С начала полномасштабной войны украинская энергетика понесла колоссальные убытки. Лишь прямые потери энергетики, по подсчетам КSE, составили более $8 млрд., опосредованные потери трудно подсчитать.

Украинская сторона выступает за немедленную компенсацию ущерба экономике путем конфискации и продажи российских активов. Однако процесс затягивается из-за разных подходов западных стран и несовершенного законодательства относительно возвращения активов диктаторских режимов.

Бизнес подает в суд

Если украинское правительство пытается убедить Запад в необходимости создать механизм быстрого возврата российских денег, то украинские компании уже сейчас готовятся подавать иски в международные суды. Первыми среди энергетиков о своем намерении судиться объявили в ДТЭК, у которых есть значительные потери ТЭС и объектов ВИЭ. В компании готовятся подавать иск в Гаагский суд о возмещении Россией ущерба, нанесенного во время войны.

“Мы еще ничего не подавали. Но планируем, сейчас как раз ведем подсчеты по сумме”, – сказал исполнительный директор ДТЭК Дмитрий Сахарук.

“ДТЭК ВИЭ” Рината Ахметова уже оценила ущерб из-за оккупации четырех из пяти своих ветровых электростанций (ВЭС) общей мощностью 500 МВт более чем в 16 млрд. грн.

Но существенной проблемой остается сложность возмещения отсуженных денег. Россия не признает верховенство международного права и отказывается платить по делам, выигранным в международных судах.

Поэтому истцы идут в суд стран, которые заморозили российские активы и имеют юридические возможности по их компенсации.

К примеру, “Нафтогаз” подал иск в суд в США против России с целью взыскания $5 млрд., присужденных в Гааге в качестве компенсации за убытки и утраченную собственность в Крыму. Имеются в виду убытки, которые компания получила до полномасштабной войны.

Международная юридическая фирма Covington от имени НАК “Нафтогаз Украины” и еще пяти компаний группы уже подала ходатайство в Окружной суд США Округа Колумбия о подтверждении решения Арбитражного трибунала при Постоянной палате Третейского суда в Гааге, которое обязало Россию заплатить $5 млрд. (включительно с процентами) компенсации за убытки и утраченное имущество “Нафтогаза” в Крыму.

Как отметил партнер международной юридической фирмы Wolf Theiss Тарас Думич, “Нафтогаз” сможет требовать взыскания зарубежных активов, принадлежащих РФ как государству, за исключением защищенных дипломатическим или суверенным иммунитетом. К примеру, нельзя осуществить взыскание на помещение посольств. А вот на замороженные в разных странах активы российского Центробанка вполне смогут претендовать.

“Пострадавшим энергетическим компаниям нужно идти в суд. Кейс “Нафтогаза” показал успешный пример публичного обжалования действий агрессора. Да, это конечно долгое время, но короткого пути здесь нет…

Надо искать за рубежом активы государственных российских компаний, которые в международном праве часто приравнивают к государству, например, пытаться арестовать и конфисковать активы Центрального банка, выплаты по ценным бумагам, например, по облигациям. США и другие западные государства нам помогают не только оружием, но и в этих поисках”, – отметил в комментарии Kosatka.media Тарас Думич.

О том, насколько успешным оказался кейс иска “Нафтогаза” против России, свидетельствует реакция “Газпрома”, пригрозившего Украине санкциями и включением должностных лиц украинской компании в санкционные списки России.

Как говорится в сообщении российского монополиста, на практике это будет означать запрет для “Газпрома” выполнять перед санкционными лицами обязательства по совершенным соглашениям, включая осуществление финансовых операций.

Однако угрозы россиян не пугают ни украинцев, ни Запад, который все больше сжимает тиски российским олигархам, спрятавшим свое имущество в Европе и США.

Соединенные Штаты и Великобритания планируют упростить процесс возврата денег российских агрессоров. В американский Конгресс внесен законопроект, расширяющий возможности конфискации российских суверенных активов (в том числе средств Центробанка) и их передачи Украине. В частности, он наделяет президента США правом конфисковать замороженные активы РФ и передавать их в помощь нашей стране.

“Прошло больше года с начала полномасштабной войны России против Украины, и за это время во всем мире заморожены российские суверенные активы на сумму, превышающую 300 млрд. долларов, – заявил один из авторов законопроекта, член сенатского комитета по иностранным делам, республиканец Джим Риш, которого цитирует Reuters. – Было бы справедливо ответить на жестокие преступления России против украинского народа конфисковать российские государственные фонды в США и передать их Украине как помощь для восстановления страны”.

Осенью 2022 г. Европейский суд по правам человека принял к рассмотрению иск “Укргидроэнерго” против России о компенсации ущерба, нанесенного в результате военной агрессии против Украины.

В рамках дела Ukrgidroenergo, PAT vs. Russia “Укргидроэнерго” дополнительно проинформировала Европейский суд по правам человека о разрушении Каховской ГЭС.

Компания заявила, что действия России также грубо нарушили порядок ведения войны, создали дополнительные и неоправданные риски для жизни, здоровья и имущества гражданских, а также повлекли повреждение и уничтожение имущества “Укргидроэнерго”, которое, по предварительной оценке, восстановлению не подлежит.

В декабре 2022 г. после масштабных атак России на энергетическую инфраструктуру НЭК “Укрэнерго” заявила о планах подать иск против России относительно возмещения убытков.

“Мы фиксируем все повреждения в реальном времени, каждый день. Составляем смету и в ближайшее время мы выставим счет россиянам за уничтоженные наши объекты. У нас уже есть опыт выставления счетов РФ. Потому что мы одни из немногих судились и продолжаем этот процесс по нашим активам в Крыму”, – отметил директор по правовым вопросам “Укрэнерго” Максим Юрков.

Однако на июль 2023 года о состоянии подготовки иска “Укрэнерго” к России было не известно.

Российские активы не могут поделить

Львиная часть иностранных российских активов находится в странах ЕС. Евросоюз арестовал $200 млрд. Центрального банка России, однако выдавать эти деньги Украине не спешит из-за отсутствия процедуры возврата арестованных активов. Это очень затягивает процесс.

В последнее время среди стран-партнеров продвигается идея передачи Украине средств, вырученных от замороженных российских активов без непосредственной их конфискации.

В мае 2023 г. правительство Бельгии объявило о передаче Украине 92 млн. евро налоговых поступлений от 180 млрд. евро активов Центробанка России, замороженных на счетах международного депозитария Euroclear. За 2022 год было получено 821 млн. евро доходов, с которых правительством Бельгии было взыскано налогов на сумму 625 млн. евро. Однако ни заявленных 92 млн., ни потенциальных 625 млн. евро на счета Украины до сих пор не поступило.

Опыт Бельгии обсуждается на уровне ЕС как один из примеров возможного использования доходов от арестованных российских активов. Согласно последней информации, рабочая группа ЕС по использованию замороженных денег рассматривает передачу прибылей, полученных Euroclear, в Украину, в противовес непосредственному управлению замороженными активами.

Ведь последнее, по их мнению, содержит риски вмешательства в право собственности и потери средств.

Однако по данным Financial Times, Германия высказалась против плана Еврокомиссии отдать Украине прибыль от замороженных активов России. Мол, идея использования российских средств для обновления Украины вызывает “сложные финансовые и юридические вопросы”.

Как объяснил немецкий чиновник изданию, если ЕС возьмет деньги из российского Центробанка, или получит доходы от инвестирования средств, это якобы создаст прецедент для других, таких как претензии Польши относительно получения возмещения от Германии за ущерб во время Второй мировой войны. По словам министра юстиции Германии Марко Бушмана, предложения ЕС по конфискации активов российского центрального банка “юридически не рабочие”.

С начала агрессии России против Украины Германия в связи с санкциями арестовала российские активы на общую сумму 5,32 млрд. евро. Указанная сумма состоит из активов подсанкционных российских физических и юридических лиц, посреди которых находится и Центральный банк России.

