию в то время, когда Россия десятый год ведет геноцидную войну против страны?
Вопрос обострился после 24 февраля 2022 г., особенно после 11 сентября, когда РФ начала массированные ракетные удары по энергетической инфраструктуре Украины. Ну, а подрыв россиянами Каховской ГЭС 6 июня и замаскированная подготовка ядерной аварии на ЗАЭС задают вопрос ребром: не пора ли остановить транзит?
Транзит газа
31 декабря 2024 г. утратит силу Соглашение о предоставлении услуги по организации транспортировки природного газа по территории Украины между ПАО “Газпром” и НАК “Нафтогаз Украины” от 30 декабря 2019 г. Соглашение было результатом трудных переговоров при содействии Еврокомиссии.
Тогда россияне совместно с мощными европейскими компаниями упорно реализовывали проект Северный поток-2, чтобы сделать украинский маршрут просто ненужным, увеличивая зависимость Европы от российских поставок по бестранзитному маршруту через Балтику. В отдельные годы 45-47% импортируемого газа поступало из России. А зависимость некоторых стран – членов Евросоюза была еще больше. В конце концов, Россия в лице “Газпрома” потеряла большинство позиций на европейском газовом рынке после “спецоперации по осушению” его в течение 2021 г. и подрыва “Северных потоков” в сентябре 2022-го. Но…
Но российский природный газ продолжает поступать и потребляться в Европейском Союзе. Хотя ЕС принял решение сократить потребление газа, интенсифицировать переход к возобновляемым источникам энергии, а главное – заменить российские энергоносители на рынке газа и других ископаемых топлив (план RePowerEU), тем не менее, полностью отказаться от поставок из России ЕС не в состоянии. Доля российского трубопроводного газа существенно упала. В первом квартале 2023 года она составляла всего 5,7%, а другой газ поступал из месторождений Северного моря, Северной Африки, Каспия и в виде СПГ, а также поднимался из подземных хранилищ.
Однако ЕС до сих пор не смог принять решение о полном запрете импорта из РФ природного трубопроводного газа и СПГ, а некоторые страны продолжают получать российский газ в предварительных договорных объемах. Потребителями трубопроводного газа остаются Венгрия, Словакия, Австрия, Италия. Но и они, по сообщению европейской прессы, настойчиво ищут альтернативные источники газа, чтобы поскорее заменить российские поставки. К примеру, Австрия, по данным Politico, импортировала из России 57% газа в феврале. Российский СПГ поступал в терминалы Бельгии, Испании, Нидерландов и после регазификации попадал в общеевропейскую газовую сеть. В целом, по оценкам финского Центра исследований энергетики и чистого воздуха CREA, за пять месяцев текущего года в страны ЕС было импортировано трубопроводного и сжиженного газа на общую сумму около 6,3 млрд. евро, что значительно меньше, чем в 2022 году,
В последнее время российский газ попадает в Европу двумя путями. В июне этого года по территории Украины транспортируется ежесуточно около 40-42 млн. кубометров газа (15 млрд. в годовом исчислении). Еще около 25 млн. кубометров в сутки поступает Турецким потоком через Турцию и Болгарию. Несмотря на все попытки “Газпрома” уничтожить украинский маршрут транспортировки газа, он снова стал основным для поставок в Европу.
Украинская газотранспортная система (ГТС) является надежным транзитным маршрутом газа для Европейского Союза. Есть ли экономическая целесообразность транспортировки российского газа для Украины? Пока так, учитывая, что на сегодняшний день 70-80% дохода оператор ГТС получает от услуги по транспортировке газа. Но не корпоративный интерес является главным для сохранения транзита. В Украине и на правительственном, и на корпоративном, и на экспертном уровнях всегда отмечалось, что украинская ГТС является надежным направлением транспортировки газа для ЕС. Евросоюз помогает Украине, Украина содействует ЕС по мере своих возможностей.
Ответственное отношение к транзитной транспортировке газа закреплено в Стратегии внешнеполитической деятельности Украины от 26 августа 2021 года. Согласно пункту 62 Стратегии ” Украина будет оставаться надежным и ответственным партнером ЕС в вопросе транзита газа, который будет гарантировать укрепление энергетической безопасности Европы, будет развивать стратегическое партнерство с ЕС в энергетической сфере. Будет продолжена работа с целью обеспечения полной интеграции энергетических рынков Украины и ЕС”.
Транзитные гарантии прописаны в Соглашении об ассоциации Украина-ЕС. Согласно пункту 1 статьи 276 “Сбой в поставках”, “каждая Сторона гарантирует, что операторы системы передачи будут принимать необходимые меры для того, чтобы:
а) минимизировать риск случайного прерывания, сокращения или остановки транзита и транспортировки;
б) быстро восстановить нормальную работу такого транзита или транспортировки, которая была случайно прервана, сокращена или остановлена”.
