По легкости присоединения бизнеса к электросети Украина занимает место рядом с Замбией, Сенегалом. Как это изменить?

Денис Миргородский, инвестор, основатель адвокатской фирмы “Династия”:

Мой друг с восторгом рассказывал об условиях релокации бизнеса в новый индустриальный парк в Польше, в час езды от украинской границы. “Представляешь, и тебе на границу земельного участка безвозмездно выводят электрическую мощность в 5 мегаватт”, – не унимался он, – “остается лишь присоединиться к ячейке и работать”.

Я представлял себе. Потому что до этого был с бизнес-турами в Польше, Словакии, Турции и Грузии, и я знал, что все эти соседи Украины предоставляют инвестору, строящему производственные объекты в индустриальных парках, безвозмездное подключение необходимой мощности электроэнергии или газа.

Был у меня и другой опыт – в Украине. Проектируя новое производство в Киевской области, мы с партнерами долго искали подстанцию со свободной мощностью, а затем вынужденно оплатили подрядчику, которого нам безальтернативно предоставил оператор системы распределения, 2 млн. грн. (на тот момент около 80 тыс. долларов) подписки за выполнение работ по проектированию и проведению электроэнергии на наш участок.

Выполнение работ растянулось на годы, оказалось, что все сопутствующие вопросы (например, согласование с лесничеством, по которому должна была проходить электрическая линия) мы должны решать своими силами.

И, конечно, построенные за наши средства объекты должны быть переданы на баланс предприятия-монополиста. Аналогично выглядит система подключения к газораспределительным сетям.

Семь кругов ада. Как упростить подключение к энергосети

В конце января этого года сеть всколыхнуло интервью турецкого бизнесмена Ханука Байрактара, желающего построить в Украине завод BAYKAR по производству военных дронов.

“Нам нужно электричество. Вы знаете, сколько стоит присоединиться к сети (в Украине)? 10 миллионов долларов. Как вам такое? И они говорят, что на присоединение понадобится два года. Они говорят, что так все работает”.

На вопрос ведущей, сколько это стоит в Турции, он говорит “Ноль, мы этот офис просто включили в розетку. И на разрешение нужно неделю или две… Такие вещи должны просто быть”.

Хорошим показателем места в Украине в пищевой цепочке стран, борющихся за благосклонность инвесторов, недавно был приостановлен рейтинг Всемирного банка Doing Business.

В 2020 г. в разделе рейтинга “легкость подключения к электроэнергии” отмечалось, что средняя продолжительность подключения к электроэнергии в Украине составляет 267 дней, в то время как в развитых странах в среднем 75.

Среди соседних стран показатель Украины выглядит совсем неловко: в Турции – 34 дня, в Грузии – 71, в Словакии – 89 дней, в Польше – 113, в Румынии – 174. Обидно, но даже в России – 41.

Стоимость нового подключения в Украине стоит в среднем 3,5 размера ВВП на человека, в развитых странах – 0,6 размера. По своим показателям в этом разделе рейтинга Украина занимает почетное место рядом с Замбией, Сенегалом и чуть ниже Папуа-Новой Гвинеи.

Если страна хочет стремительного экономического роста – нужно строить и расширять промышленность. Энергия – это топливо промышленности. Ни производственное или силовое оборудование не выполняет без нее свою функцию и не создает прибавочную стоимость, которая приносит прибыль и с которой уплачиваются налоги.

Если посмотреть на кодексы систем распределения электроэнергии и газа, то они имеют все необходимые положения для развития системы и подключения коммерческих потребителей.

Операторы системы распределения должны развивать сеть по плану, утвержденному НКРЭКУ; размещать на сайте описание процедуры присоединения и адреса для обращения и содействовать коммерческим потребителям в подключении.

Если посмотреть на практику, система работает не по кодексам. Процедура подключения к сетям в большинстве случаев подвержена коррупции, а операторы систем распределения не несут никакой фактической ответственности за препятствование или чрезмерную затяжку с подключением к сетям.

Процедура подключения на сайтах выписана не прозрачно и исключительно в пользу произвола оператора. К примеру, на дату написания статьи, на сайте ЧАО “Центральная энергетическая компания” написано, что срок выполнения услуги по нестандартному подключению с мощностью свыше 1000 кВт (мощность небольшого предприятия) составляет до 350 календарных дней, а свыше 5000 кВт вообще не установлен.

На сайте “ДТЭК Киевские электросети” никаких сроков вообще нет, но есть перечень обстоятельств, при которых оператор отказывается выполнять заказ (например, отсутствие у него на складе достаточного количества электротехнического оборудования и средств логистики – но кто должен позаботиться о наличии этих средств, как не сам оператор?).

Неудивительно, что получение обоснованных технических условий, установление стоимости и ускорение процесса подключения стало главной коррупционной кормушкой операторов систем распределения и тормозом развития новых производств.

Не случайно онлайн-калькулятор стоимости нестандартного присоединения, который кодекс обязывает каждого оператора системы распределения размещать на своем сайте, в конце концов, появился… только на сайте НКРЭКУ и государственного “Запорожьеоблэнерго”.

Я хорошо помню, как этой зимой мы зашли с новым правлением от “Нафтогаза” в офис одного из крупных операторов распределения газа и в кабинете заместителя директора по техническим вопросам увидели ящик рабочего стола, доверху заваленный визитками предпринимателей и веревками для наличных денег.

Эта коррупция не находится в фокусе внимания правоохранительных органов, АМКУ и НКРЭКУ, ведь речь идет о частных, а не государственных структурах. Но от этого ее вред не меньше, он реально сдерживает возможность Украины развивать свою экономику, о чем ярко свидетельствует пример BAYKAR.

В то же время, позвонив по нескольким знакомым, которые строили новые производства в Польше и Словакии, я с удивлением выяснил, что никто из них вообще не тратил свои деньги на подвод энергии к производственной площадке.

Эти расходы были уплачены либо государством, либо местными советами, заинтересованными в создании рабочих мест и уплате в местный бюджет налогов на доходы работников. Странно местные общины тратили средства не на овощерезки и барабаны, а на развитие экономических возможностей своего региона и местного бюджета. В своей стране я таких примеров не встречал.

Что необходимо сделать, чтобы коренным образом изменить ситуацию и сделать Украину привлекательной для строительства новых производств?

– необходимо четко установить нормативные сроки нестандартных подключений коммерческих абонентов на уровне максимум 180 дней с даты подачи заявки (независимо от мощности), установить значительные финансовые санкции для операторов систем распределения за нарушение этих сроков в пользу государства и такого абонента; установить, что стоимость работ по подключению к промышленной площадке потребителя должна осуществляться на средства оператора системы распределения (и только так);

– нужно поставить в центр внимания правоохранительных органов коррупцию при подключении к энергетическим сетям операторов распределения как государственной (в частности, по газу), так и частной формы собственности, регулярно и публично отчитываться о разоблачении и осуждении лиц, требующих взятки, задерживающих или препятствующих подключению новых абонентов;

– необходимо создать механизм компенсации стоимости присоединения для операторов системы распределения со стороны территориальных общин, например, путем направления поступлений от налога на доходы работников новых производств на компенсацию осуществленных операторами расходов.

В случае невыполнения этих шагов стоимость и сроки подключения и дальше будут делать Украину непривлекательной для развития новых производств на фоне ее ближайших соседей. Это закроет для нас перспективы достижения триллиона долларов ВВП. (Epravda.com.ua/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий