Последний раунд широкомасштабных санкций США направлен на расширение российского производства СПГ и торговлю им, поскольку Москва стремится диверсифицировать свой экспорт природного газа после сокращения поставок трубопроводного газа в Европу, пишет Energy Intelligence.
Санкции, введенные 14 сентября, касаются всего более 150 физических и юридических лиц, в том числе нероссийских, “в связи с незаконным вторжением России в Украину”, заявил Госдепартамент США.
Кроме СПГ, санкции касаются инженерных и строительных компаний, участвующих в различных нефтегазовых проектах в России, а также дочернего разведывательного подразделения “Газпрома” – “Газпром недра”, которые, по мнению США, способствуют будущим энергетическим доходам России.
Санкции в отношении СПГ касаются частного завода “Новатек” Arctic LNG 2 мощностью 19,8 млн. т в год, а также перегрузочных терминалов в Мурманске и на камчатке, запуск которых запланирован на конец года. Как считает Государственный департамент США, эти проекты “вовлечены в расширение производства энергии и будущего экспортного потенциала России”.
Несмотря на войну, российский экспорт СПГ достиг рекордного уровня в Европе в прошлом году и остается высоким в 2023 г., главным образом поступая с флагманского завода СПГ “Новатэк” в Арктике, пущенного в 2017 г. Экспорт России конкурирует с растущими поставками СПГ в США, которые также, по данным Kpler, подскочили в 2022 г. и увеличились на 6% по сравнению с годом, до 36,4 млн. т за первые восемь месяцев 2023 г.
Полные последствия новых санкций США еще не известны. Подобно предварительному раунду санкций в июле, когда Вашингтон внес в черный список еще одного ключевого инженерного подрядчика, Nipigas, включение еще четырех подрядчиков Arctic LNG 2 в список специально определенных граждан и заблокированных лиц (SDN) добавляет еще один уровень осложнений.
Они стремятся снизить возможности проекта закупать иностранное оборудование, на которое все еще полагается Arctic LNG 2, для своих второй и третьей линий, запуск которых запланирован на конец 2024 и 2026 г. Но вряд ли они полностью остановят строительство, считают наблюдатели. Первый поезд грузоподъемностью 6,6 млн. тонн в год уже находится на стадии ввода в эксплуатацию и готовится начать коммерческие отгрузки в середине января 2024 г. (Enkorr/Энергетика Украины и мира)