В прошлом году в Украину было импортировано 6,19 млн. т дизельного горючего, что на 23% больше по сравнению с 2022 г. и на 11% меньше – с 2021-м. Наибольшие объемы поставок пришлись на IV квартал 2023 г. Об этом свидетельствуют данные Консалтинговой группы “А-95”.
Основными странами-поставщиками горючего были Румыния, Польша, страны Балтии, Турция и Греция, на которые приходится 77% общего импорта.
За год из Польши было ввезено 1,42 млн. т дизтоплива (23% от общего импорта), что на 30% больше по сравнению с прошлогодними объемами. В середине года страна была самым крупным поставщиком ресурса, но, начиная с октября начала терять свои позиции. Этому способствовали изменения в Таможенный кодекс, вступившие в силу 17 октября, и забастовка польских перевозчиков, которая началась 6 ноября и продолжается до сих пор. Поэтому в декабре снабжение ГП автомобильным транспортом через польские КПП снизилось до минимума: 11,41 тыс. т. Для сравнения: в сентябре бензовозами было ввезено 38,85 тыс. т.
С польского направления остаются актуальными поставки железнодорожным транспортом: было импортировано 1,05 млн. т ДТ, что на 15% больше по сравнению с прошлым годом. Из-за ухудшения ситуации на границе снабжение “колеей” в конце года было больше, чем в середине. К примеру, в сентябре вагонами было ввезено 83 тыс. т, а уже в декабре – 116 тыс. т.
На дизтопливо из Румынии в 2023 г. приходится 24% от общего импорта – 1,47 млн. т, что на 81% больше, чем в 2022-м. Причина очевидна – проблемы на западной границе.
Польская забастовка больно ударила по поставке горючего из стран Балтии. Если в сентябре доля дизельного горючего по этому направлению составляла 14%, то начиная с ноября – 8%. “Долгая” логистика подорвала экономику “Балтики”, хотя по годовому подсчету импорт ГП из Литвы, Латвии и Эстонии вырос на 35%, до 744 тыс. т.
Еще один пострадавший – Болгария, оказавшаяся под санкциями украинской власти из-за большой вероятности поставок российского горючего. С октября импорт из Русе, Бялы, Бургаса, Белозема и т. п. подлежит дополнительной проверке.
В этот список попал и молдавский порт в Джурджулештах, что тоже наложило свой отпечаток на импорт из Молдовы.
В декабре поставки из Болгарии уменьшились почти в 6 раз (до 5,82 тыс. т) по сравнению с сентябрем, из Молдовы – в 5 раз (до 4,51 тыс. т). Всего за год из Болгарии было отгружено 408 тыс. т ГП, что на 34% меньше, чем годом ранее. А вот с молдавского направления за счет увеличения поставок в первой половине года импорт за год вырос на 7% до 304 тыс. т.
В 2023 г. третья часть годового импорта дизтоплива была ввезена в страну автомобильным транспортом (2,1 млн. т). Остальные поступили по железной дороге и водному транспорту. По сравнению с 2022 г., объемы автомобильных партий выросли на 44%, а вот железнодорожных – уменьшились на 28%.
“После сверхсложного 2022 г. рынок горючего столкнулся с новыми вызовами и достойно с ними справился. Это свидетельствует о полной адаптации к новым условиям и является залогом стабильного обеспечения страны горючим и дальше”, – заявили в Консалтинговой группе “А-95”. (Enkorr/Энергетика Украины и мира)