Как Украина внедряет политику ЕС по энергомодернизации зданий.

Евроинтеграция Украины – комплексный и длительный процесс. Он требует введения нового законодательства, чтобы согласовать стандарты нашей страны со стандартами Евросоюза. Ведущее место среди таких политик занимают обязательства по уменьшению углеродного следа или декарбонизации.

Евросоюз поставил целью достичь климатической нейтральности и нулевых выбросов парниковых газов во всех секторах экономики к 2050 г. Это обязательство лежит в основе Европейского зеленого курса – программного документа, принятого ЕС в 2019 г., к которому сразу присоединилась Украина.

Одним из инструментов успешной декарбонизации есть энергомодернизация зданий. Внедрение высоких стандартов энергоэффективности сооружений упоминалось среди обязательств Украины перед ЕС в рамках “Программы макрофинансовой помощи на 2023 г.”, но государство с этой задачей не справилось.

Однако для Украины энергоэффективность важна не только в контексте обязательств перед партнерами: в условиях большой войны она является неотъемлемой составляющей энергетической безопасности и устойчивости страны.

Несмотря на актуальность вопроса в долгосрочной и краткосрочной перспективах Украина до сих пор не выработала последовательного подхода к энергоэффективности. Анализ одобренных политик в этой сфере и международного опыта проливает свет на существующие пробелы и позволяет определить приоритеты на пути энергоэффективной трансформации и низкоуглеродистой экономики.

Энергоэффективность в Украине: с чего все началось

На нормативном уровне стандарты энергоэффективности зданий начали внедряться 17 лет назад. Впервые они были закреплены в государственной строительной норме “Тепловая изоляция зданий”. Впоследствии ДСТУ Б А.2.2-8:2010 ввели раздел “Энергоэффективность” в составе проектной документации.

В 2017 г. был принят закон “Об энергетической эффективности зданий”, который впервые в истории независимой Украины определил правовые, экономические и организационные основы энергоэффективности зданий.

Далее утвердили “Минимальные требования к энергетической эффективности зданий” и приняли концепцию и план поэтапного увеличения количества зданий с близким к нулевому уровню потребления энергии, которые закрепили европейскую практику сооружения энергосберегающих зданий.

До 2025 г. предполагалось создать нормативно-правовую базу, а к 2030 г. – перейти к новым требованиям строительства и принятия объектов в эксплуатацию.

Технические параметры уменьшения энергопотребления в зданиях определены в государственной строительной норме Тепловая изоляция и энергоэффективность зданий. В том же 2021 году Украина приняла национальный план действий по энергоэффективности до 2030 года и соответствующий план мероприятий.

Выложенный в плане энергоэффективный сценарий предполагал сокращение энергопотребления по отношению к базовому сценарию на 22,3% (первичная энергия) и 17,1% (конечная энергия). Впрочем, пошагового сценария ежегодного сокращения энергопотребления в зданиях документ не содержал.

Где Украина сейчас

Великая война стала подлинным испытанием для энергоэффективных практик. Отопительный сезон 2022-2023 гг., прошедший под знаком ракетных атак на энергетическую инфраструктуру и блекаутов, привел к пониманию: избыточное энергопотребление в условиях недостаточной генерации выливается в изнуряющие для предприятий и домохозяйств графики отключений.

Осознание важности энергоэффективной трансформации дало свои плоды. В 2022 г. Верховная Рада приняла закон, усиливающий необходимость внедрения мер по энергоэффективности и термомодернизации зданий, а в 2023 г. был создан Фонд декарбонизации и энергоэффективной трансформации для финансирования программ и проектов по энергоэффективности.

Кроме того, в конце 2023 г. была принята “Стратегия термомодернизации зданий Украины до 2050 г.”, которая задает вектор движения к высоким стандартам энергоэффективности в зданиях. Вместе с ней утвердили Операционный план мероприятий на 2024-2026 годы и Концепцию государственной экономической целевой программы поддержки термомодернизации зданий до 2030 г.

Реализовать стратегию предполагается тремя этапами.

Новая политика ЕС

7 декабря 2023 г. Европарламент и Совет ЕС достигли предварительного соглашения о внесении изменений в директиву по энергетической эффективности зданий, чтобы способствовать декарбонизации и повысить энергетическую независимость Европы в соответствии с планом REPowerEU . Соглашение, среди прочего, предусматривает следующие пункты.

  1. Уменьшение среднего потребления первичной энергии жилыми домами на 16% к 2030 г. и на 20-22% к 2035 г., а также вводит нулевой стандарт выбросов для новых зданий.
  2. Масштабная энергомодернизация худших построек. Благодаря реконструкции среднее потребление первичной энергии должно снизиться, по крайней мере, на 55%.
  3. Постепенный отказ от котлов на ископаемом топливе. Субсидии на них будут запрещены с 2025 г., а к 2040 г. процесс отказа должен быть завершен.

Эти изменения только ожидают принятия, но аналогичные процессы по усовершенствованию энергетического законодательства происходят и в государствах-членах. Так, в сентябре 2023 г. Германия приняла закон, делающий использование возобновляемой энергии в системах отопления обязательным. С 2024 г. новые здания в новых районах должны, по меньшей мере, на 65% отапливаться благодаря ВИЭ.

Кроме того, с 2024 г. новые нежилые постройки должны быть оснащены системами энергомониторинга. С 2025 г. эти требования будут распространяться и на существующие здания. Украине следует учитывать такие сдвиги в законодательстве партнеров.

Впереди длинный путь

За последние годы Украина укрепила законодательную базу, необходимую для внедрения реформы по энергоэффективности, однако предстоит долгий путь, прежде чем задекларированные цели и стандарты воплотятся в жизнь.

Впрочем, нельзя утверждать, что энергоэффективная трансформация в Украине существует только на бумаге. В 2024-2026 гг. планируется установить солнечные электростанции на зданиях ЦНАП при поддержке Южной Кореи. Инициатива будет реализовываться в Ивано-Франковской, Житомирской и Одесской областях.

В октябре 2023 г. Госэнергоэффективности вместе с партнерами начало проект по установке гелиосистем, которые собирают энергию солнца и превращают ее в тепловую, в детсадах. Также в ноябре 2023 открылись региональные Офисы декарбонизации и энергоэффективности в Кропивницком и Днепре, которые будут помогать повышать энергоэффективность в соответствующих областях.

В декабре 2023 г. стартовал проект, в рамках которого специалисты DiXi Group помогают десяти общинам в Украине разработать проекты муниципальных энергетических планов (МЭП) по принципам “зеленого” восстановления с учетом их энергетических потребностей и ресурсов.

Чтобы сделать процесс декарбонизации более эффективным, Украина должна учитывать политики Евросоюза по повышению целей энергоэффективности, разрабатывать актуальные нормативно-правовые документы и реализовать собственные планы.

Полезно исследовать немецкий опыт внедрения систем отопления на ВИЭ в постройках. Не менее важно для власти привлекать стейкхолдеров к обсуждению энергоэффективных стратегий. Главное – не отклоняться от курса на “зеленую” и постоянную экономику, что станет основой будущей преуспевающей Украины.

Материал подготовлен по данным “Мониторинга декарбонизации” в рамках проекта “Поддержка декарбонизации экономики Украины через разработку новых моделей финансирования благодаря использованию долговых обязательств. Стадия 4”, реализуемого аналитическим центром DiXi Group при поддержке Международного фонда “Возрождение”. (Виктория Коваленко, менеджер по устойчивому развитию DiXi Group. Соавторы – Алена Корогод, Елена Агапова, DiXi Group. Epravda.com.ua)

Добавить комментарий