В украинской евроинтеграционной истории 8 ноября произошло выдающееся событие – Европейская комиссия официально рекомендовала начать переговоры по вступлению Украины в ЕС. Об этом заявила президент комиссии Урсула фон дер Ляен в Брюсселе.

“Через 10 лет после протестов на Майдане настал действительно исторический день. Сегодня Европейская комиссия рекомендует начать переговоры по вступлению с Украиной и Молдовой. Также комиссия рекомендует начать переговоры с Боснией и Герцеговиной по достижении надлежащего соответствия критериям. Также рекомендует предоставить Грузии статус страны-кандидата”, – сказала она.

Украина выполнила 90% реформ, которые от нее ожидал ЕС.

Окончательное решение об открытии переговоров будет объявлено в середине декабря на саммите Европейского совета.

По словам Урсулы фон дер Ляен, главный прогресс был достигнут в конституционной реформе, реформе в сфере правосудия, в отборе в Высший совет правосудия, в антикоррупционных процессах, борьбе с отмыванием денег, были важные меры для ограничения влияния олигархов на общественную жизнь, новый закон о медиа, прогресс в отношении национальных меньшинств.

Тема энергетики и климата тоже была оценена Европейской Комиссией. Поэтому поговорим о промежуточных итогах работы энергетического сектора в Украине, главных рекомендациях и замечаниях, о которых доложили в Еврокомиссии.

В отчете Еврокомиссии Ukraine 2023 Report энергосектору посвящен отдельный раздел.

Европейцы оценивают уровень подготовки Украины в энергетике для вступления в ЕС на хорошем уровне, невзирая на разрушительное влияние российской агрессии и террористические атаки на энергетическую инфраструктуру.

Планы и стратегии

Вспоминают и о засекреченной новой энергетической стратегии до 2050 г. Судя по отчету ЕК, она осталась засекреченной и для европейцев (ранее было известно, что эта стратегия не попадала в руки украинских народных депутатов). В то же время, коллеги отметили необходимость разработки нового Национального плана по энергетике и климату (НТЭК), с учетом целей Энергосообщества до 2030 г. О работе над этим планом недавно заявляли в Министерстве энергетики.

“Наши стратегические цели состоят не только в усилении энергетической безопасности Украины, но и в приведении украинских норм и реалий к европейским стандартам и общим обязательствам относительно низкоуглеродного будущего”, – говорила недавно назначенная заместитель министра энергетики Светлана Гринчук во время заседания рабочей группы по разработке НТЭК.

Как отмечено в отчете ЕК, украинский НТЭК должен определить конкретную политику и меры и стать руководящим документом для послевоенного восстановления.

Внутренний рынок

Как отмечают в Европейской Комиссии, на внутреннем энергетическом рынке украинское первоначальное законодательство соответствует третьему энергетическому пакету ЕС. И Украине еще необходимо согласовать и ввести новый The Electricity Integration Package, принятый Энергетическим Сообществом в конце 2022 г. Принятый пакет должен обеспечить полную рыночную интеграцию Договаривающихся сторон Энергетического Сообщества в единый европейский рынок электроэнергии. Он включает 9 актов, главными аспектами которых является переход на чистую энергию, безопасность и доступность энергоснабжения.

Ожидаемо в Еврокомиссии обратили внимание на ограничение цен на краткосрочных сегментах рынка (рынок “на сутки вперед” и внутрисуточный рынок) и отсутствие определенного NEMO – номинального оператора рынка электроэнергии, необходимого для объединения рынков (market coupling).

Вызовом в Еврокомиссии называют дальнейшее вмешательство власти и других институций в корпоративное управление ОСП и ОГТСУ

Независимость Энергорегулятора

Важной темой для наших европейских коллег остается независимость Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ). Как указали в ЕК, это критически важно для привлечения частных инвестиций и поддержки послевоенного восстановления.

ПСО

В Европейской Комиссии отмечают необходимость постепенного отхода от применения нерыночных практик и механизмов возложения специальных обязанностей. Действующие механизмы ПСО на рынке электроэнергии и природного газа оказали негативное влияние на финансовое состояние таких компаний, как “Нафтогаз”, “Энергоатом”, “Гарантированный покупатель”, “Укргидроэнерго”.

“Эти спецобязанности должны быть постепенно упразднены и заменены более устойчивыми решениями, направленными на преодоление энергетической бедности и уязвимости конечных потребителей”, – говорится в отчете Еврокомиссии.

“Зеленая” энергетика и энергоэффективность

Текущая цель Украины к 2030 г. – 27% ВИЭ в общей структуре электропотребления. В то же время, в обновленном Нацплане по энергетике и климату Украина должна установить новые амбициозные годовые цели по ВИЭ до 2030 г. Положительно оценивают в Европе принятие комплексного закона о “зеленой” трансформации, упоминают и необходимость внедрения гарантий происхождения.

Кстати, Министерство энергетики обнародовало Проект Постановления КМУ “О введении гарантий происхождения электрической энергии, производимой из возобновляемых источников энергии”.

Что касается энергоэффективности, то украинский закон об энергоэффективности в значительной степени согласуется с Директивой ЕС по энергоэффективности. Правила местного энергетического планирования и внедрения систем энергоменеджмента государственными и городскими органами учитывают передовую практику ЕС.

“Необходимо обновить меры Национального плана действий по энергоэффективности Украины до 2030 года, принятого в 2021 году, и принять долгосрочную стратегию обновления зданий”, – указали в Еврокомиссии.

Атомная энергетика

Как отмечено в Отчете, Украина выполняет и соблюдает все международные конвенции, касающиеся ядерной энергии, безопасности и радиационной защиты, насколько это возможно в условиях войны и оккупации крупнейшей в Украине электростанции – Запорожской АЭС. Способность регулятора ядерной безопасности по независимому лицензированию и инспектированию в принципе считается достаточной.

Отмечают и начало процесса корпоратизации “Энергоатома”. В частности, превращение НАЭК в АО и назначение наблюдательного совета должно произойти до марта 2024 г.

В Еврокомиссии подчеркивают, что Украина имеет “определенный” уровень соответствия законодательству по ядерной безопасности Euratom, и пробелы существуют в сфере радиационной защиты персонала, населения и окружающей среды, а также обращения с радиоактивными отходами и отработанным топливом.

“Процесс приближения Украины задерживается, частично из-за продолжающейся российской агрессии, и является фрагментарным”, – указали в ЕК.

Что нужно сделать в энергетике для европейского будущего?

– Продвижение зеленого перехода;

– Принятие Национального плана по энергетике и климату в соответствии с целями Энергосообщества 2030 г.;

– повышение энергоэффективности, в частности, в жилом секторе;

– Поощрение инвестиций в возобновляемую энергетику;

– реформирование сектора теплоснабжения и внедрение обязательных критериев энергоэффективности зданий;

– Постепенный отказ от нерыночных механизмов ПСО с внедрением целевой защиты уязвимых потребителей;

– Обеспечение независимой и эффективной работы энергетического регулятора (НКРЭКУ).

Таким образом, Украина нуждается в комплексном подходе для имплементации европейского законодательства в энергетическом секторе. Перспектива вступления в ЕС и тщательный надзор от европейских коллег уже должна стать предохранителем от местных “ноу-хау” во время реформ и принятия решений, которые под видом “помощи/борьбы/решения проблем” часто бывают просто вредными. (Дарья Орлова, Expro.com.ua/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий