Как сформировалась многомиллиардная задолженность и как выходить из кризиса? У правительства есть решения, но они не слишком популярны.
Украинский рынок природного газа погряз в долгах. В октябре десятки крупных и малых компаний были должны более 200 млрд. грн. и с каждым днем эта цифра увеличивается.
Как и в случае с рынком электроэнергии, в перечне должников и тех, кому виноваты, – едва ли не все участники отрасли: “Нафтогаз”, “Оператор ГТС”, “Укртрансгаз”, коммунальные предприятия теплокоммунэнерго (ТКЭ), теплоэлектроцентрали (ТЭЦ), облгазы, газсбыты и населения.
В целом проблема наличия долгов в расчетах за голубое топливо для Украины не нова, но после начала большой войны она приобрела невиданные масштабы. Что с этим делать?
Задача-минимум – остановить наращивание долгов, а впоследствии – попытаться решить проблему. В идеале – не допустить повторения кризиса. Последнее станет возможно только после полной либерализации рынка и перехода на рыночные рельсы, к чему, похоже, не готовы ни правительство, ни население.
За что долги
На многочисленных совещаниях во властных кабинетах по решению долгового кризиса на газовом рынке звучат разные цифры. Так, по оценкам Агентства США по международному развитию (USAID), в начале сентября общий уровень неурегулированных долгов на рынке голубого топлива превышал 190 млрд. грн. В то же время, согласно данным НКРЭКУ, которые есть у редакции, общая сумма долга 1 октября превышала 200 млрд. грн.
Пути погашения или реструктуризации по крайней мере части указанной НКРЭКУ суммы не существует по объективным причинам. Дело в том, что ряд должников находятся в зоне боев или на временно оккупированной территории. Для лучшего понимания ситуации текущие долги следует разделить на несколько ключевых категорий.
Долги тепловиков
Исторически крупнейшими должниками за природный газ были предприятия теплокоммунэнерго и теплоэлектроцентрали, производящие тепло и горячую воду, и в меньшей степени электроэнергию. Из общего долга небытовых потребителей, 129,7 млрд. грн., на этих производителей приходится 90,4 млрд. грн.
Еще 38,9 млрд. грн. – на промышленные предприятия, в том числе ТЭЦ и ТЭС, производящие электроэнергию из газа. Понятно, что в условиях постоянных обстрелов энергетических объектов и возможных блекаутов, остановить поставки топлива на такие предприятия за долги невозможно.
Снабжение газа для производства тепла всегда сопровождалось проблемами. Государственные и коммунальные предприятия ТКЭ жалуются на то, что тарифы на тепло не покрывают расходы на закупки голубого топлива, а население никогда полностью не рассчитывается за потребленный газ.
Однако после начала Великой войны ситуация в отрасли значительно ухудшилась. Повлияли на это два фактора. Во-первых, с лета 2022 года и до конца действия военного положения введен мораторий на повышение тарифов на тепловую энергию для населения (закон был принят летом, а мораторий действует с 24 февраля 2022 года), который не позволяет пересмотреть их к экономически обоснованным. Во-вторых, стоимость голубого топлива в определенные периоды снабжения стоит дороже, а действующий тариф не позволяет покрывать такую цену.
Ситуацию усугубили и масштабные обстрелы критической инфраструктуры, из-за которых предприятия вынуждены направлять часть денег, которыми можно было покрывать долги, на ремонт поврежденного оборудования.
В итоге предприятия ТКЭ накопили многомиллиардные долги перед “Нафтогазом”, источники покрытия которых пока не определены. В этом отношении продолжаются консультации Министерства восстановления, Минфина и “Нафтогаза” в координации с Международным валютным фондом.
Долги населения
До больших масштабов возросли и газовые долги населения. По данным НКРЭКУ, в начале октября задолженность бытовых потребителей за голубое топливо перед поставщиками составила 29 млрд. грн.
“Речь идет, в том числе, о старых долгах перед так называемыми газсбытами (контролировались структурами Дмитрия Фирташа – ЭП), которые уже не поставляют газ, а также потребителей на территориях, которые после начала большой войны оккупировали россияне. Это Мариуполь, Мелитополь, часть Запорожской, Херсонской, Луганской и Донецкой областей”, – объясняет собеседник ЭП на рынке.
При этом долги за услуги по распределению газа, за которые население платит облгазам, составили 2,7 млрд. грн. По данным Госстата, за централизованное отопление и горячую воду украинцы задолжали 23,3 млрд. грн.
Суммы долгов за другие услуги, не имеющие прямого отношения к потреблению газа, таковы: за управление многоквартирными домами – 5,6 млрд. грн., централизованные поставки холодной воды и водоотвода – 6,4 млрд. грн., вывоз бытовых отходов – 1,3 млрд. грн., поставка электроэнергии – 6,9 млрд. грн.
Долги за коммунальные услуги были всегда, однако после начала войны ситуация ухудшилась. Одна из причин – запрет отключать население в случае неуплаты счетов за жилищно-коммунальные услуги.
“Самый действенный механизм стимулирования потребителей к оплате – не информационная политика, а отключение. Если потребитель знает, что его отключат, то он не будет создавать долги. Сейчас у нас есть запрет на отключение. Даже при этом уровень оплаты высок, но это далеко не 100%”, – рассказывает участник газового рынка.
Долги облгазов и газсбытов
21,3 млрд. грн. “Нафтогазу” задолжали газораспределительные компании за так называемый технический газ. Распределяют голубое топливо операторы газораспределительных сетей (облгазы), которых в Украине более 40. Ранее около 70% распределения газа в стране контролировали структуры Фирташа. Сейчас этот бизнес переходит в группу “Нафтогаз”.
Также облгазы должны 15,2 млрд. грн. “Оператору ГТС Украины” за суточный негативный небаланс. Простыми словами, это газ, который был изъят из системы без оплаты.
Также существуют старые долги, сформировавшиеся к 2020 г. В частности, это долги облгазов перед “Укртрансгазом”, которые превышают 20 млрд. грн., и долги газоснабжающих компаний – около 24 млрд. грн. “В основном задолженность облгазов – это предыдущие длительные периоды (до перехода в структуру “Нафтогаза”), сейчас они в принципе исправно платят”, – рассказывает собеседник ЭП на газовом рынке.
Это исторические долги, которые накапливались годами. Понятно, что война отрицательно повлияла, потому что многие объекты остались на оккупированных территориях. Проблема была и раньше, когда долго не пересматривались тарифы на распределение, и они не позволяли покрыть все расходы, в том числе на технологический газ. То есть, львиная доля долгов была обусловлена недостатками государственного регулирования”, – говорит собеседник ЭП в правительстве.
Что делать
Опрошенные ЭП эксперты и участники рынка отмечают, что, как и в случае с долгами на рынке электроэнергии, простого решения для решения всех накопившихся проблем пока нет. “Нужен системный подход, содержащий, в том числе, непопулярные меры”, – рассказывает представитель одной из государственных компаний сектора.
“Необходимо отменить запрет на отключение потребителей (за исключением областей, где продолжаются бои – ЭП), чтобы поднять уровень платежной дисциплины. Рассчитывать на тотальное сознание потребителей не приходится”, – говорит собеседник ЭП в правительстве.
Также следует постепенно переходить к сбалансированным тарифам, то есть повышать их. “Наша цель по Facility плану – к четвертому кварталу 2025 г. постепенно перейти к экономически обоснованным тарифам на энергоносители и отменить все ПСО. Это должно делаться в комплексе с планомерным урегулированием долгов на рынке газа и ТКЭ”, – говорит заместитель министра развития общин, территорий и инфраструктуры Александр Бутенко.
По словам эксруководителя “Оператора ГТС” Сергея Макогона, стимулировать людей более ответственно тратить энергоресурсы могут только рыночные тарифы.
Украина должна отказываться от регулируемых цен на газ для населения. Об этом говорят и международные партнеры. У нас действует система монетизированных субсидий, поэтому защищенные слои населения не ощутят введение рыночных цен, а все остальные должны платить рыночную стоимость газа (12-13 грн.)”, – считает Макогон.
“Когда мы принимаем такие жесткие меры по стабилизации ситуации на рынке, нужно не забывать о существовании незащищенных слоев населения”, – соглашается собеседник ЭП в правительстве.
“Проблему части имеющихся долгов можно было решить. В 2022 г. был принят закон №1639 , но он не был реализован, хотя для этого все было готово. Это был уникальный шанс хотя бы отчасти урегулировать многомиллиардные долги. Сейчас ситуация существенно не отличается от прошлогодней, за исключением увеличения объема долга за газ ТКЭ и существенного увеличения объема разницы в тарифах до 37 млрд. грн.”, – говорит Бутенко.
“Эти факторы усугубляют проблемы на рынке газа, теплогенерирующих и теплоснабжающих предприятий. Мы скатываемся в системный долговой кризис. Если проблему постепенно не решать, то однажды отопительный сезон во многих регионах может не начаться”, – резюмирует собеседник ЭП в правительстве. (Николай Топалов, Экономическая правда/Энергетика Украины и мира)