Глава “Укрэнерго” Владимир Кудрицкий об обысках, сценариях прохождения зимы и поставках электричества на оккупированные территории.
Украина на пороге второй военной зимы. Какие сценарии прохождения отопительного сезона, почему Генпрокуратура пришла с обысками в “Укрэнерго” и откуда электроэнергия на оккупированных территориях. Об этом рассказал в новом выпуске “Business Breakfast с Владимиром Федориным” от Forbes Владимир Кудрицкий, глава государственной компании “Укрэнерго”, которая является оператором украинской энергосистемы.
Украинская энергосистема вышла из минувшей зимы разрушенной на 40-50%. Руководство страны уверяет, что большинство работ по восстановлению энергетики завершено.
Действительно ли это так, каков пессимистический и оптимистичный сценарии прохождения зимы, и почему украинцам стоит держать генераторы наготове.
Интервью сокращено и отредактировано для ясности.
Об обысках в “Укрэнерго”
Эти обыски достаточно экзотические: пришли представители Генпрокуратуры без силовиков с определением суда об обыске. Сказали, что у них есть список документов. Мне непонятно, почему это сделали в форме обыска, а не в форме выемки документов.
Представители Генпрокуратуры хотели получить документы по результатам проверки “Укрэнерго” Государственной аудиторской службой (ГАСУ). Это отчет, в котором насчитали нарушений на 68 млрд. грн.
Нарушение на сумму более 30 млрд. грн., по их данным, заключается в том, что “Укрэнерго” неправильно назвало одну из строчек в разделе “Собственный капитал”. Это строка “эффект от корпоратизации”, потому что государство не передало нам в капитал магистральные сети. Укрэнерго изменило название строки, хотя не было обязано это делать. Но нарушения более чем на 30 млрд. оставили.
Как происходили обыски? Представители Генпрокуратуры побывали в нашем офисе, потом ушли и до сих пор не вернулись. Надеюсь, они придут по документам, мы их передадим и обыск завершится.
О сценариях прохождения отопительного сезона
Прохождение отопительного сезона где-то на 95% зависит от обстрелов.
Оптимистический сценарий. Обстрелов нет или они имеют ограниченный эффект. Отключений практически нет или они локальны. Мы проходим зиму ресурсами собственной генерации и импорта. Импорт возможен в объеме до 1,2 ГВт мощности, это больше атомного блока.
Пессимистический сценарий. Масштаб ракетных и дроновых атак такой, как в прошлом. Большие повреждения сетей и электростанций. Возможны перерывы в энергоснабжении. Мы будем использовать резервные схемы питания потребителей и восстанавливать все после повреждений.
Как готовиться людям к такому сценарию? Проверить исправность имеющихся генераторов и накопителей энергии, утеплить жилье, узнать, где ближайший пункт несокрушимости. Все советы, которые были прошлой зимой, останутся актуальными и для этой.
О защите энергообъектов
Правительство одобрило выделение “Укрэнерго” 9,7 млрд. грн. в защиту подстанций. Но эти средства до сих пор недоступны для нас, идет бюрократическая процедура их получения. Параллельно с попытками получить бюджетное финансирование мы пытаемся договориться с международными финансовыми организациями о перепрофилировании кредитов или получении грантовой помощи на эти цели. Речь идет о такой же сумме, как из бюджета – около $220-250 млн.
Контракты подписаны для первой очереди работ (не все работы можно провести одновременно). На всех объектах, где должна быть сооружена защита, уже идут работы, в большинстве случаев – строительная часть, в остальных случаях еще идет проектирование.
Планируем завершить возведение оборонных конструкций к холодам. По ряду подстанций нам помогает Госагентство по восстановлению. Это связано с тем, что количество объектов Укрэнерго кратно больше, чем количество объектов генерации.
О поставках электричества на оккупированные территории
Магистральные сети на оккупированных территориях Украины не являются частью украинской, а значит и европейской энергосистемы. Отсоединение магистральных сетей на оккупированных территориях от украинской энергосистемы происходило не одновременно.
Оккупированная часть Харьковской области могла отсоединиться примерно в марте 2022-го. После деоккупации Харьковщина подключена к украинской энергосистеме. Участки Запорожской и Херсонской областей отключались от объединенной энергосистемы в апреле, июне или июле, отдельные – в ноябре.
Относительно выплат владельцам электростанций на оккупированных территориях было принято решение, что оплаты должны быть приостановлены до деоккупации. Затем облэнерго получат доступ к данным об объемах производимой электроэнергии для украинской объединенной энергосети.
Не могу назвать точную сумму выплаченных средств владельцам электростанций на оккупированных территориях, потому что деньги выплачивал “Гарантированный покупатель”. Думаю, речь идет о нескольких сотнях миллионов гривен.
Об импорте электроэнергии
В условиях войны с вероятными обстрелами чем больше импорта доступно, тем лучше. Но переговоры с партнерами о расширении пересечения с 1,2 ГВт до 2 ГВт осложняются тем, что импорт намного меньше допустимой мощности. Европейцам не поняла эта ситуация.
А импорт не входит, потому что цена в Украине сдерживается предельными ценами, трейдерам не выгодно импортировать. Регулятор должен либо сформировать условия, позволяющие импортировать. Или сформировать другой механизм, позволяющий импортировать по высоким европейским ценам и получать компенсацию. Но это менее прозрачный и более сложный механизм.
Аварийная помощь обычно дороже коммерческого тарифа в 1,5-2 раза. Кроме этого, аварийная помощь не гарантирована, в отличие от импорта. В августе страны-соседи оказали нам такую поддержку, но если зимой у них такой возможности не будет – Украине потребуются плановые поставки электричества.
О кризисе неплатежей
Проблеме долгов на балансирующем рынке уже лет 20. Каково решение? Определить список критически важных потребителей, которых нельзя отключать, и выделить госфинансирование на электричество для них.
Есть еще одна причина долгов – возложение специальных обязанностей (ПСО). Их устанавливает Нацрегулятор в секторах, где, по его мнению, рынок не справится без регулирования для компенсации части тарифов для домохозяйств и уплаты зеленого тарифа.
Участники рынка по ПСО должны “Укрэнерго” 60 млрд. грн., “Укрэнерго” – около 50 млрд. грн., потому что мы использовали кредитные и грантовые ресурсы, чтобы частично покрыть собственные долги. В ближайшие недели “Укрэнерго” может получить еще около 150 млн. евро от ЕБРР, чтобы частично направить эти средства на покрытие долгов.
“Энергоатом” заявил, что планирует начать полностью рассчитываться по ПСО для населения. Это должно приостановить увеличение долгов на других сегментах. (Игорь Орел, Ольга Чайка, Владимир Федорин, Forbes-Украина/Энергетика Украины и мира)