Почему украинцы заправляют авто российским горючим и как на втором году войны это остановить.

“В третий год войны против Украины Россия вступает с беспрецедентной суммой средств в государственной казне. Кремль еще никогда не был столь богат, как сегодня”, – с этих слов начинает одну из последних публикаций американское издание CNN.

Автор статьи подробно описывает схемы обхода западных санкций, которые помогают россиянам продавать на внешние рынки огромные объемы нефти и финансировать войну против Украины.

Речь идет о десятках миллиардов долларов. В списке крупнейших спонсоров Кремля – Китай, Индия и Турция, благодаря теневому флоту танкеров со скидкой покупают львиную долю подсанкционной российской нефти.

В это трудно поверить, но в приведенный список можно добавить и Украину. Она почти два года покупает российские нефтепродукты, наполняя бюджет агрессора десятками миллионов долларов, а соответственно финансирует войну против себя.

Как выглядел рынок LPG до и после вторжения

До 24 февраля 2022 г. Украина потребляла около 2 млн. тонн сжиженного газа (LPG) в год. По данным консалтинговой группы “А-95”, в 2021 г. более 90% этих объемов поставляли три страны: Россия (42%), Казахстан и Беларусь.

После начала войны ситуация на рынке кардинально изменилась. По крайней мере, на бумаге. В 2023 г. больше всего LPG в Украину попало из Польши, Румынии, Литвы и Латвии. Прямых поставок из России или Белоруссии не было вообще.

Впрочем, как оказалось впоследствии, несмотря на изменение географии поставок, в 2023 г. украинцы продолжали ездить на российском горючем. В отдельные месяцы доля сжиженного газа из страны-агрессора могла достигать 90% всего баланса.

Как российский автогаз попадает в Украину

По словам участников рынка, первые партии сжиженного газа, имевшего признаки российского, начали попадать в Украину в октябре 2022 г.

“Все началось в октябре и ноябре 2022 г., а уже в первом квартале 2023 г. рынок залили дешевым сжиженным газом из польских, литовских и латвийских хранилищ, замеченных в приеме эшелонов с российским LPG”, – рассказывает аналитик “А-95” Артем Куюн.

В Европейском союзе пока не существует запрета на импорт российского сжиженного газа, поэтому этот ресурс в страны блока поступает без проблем.

Сначала никаких проблем с поставкой этих партий LPG в Украину не возникало. На определенную станцию в ЕС поступал российский сжиженный газ, а затем с этой точки ресурс с переоформленными документами поступал на украинские АЗС.

“В мае 2023 г. правительство внесло первые изменения в нормативные акты, и украинская таможня потребовала сертификаты происхождения товара, но они научились “штамповать” эти сертификаты и все снова поехало в Украину”, – говорит Куюн.

В октябре прошла вторая попытка закрутить гайки. Государственная таможенная служба потребовала документы от производителя на всю транспортную цепочку – от завода, на котором производили LPG, до украинской границы. Это на время остановило российские газовые потоки из Евросоюза, но впоследствии они возобновились.

“В январе 2024 г. на рынке появились многочисленные предложения аномально дешевого газа из Польши и стран Балтии. Рецепт такого успеха может быть один: российское происхождение”, – считает эксперт “А-95”.

По словам аналитика издания “Нафторынок” Александра Сиренко, поставщики российского ресурса быстро адаптировались к новым правилам и научились манипулировать понятием “производитель” и документацией по происхождению.

“Компании-получатели российского газа предоставляют нашему импортеру документы, свидетельствующие, что они якобы являются производителями этого ресурса (имеют лицензию на производство нефтепродуктов – ЭП). Хотя на самом деле эти компании не являются классическими производителями, ведь они не перерабатывают сырье”.

Статистика свидетельствует, что компаниям, экспортирующим газ в Украину, поступает много российского газа. Наши источники говорят, что они периодически делают миксы, то есть смешивают автогаз в удивительной пропорции специально для Украины.

Грубо говоря, покупают цистерну газа из США и в пропорции один к девяти смешивают с российским LPG. Иногда не смешивают, а просто продают нам русский ресурс. Вот эта схема в январе-феврале делает новую историю”, – говорит Сиренко.

О российском происхождении поступающего в Украину автогаза свидетельствует аномально низкая стоимость товара. По оценке основателя GT Group Владислава Колодяжного, разница между ценами из США или ЕС и России – 214 долл. на тонне.

“Некоторые покупатели ради собственной выгоды “не замечают” разницы в цене по сравнению с американским газом и не интересуются природой такой разницы”, – говорит он.

По словам Куюна, дешевый газ отгружается из польских городов Сокулки, Наревки, Белостока и Вульки-Добринской, куда массово поставляется газ из России.

Как остановить поставки

По оценке опрошенных ЭП участников рынка, доля российского газа в общем балансе может составлять 20-40%. Впрочем, начало года не показательно. В этот период традиционно низок уровень потребления нефтепродуктов. Кроме того, сейчас поставки ограничены из-за блокирования границы с Польшей, а больше всего российского автогаза по этому направлению шло в Украину автотранспортом.

“Сейчас идеальное время, чтобы все остановить. Пока нашествия российского газа сдерживают низкий спрос и блокировку границ, и все может измениться. У газа дешевле на 200 долларов за тонну нет конкурентов”, – говорит Куюн.

Как остановить поставки? Рецепт решения проблемы давно разработан и испытан. “Есть показательный кейс с остановкой поставок российского дизельного горючего, когда этим заинтересовались СБУ и Совет национальной безопасности и обороны. Провели соответствующие меры и все остановилось”, – говорит Сиренко.

“Надо обратить внимание на точки, откуда отгружается автогаз. Таможенники все эти данные имеют. Говорят, что ситуацией заинтересовалась СБУ, в парламенте создали временную следственную комиссию, но пока изменений нет”, – добавляет Куюн.

“Снабжение растут. При этом уже второй месяц не принимается решение о внесении в “красную зону” рисков терминалов, специализирующихся на этих схемах. Терминалы и компании известны. Схема перепаспортизации продукта за годы безнаказанности упростилась до простой подмены документов”, – объясняет Колодяжный.

“Россия придумывает новые пути обхода санкций, строит маршруты поставок, зарабатывает деньги для войны, а мы никого не наказываем. Это финансирование терроризма, но у нас никто не наказан даже за банальную контрабанду”, – заключает Сиренко. (Николай Топалов, Epravda.com.ua/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий