Как внедрение торговли гарантиями происхождения даст толчок дальнейшему развитию рынка возобновляемой энергетики Украины.
На протяжении многих лет текущая структура рынка электроэнергии создавала эффективный интегрированный рынок, позволяя Европе получать экономические преимущества, безопасность снабжения, социальное благосостояние и способствовала процессу декарбонизации.
За прошлый год цены на электроэнергию были значительно выше, чем в последние десятилетия, что оказало серьезное влияние на домохозяйства и экономику ЕС.
Несмотря на все ограничительные меры, предпринимаемые Европой для реагирования на рост цен, курс на декарбонизацию остается неизменным. Нынешний кризис требует ускорения перехода Европы на чистую электроэнергию, как это предложено в плане RepowerEU.
Европейская комиссия также инициировала процесс реформирования структуры рынка электроэнергии, что может помочь сделать дизайн рынка пригодным для климатически нейтрального будущего.
Увеличение доли возобновляемых источников электроэнергии необходимо для окончательного прекращения текущей чрезвычайной ситуации, поскольку они немедленно и структурно снизят спрос на ископаемое топливо и позволят достичь целей декарбонизации в энергетике.
Переход ЕС на чистую энергию обеспечивается исполнением 4-го Энергопакета. Его имплементирует и Украина, которая также включилась в требования по достижению “0” выбросов СО2 до 2050 г.
При этом по плану сокращения выбросов уже к 2030 г. этот показатель должен уменьшиться на 65% от уровня 1990 г. (в нынешних условиях, на энергетический сектор в Украине приходится около 50% выбросов СО2.), а доля ВИЭ в энергетическом балансе должна возрасти до 25%.
До войны Украина входила в Топ-стран по темпам развития ВИЭ и его потенциалу. В основном это было обеспечено за счет стимулирования ВИЭ по модели “зеленого” тарифа.
Вместе с тем, действующая модель содержит ряд ограничений и недостатков, в том числе перекрестное субсидирование. Украина обязана искать другие пути поддержки ВИЭ для стимулирования производства чистой энергии, уменьшения влияния CBAM , повышения конкурентоспособности и декарбонизации национальной экономики в ее сотрудничестве с ЕС. Первые шаги к этому уже предпринимаются.
Таким механизмом поддержки должны стать контракты на разницу (Contract for difference), корпоративные PPA, гарантии происхождения и т. д. Дело в том, что все эти механизмы опираются на необходимость введения рынка гарантий происхождения (Guarantee of origin, GO).
Имплементируя 4 Энергопакет, мы работаем над созданием действенного механизма выдачи гарантий происхождения, которые будут признаваться не только Украиной, но и Евросоюзом.
Согласно директиве ЕС RED II Украина обязана внедрить механизм выдачи и обращения гарантий происхождения для электрической энергии из ВИЭ, биометана и других видов возобновляемых газов. Поэтому фактически у нас появляется новый товар и новый рынок. О том, как он будет работать – дальше.
Основная цель введения гарантий происхождения состоит в раскрытии информации о происхождении электроэнергии. Источники ее происхождения физически отследить невозможно, поэтому “отслеживание” принимает форму сертификатов, регистрируемых с помощью электронного механизма произведенной.
То есть гарантии происхождения – это электронные документы, используемые поставщиками и потребителями как подтверждающая документация о том, что электроэнергия, которую они продают/используют, поступает из возобновляемых источников.
Фактически связи между физической электроэнергией и гарантией происхождения нет. Поставщик энергии, желающий предлагать 100% возобновляемую электроэнергию, может просто купить гарантию происхождения на рынке, чтобы доказать это, но фактическая электроэнергия по-прежнему будет поступать от электростанций в стране.
Приобретая гарантию происхождения, соответствующее количество возобновляемой электроэнергии производится, по существу происходит “резервирование” мощности. Благодаря “резервированию” потребители вносят важный вклад в создание нового возобновляемого поколения.
На сегодняшний день в ЕС действует Директива 2019/944 об общих правилах для внутреннего рынка электроэнергии, согласно которой происходит полное раскрытие источников энергии, продаваемой конечным потребителям. Каждый поставщик должен раскрывать своим потребителям происхождение собственного ресурса.
Гарантии происхождения могут улучшить конкуренцию между разными поставщиками и повысить уровень компании. Также, если рассматривать более глубокие крупные корпорации, компании могут быть более заинтересованы в инвестировании в страны, в которых существуют системы сертификации экологически чистой энергии.
В конце июня ВРУ приняла Закон 3220-IX “О внесении изменений в некоторые законы Украины о восстановлении и “зеленой” трансформации энергетической системы”, который, в частности, предусматривает и внедрение системы подтверждения происхождения электроэнергии из ВИЭ – реестра гарантий происхождения, за формирование и ведение которого будет соответствовать НКРЭКУ.
К примеру, в некоторых странах такие реестры ведутся самыми биржами, на которых затем и осуществляется торговля гарантиями (EEX, TGE , EPIAS).
Хотя порядок выдачи, обращения и погашения гарантий происхождения будет утвержден в Украине отдельно, отмечаем, что законодательство и модель обращения гарантий происхождения должны быть максимально приближены к модели, действующей в европейских странах.
Оборот всех видов гарантий происхождения должен соответствовать единому стандарту ЕС CEN-EN 16325. Гарантии свободно вращающихся на рынке и признаваемых на международном рынке (Ассоциации органов-эмитентов, The Association of Issuing Bodies, AIB) значительно повышают их ценность.
Каждый производитель ВИЭ получит гарантии происхождения, в которых объем отпущенной ими в сеть или для собственного потребления электроэнергии отмечается кратным 1 МВт-ч. С этого момента начинается рынок гарантий происхождения, которые могут продаваться отдельно от электроэнергии или могут включаться в продукт как, например, РРА.
То есть, каждый производитель ВИЭ получит актив, который он сможет реализовать и тем самым обеспечить свою премию за то, что выработал зеленую электроэнергию. Те же производители, которые продолжат работать по “зеленому тарифу”, передадут свои гарантии ГарПоку, который будет обеспечивать их трейдинг для формирования финансового резерва компенсации тарифа.
Гарантии происхождения гасятся в реестре после потребления электроэнергии в течение 18 месяцев, а гарантия может находиться в рыночном обращении до одного года.
В законе определено право производителей продавать и передавать такие гарантии происхождения другому лицу на основании гражданско-правовых договоров и внешнеэкономических договоров, в том числе, на электронных аукционах торговых площадок.
Обычно покупка/продажа гарантий происхождения происходит на организованных биржевых рынках на условиях спот и форвард. Более того, недавно Европейский орган по ценным бумагам и рынкам (ESMA) в рамках экстренных мер Еврокомиссии по снижению цен на энергоносители отметил, что гарантии происхождения могут использоваться центральными контрагентами в качестве неденежного гарантийного обеспечения.
Организованная торговля гарантиями происхождения налажена в таких странах, как Италия, Люксембург, Португалия, Венгрия, Хорватия, Франция, что дополняется торговлей GO на двусторонней основе.
Различные типы торгов GO применяются на организованных рынках, а ценообразование происходит в соответствии с выбранным типом аукциона, которые проводятся отдельно для GO с солнца, ветра, гидро и т. д.
Задача Украины на этапе создания рынка гарантий происхождения – обеспечить свободное обращение гарантий, как предусмотрено европейской рыночной моделью. Вместе с тем организованная биржевая торговля гарантиями на энергетических биржах, в отличие от двусторонней торговли, имеет четкие правила, способствующие защите сделок участников и нивелирующих трейдинговые риски.
Основное, что должна обеспечить биржа на этом рынке – создать адекватные рыночные индикативы на гарантии происхождения, способные обеспечить механизмы поддержки ВИЭ. Только сформировавшиеся цены централизованно на бирже можно назвать реальными, рыночными и отражающими действительную конъюнктуру рынка.
На стоимость сертификатов влияют разные факторы: объем сделки (крупные сделки – меньшая стоимость), страна производства GO, технология и способ производства (СЭС, ВЭС, гидро и т.д.), срок эксплуатации станции (старые станции – меньшая стоимость), общий объем производства из возобновляемых источников (погодные факторы, заполнение резервуаров и т.п.), план ввода в эксплуатацию новых производителей, национальное регулирование.
Гарантии происхождения, не признаваемые в рамках Европейской системы энергетических сертификатов, имеют гораздо меньшую стоимость. Например, несертифицированные GO (non-AIB) – цена около 1 евро за МВт-ч против 6 евро за сертифицированные GO.
То есть основное препятствие, которое придется преодолеть Украине, чтобы этот рынок реально заработал, – это признание украинских гарантий происхождения в ЕС.
Чтобы Украина могла экспортировать свою зеленую электроэнергию, получая за это соответственно более высокую цену или продавать свои гарантии за границу, необходимо решить нормативное ограничение в RED II, ведь европейские страны не признают гарантии, выданные не в ЕС, за исключением случаев, когда ЕС заключил с этой третьей страной соглашение о взаимном признании гарантий.
И в этом направлении проводится основательная работа и мы имеем хорошие перспективы признания украинских GO как части Энергетического Сообщества. Путь к энергонезависимости ЕС во многом может быть обеспечен Украиной. Вместе с тем, впереди нас ждет много собственной работы, которую важно проделать правильно.
Поэтому строить рынок следует начинать на централизованной биржевой основе и по свободным ценам, что станет важным шагом в новом рыночном механизме стимулирования развития ВИЭ в Украине. (Алексей Дубовский, глава биржевого комитета ТВ “Украинская энергетическая биржа”; Epravda.com.ua/Энергетика Украины и мира)