Что касается Италии, то она уже заморозила активы российских олигархов в 2,5 млрд. евро. Как сообщает Reuters, замороженные активы включают банковские счета, роскошные виллы, яхты и автомобили, принадлежащие российским бизнесменам. Все это было арестовано в период с 24 февраля 2022 года по конец июня 2023 года в соответствии с санкциями ЕС. Эти деньги могут оказаться хорошей поддержкой украинской энергетики. Однако деньги так до сих пор на счетах итальянских банков.

Власти Великобритании запретили использовать деньги, вырученные от продажи Романом Абрамовичем футбольного клуба “Челси” (2,3 млрд. британских фунтов), за пределами Украины. Об этом рассказал глава специального фонда Майк Пенроуз в статье The Times. По его словам, перед продажей “Челси” между британскими властями и российским бизнесменом была достигнута договоренность, согласно которой вырученными средствами будет распоряжаться фонд, используя эти деньги для помощи “всем жертвам войны в Украине”. Эта договоренность, пишет Пенроуз, была зафиксирована в документах о продаже клуба, утвержденных правительством Великобритании.

В поисках российских денег

По последним опубликованным официальным данным Счетной палаты России по состоянию на 2012 год, российское государство владело 973 зарубежными объектами (166 земельных участков и 807 зданий и помещений). Речь идет об объектах, на которые не распространяется дипломатический иммунитет. В 2015 году, когда эти данные уже были изъяты из публичного доступа, российские чиновники суммарно оценивали эти объекты минимум в $5 млрд. Продажа только этого имущества позволила бы компенсировать половину прямых потерь украинской энергетики.

Еврочиновники говорят, что работа над возможностью конфискации российских государственных активов продолжается день и ночь, но решение пока не найдено.

Украина готовит механизм, который позволит конфисковать до 500 миллиардов долларов российских замороженных активов. Об этом рассказал премьер-министр Денис Шмыгаль на международной Конференции по восстановлению Украины (URC 2023) в Лондоне.

Он напомнил, что в мае на заседании Совета Европы было принято решение о создании реестра ущерба, нанесенного агрессией России против Украины. По его словам, это первая составляющая международного механизма компенсации.

Минюст Украины уже предложил создать международную Комиссию по рассмотрению исков о компенсации ущерба. Сюда истцы должны подавать свои жалобы, а государства-участники блокируют, конфискуют и передают активы РФ для удовлетворения требований Комиссии. Однако на саму организацию работы Комиссии может уйти немало времени, ведь это огромная международная бюрократическая структура.

Поэтому энергетическим компаниям, как пострадали от агрессии, не стоит ожидать скорых выплат через государственные учреждения, а подавать в суд в Гаагу, Лондон или США, считают эксперты.

Соединенные Штаты, Нидерланды и Великобритания имеют наиболее эффективные механизмы борьбы с диктаторскими режимами, которые позволяют конфисковать их средства и передать пострадавшим законным способом.

Государственные российские компании энергетического сектора (Газпром, Роснефть, Росатом) до сих пор имеют многомиллиардные активы в странах G7. Именно к ним должно быть приковано внимание украинских истцов, ведь они напрямую виновны в преступлениях в Украине, поэтому их имущество должно быть конфисковано в пользу Украины в первую очередь.

К примеру, источником возмещения в ближайшее время могли бы стать активы “Росатома”. В апреле санкции против этой российской компании ввели США. Однако страны ЕС не спешат с этим решением, потому что против этого выступает Венгрия.

“Росатом”, захвативший украинскую “ЗАЭС” и повредившую имущество неработающей “ЧАЭС”, пока свободно чувствует себя на рынках ЕС, будет строить атомную станцию в Венгрии, запустил АЭС в Турции, сотрудничает с азиатскими и некоторыми европейскими странами. Иски “Энергоатома” к “Росатому” могли бы обеспечить энергетиков хотя бы частью средств, необходимых для восстановления.