Следовательно, вопрос дальнейшей транспортировки газпромовского газа должен быть согласован и комплексен и зависит от решения ЕС о возможности/запрете его импорта. Уходит второй год полномасштабной войны, но российский газ продолжает потребляться в Европейском Союзе. И это основная причина сохранения его транзита по нашей территории. Однако украинскую ГТС следует подготовить и технически, и финансово к новым условиям работы. Расходы оператора должны быть оптимизированы из-за выведения из эксплуатации избыточных объектов или перепрофилирования использования компрессорных станций, которые не задействованы, для маневровой электрогенерации.
Имеет ли агрессор и дальше получать средства в Европе за свой газ для дальнейшего разрушения Украины, которая является страной-кандидатом на вступление в ЕС? По меньшей мере, нелогично покупать газ у страны, которую Европейский парламент признал государством-спонсором терроризма. Но пока российский газ потребляется в некоторых странах ЕС, его транспортировка должна производиться. Решение о полном запрете импорта газа из РФ (как трубопроводного, так и СПГ) должно быть принято Советом ЕС. Транспортировка нефти
Нефтеперерабатывающая и нефтетранспортная отрасли Украины стали для России целями на поражение с началом путинского правления. РФ целенаправленно вкладывала средства и прилагала усилия по развитию обходных нефтетранспортных мощностей для ограничения транзита через Украину и увеличения финансового бремени для украинской экономики. Из более 53 млн. т транзита в начале 2000-х сейчас транспортируется около 12 млн. тонн российской нефти в три страны Центральной Европы.
Так или иначе, последняя тонна российской нефти для ЕС пройдет через территорию Украины, поскольку ее основным получателем является орбановская Венгрия. Но завершение транзитной функции нефтетранспортной системы не означает прекращения использования инфраструктуры транспортировки нефти.
Нефтяные инъекции режима Орбана сдерживают Россию от массированных ударов по нефтетранспортной инфраструктуре, в отличие от топливной и нефтеперерабатывающей, потерпевшей роковые поражения.
Наличие собственной нефтедобычи даже в объеме 1,4-1,5 млн. тонн в год сохраняет потребность в нефтетранспортной инфраструктуре. Невозможность быстрого восстановления отечественной нефтепереработки влечет за собой доставку добытой нефти по трубопроводу “Дружба” на переработку в соседнюю Словакию или Чешскую Республику. В ближайшие два года страны Центральной Европы продолжат импортировать российскую нефть, используя исключения из нефтяного эмбарго ЕС 2022 года, что приводит к сохранению транзита в такие страны, как Словакия и Чехия, последовательно и системно поддерживающие нас в противодействии российской агрессии.
Курс на декарбонизацию не означает автоматического прекращения использования нефти. Конечно, “Укртранснафта” уже сегодня должна прорабатывать сценарии прекращения транзита российской нефти, перепрофилирования части инфраструктуры для других нужд или выведения их из эксплуатации. При этом важное значение будет иметь использование нефтетранспортной инфраструктуры для обеспечения энергетической безопасности государства, в частности, обеспечения устойчивости системы снабжения нефтепродуктами. Мы ведь должны учитывать опасность дальнейших ракетных ударов с российской стороны даже после восстановления территориальной целостности Украины в пределах границ 1991 г. Вполне вероятной может быть потребность в частичном развитии такой защищенной инфраструктуры.
Членство Украины в НАТО дало бы уникальную возможность для Альянса расширить свою сеть топливного обеспечения (продуктопроводы), которая отстала на полвека от реальных реалий – войны России в Европе против Украины и против Европы. Она не учитывает даже реалии членства в Альянсе стран Центральной Европы. И здесь украинская нефтетранспортная система имеет свои перспективы.
Транзит аммиака
До 24 февраля 2022 г. основным маршрутом поставки российского аммиака на мировой рынок был аммиакопровод Тольятти-Одесса мощностью 2,5 млн. тонн в год, через который проходило около 76% российского экспорта аммиака. Доля России в мировом экспорте чистого аммиака – около 12%. Он поставлялся от российского предприятия ПАО “Тольяттиазот” (ТОАЗ) в Одесский припортовый завод, откуда загружался в специальные танкеры-аммиаковозы и направлялся к потребителям. После полномасштабного вторжения транзит аммиакопроводом остановился, а из семи агрегатов ТОАЗ работают в режиме пониженной нагрузки всего три. Имея дешевый газ, Россия является одним из крупнейших производителей и экспортеров аммиака и производит до трети аммонийных удобрений в мире.
Россия пробует сделать собственные экспортные мощности морским транспортом. До конца 2023 года должна быть запущена первая очередь морского портового комплекса по перевалке аммиака вблизи Тамани мощностью 2 млн. тонн в год. Проект должен избавить от ТОАЗ зависимости от украинского транзита и, по планам, быть полностью завершенным в 2025 году. Общая мощность нового терминала составит 5 млн. тонн в год. Странный выбор местоположения терминала, потому что он будет находиться в зоне поражения дальнобойных средств Вооруженных сил Украины.
Москва называет возобновление транзита одним из условий продления действия “зернового соглашения”. ООН бездумно поддерживает возобновление снабжения аммиака по трубопроводу, пытаясь помочь глобальной продовольственной безопасности. Почему это важно для России? Аммиак производят из природного газа. На фоне существенного сокращения потребления российского газа в ЕС увеличение экспорта аммиака может позволить увеличить объемы внутреннего потребления газа российским химпромом, что принесет дополнительные средства на ведение войны.
Почему транзит аммиака невыгоден и опасен для Украины? Во-первых, это означает увеличение доходов РФ, которые она потратит на войну в Украине. Во-вторых, аммиак – токсическое вещество. Взрыв в результате очередной российской массированной ракетной атаки или скрытой диверсии может привести к масштабной катастрофе. В мае 2022 г. был поврежден аммиакопровод под Бахмутом, который в то время не эксплуатировался, но оставался с технологическим газом внутри. Несмотря на то, что он не работал, следствием стало образование аммиачного облака с зоной поражения радиусом 4 км. Трубопровод проходит в непосредственной близости от линии фронта. А 6 июня в результате обстрела во время боевых действий из аммиакопровода Тольятти-Одесса в Купянском районе Харьковской области произошла утечка 134 тонн аммиака. Ситуация с Каховской ГЭС показала, что враг целенаправленно творит экоцид на территории Украины и прибегает к любым военным преступлениям.
В 2021 г. транзитом через Украину прошло 2,3 млн. т аммиака, за которые “Укрхимтрансаммиак” получил от России около 108 млн. дол. – довольно мизерную сумму, не стоящую рисков. Поэтому до сих пор реакция Совета национальной безопасности и обороны Украины является единственной правильной: “Мы не имеем права поддерживать страну-террориста, чтобы она зарабатывала, пользуясь нашей инфраструктурой, нашей территорией”. Остается лишь добавить, что мы не имеем права подвергать себя опасности, ведь транзит аммиака со значительным процентом вероятности может быть использован для массового поражения.
Время подходит к концу
То, что имеет начало, имеет конец. Транзитный период завершается. Ядерный шантаж России вносит серьезные коррективы. (Без)деятельность международных организаций и наших партнеров после подрыва агрессором Каховской ГЭС заставляет нас переосмыслить традиционные подходы. Украина в условиях внешней агрессии придерживается своих обязательств перед европейскими партнерами. Но когда агрессор начинает действовать по алгоритму массового поражения, вряд ли мы вправе ради комфорта европейцев подвергать риску жизни своих граждан, как в случае транзита аммиака, или продолжать транзит нефти троянскому коню России в Европе или транзит газа альпийским путинферштеерам… Кстати, одно из предположений, почему Россия так настаивала на возобновлении транзита аммиака, заключается в планировании поражения подразделений ВСУ из-за подрыва трубопровода в районе Бахмута в ходе контрнаступательной операции или диверсии под видом технического инцидента на терминале в порту “Южный” во время отгрузки аммиака. на борт.
Правительство Украины должно было бы четко предупредить европейских партнеров, что действия, не остановленные недостаточными западными санкциями России, могут в любое время сделать невозможным дальнейший транзит газа и нефти на территорию ЕС. Враг поражает критическую инфраструктуру Украины во всю глубину ее территории. У Украины нет достаточно дальнобойных средств поражения, чтобы адекватно ответить на эти удары вглубь территории РФ – по крайней мере, к Ямалу и Уралу. Поэтому ответ должен быть асимметричным. У войны другая логика, чем у коммерции. Врага надо уничтожать повсюду, везде ему должен наноситься вред. Компромисса с теми, кто пришел нас убивать, быть не может. Поэтому у транзита идет обратный отсчет времени. (Михаил Гончар, президент Центра глобалистики “Стратегия ХХI”; Оксана Ищук, исполнительный директор Центра глобалистики “Стратегия ХХI”; Игорь Стукаленко, Центр глобалистики “Стратегия ХХI”; Zn.ua/Энергетика Украины и мира)