27 июня Кабинет Министров утвердил план преобразования государственного предприятия “Национальная атомная энергогенерирующая компания “Энергоатом” в акционерное общество.

Поскольку преобразованный “Энергоатом” станет собственником имущества всех АЭС, в том числе Запорожской АЭС, захваченной и контролируемой государством-агрессором, “Энергоатом” сможет совершать юридические действия в Украине и за рубежом как против России, так и против “Росатома”.

Однако, по словам эксперта Тараса Думича, каких-то больших активов за рубежом “Росатом” вероятно не имеет, поскольку преимущественно занимается строительством и обслуживанием зарубежных АЭС.

“Поскольку в Европе “Росатом” не попал под санкции, сейчас нет механизма блокировки и заморозки зарубежных активов компании. Однако, если он появится, то можно будет заблокировать и заморозить транзакции российского монополиста, в том числе расчеты по поставкам энергоносителей для АЭС”, – отметил эксперт.

Пока государство занимается внедрением механизма ареста и конфискации активов, энергетическим компаниям следует не медлить и готовить иски к международным арбитражным структурам, поскольку между Украиной и Россией до сих пор действуют международные договоренности по урегулированию хозяйственных споров. То, что Кремль на словах их не признает, не делает их юридически ничтожными.

Поэтому энергетическим компаниям, как пострадали от агрессии, не стоит ожидать скорых выплат через государственные учреждения, а подавать в суд в Гаагу, Лондон или США, считают эксперты.

Штаты, Нидерланды и Великобритания имеют наиболее эффективные механизмы борьбы с диктаторскими режимами, которые позволяют конфисковать их средства и передать пострадавшим законным способом.

Государственные российские компании энергетического сектора (Газпром, Роснефть, Росатом) до сих пор имеют многомиллиардные активы в странах G7. Именно к ним должно быть приковано внимание украинских истцов, ведь они напрямую виновны в преступлениях в Украине, поэтому их имущество должно быть конфисковано в пользу Украины в первую очередь.

К примеру, источником возмещения в ближайшее время могли бы стать активы “Росатома”. В апреле санкции против этой российской компании ввели США. Однако страны ЕС не спешат с этим решением, потому что против этого выступает Венгрия.

“Росатом”, захвативший украинскую “ЗАЭС” и повредившую имущество неработающей “ЧАЭС”, пока свободно чувствует себя на рынках ЕС, будет строить атомную станцию в Венгрии, запустил АЭС в Турции, сотрудничает с азиатскими и некоторыми европейскими странами. Иски “Энергоатома” к “Росатому” могли бы обеспечить энергетиков хотя бы частью средств, необходимых для восстановления.

27 июня Кабинет министров утвердил план преобразования государственного предприятия “Национальная атомная энергогенерирующая компания “Энергоатом” в акционерное общество.

Поскольку преобразованный “Энергоатом” станет собственником имущества всех АЭС, в том числе Запорожской АЭС, захваченной и контролируемой государством-агрессором, “Энергоатом” сможет совершать юридические действия в Украине и за рубежом как против России, так и против “Росатома”.

Однако, по словам эксперта Тараса Думича, каких-то больших активов за рубежом “Росатом” вероятно не имеет, поскольку преимущественно занимается строительством и обслуживанием зарубежных АЭС.

“Поскольку в Европе “Росатом” не попал под санкции, сейчас нет механизма блокировки и заморозки зарубежных активов компании. Однако, если он появится, то можно будет заблокировать и заморозить транзакции российского монополиста, в том числе расчеты по поставкам энергоносителей для АЭС”, – отметил эксперт.

Пока государство занимается внедрением механизма ареста и конфискации активов, энергетическим компаниям следует не медлить и готовить иски к международным арбитражным структурам, поскольку между Украиной и Россией до сих пор действуют международные договоренности по урегулированию хозяйственных споров. То, что Кремль на словах их не признает, не делает их юридически ничтожными. (Сергей Чигир, Kosatka.media/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий