Россияне добивают украинскую маневренную генерацию. К чему готовиться украинцам в случае ее полного уничтожения?

11 апреля россияне нанесли третий с начала года массированный удар по украинской энергетической инфраструктуре: атакованы объекты тепловой генерации и передачи в Одесской, Харьковской, Запорожской, Львовской и Киевской областях. Уже точно известно о полном уничтожении Трипольской ТЭС “Центрэнерго” в Киевской области, существенных повреждениях двух электростанций компании ДТЭК Рината Ахметова и подстанций “Укрэнерго”.

Что осталось от тепловой генерации?

Тепловыми электростанциями в Украине владеют три компании: около 80% угольной генерации до большой войны контролировала группа ДТЭК Рината Ахметова, на втором месте была государственная “Центрэнерго”, оперировавшая тремя станциями, и меньше всего производила компания “Донбассэнерго” Максима Ефимова и Эдуарда Бондаренко.

После последнего обстрела и разрушения Трипольской ТЭС все 100% генерации потеряла государственная “Центрэнерго”. Еще летом 2022 г. была оккупирована ее Углегорская ТЭС в Донецкой области, а 22 марта 2024 враг уничтожил Змиевскую ТЭС на Харьковщине. Таким образом, все три ТЭС “Центрэнерго” уничтожены или захвачены.

“Донбассэнерго” имела две тепловые электростанции. Старобешевская ТЭС еще с 2015 г. захвачена террористами так называемой ДНР, а Славянская ТЭС находится рядом с линией фронта и систематически обстреливается врагом.

Немного осталось и от некогда крупнейшего игрока на рынке тепловой генерации – ДТЭК. До войны была оккупирована Зуевская ТЭС, а после полномасштабного вторжения россияне захватили Запорожскую и Луганскую ТЭС.

Остальные оккупанты решили добивать дроновыми и ракетными атаками. Из соображений безопасности ЭП не публикует информацию об работающих электростанциях энергохолдинга, но до последнего обстрела исполнительный директор компании Дмитрий Сахарук заявлял, что около 80% мощностей ДТЭК повреждены или разрушены.

“Пять из шести станций, доступных к последним масштабным обстрелам, очень сильно повреждены. Некоторые блоки разрушены почти полностью, остальные – частично”, – сообщал после первых двух атак Сахарук.

Во время утренних обстрелов 11 апреля снова серьезно пострадало оборудование двух электростанций. Подробностей в компании не раскрывают, но можно сделать вывод, что цифра 80% потеряла актуальность. Таким образом, от теплового поколения осталось менее 20% того, что было до 22 марта 2024 г.

В чем важность ТЭС для работы энергосистем?

Россия атакует не только угольные станции. Системным атакам подвергаются гидроэлектростанции и инфраструктура “Укрэнерго”, необходимая для передачи электричества. По очевидным причинам россияне не обстреливают атомные электростанции и объекты “зеленого” поколения, поскольку последние небольшие и распределены по всей территории страны.

В первую очередь враг пытается вывести из строя тепловые и гидроэлектростанции, выполняющие роль маневровых. Их главная роль в энергосистеме – возможность быстро увеличивать производство электроэнергии утром и вечером, когда потребление стремительно растет.

Энергосистема может безопасно работать только тогда, когда в ней выдерживается баланс: потребление электроэнергии равно производству. Когда этот баланс нарушается, приходится отключать потребителей.

Что произойдет в случае полного уничтожения ТЭС?

В Украине будет доступна только базовая генерация, то есть атомные электростанции. Также будут работать солнечные и ветровые электростанции, часть потребления будет покрываться благодаря импорту и аварийной помощи.

Помимо потери большого объема производства, который нечем заменить, уничтожение ТЭС существенно усложнит работу диспетчеров. Со сложностями, но балансировать энергосистему можно будет благодаря ГЭС, которые также являются приоритетными целями россиян.

Потеря тепловых электростанций гарантированно означает отключение для миллионов потребителей по всей стране как минимум зимой и в июле-августе. Ограничения могут быть и в другие периоды года, однако точнее оценить масштабы по объективным причинам невозможно.

Россияне могут уничтожить всю тепловую генерацию?

Ситуация с тепловой генерацией плачевна. “Уже понятно, что по итогам войны угольной генерации в Украине не будет. Московиты люди упрямые и если начали уничтожать наши ТЭС, то продолжат это делать, пока не достигнут цели”, – считает директор “Центра исследований энергетики” Александр Харченко.

Сколько еще атак нужно для уничтожения всей тепловой генерации? Это зависит от многих факторов, которые невозможно оценить. Собеседники ЭП в энергетических кругах называли разные цифры: от двух до десяти обстрелов.

А как же защита энергообъектов? На это ушли десятки миллиардов…

Когда речь идет о миллиардах в защиту энергетических объектов, это не касается электростанций, поскольку защитить их условными саркофагами, как на Чернобыльской АЭС, невозможно.

Защита строилась на высоковольтных подстанциях, наиболее страдали от прошлогодних атак врага. Информация о количестве и расположении укрытий на подстанциях засекречена, но можно сказать о закрытии нескольких десятков объектов, 20-25% от их общего количества. “Защита на подстанциях есть, она сработала хорошо, но с точки зрения общей картины она установлена мало”, – говорит Харченко.

К тому же, говорят собеседники ЭП, укрытия не рассчитаны на прямое попадание баллистической ракеты. “Удар с точностью до метра они удержать не могут и там, где такие попадания были, автотрансформаторы или другое оборудование уничтожено. Если ракета ударила на 20-30 метров правее или левее – защитное сооружение сработало. Оборудование там работает”, – говорит собеседник ЭП. в энергетических кругах.

Построить такие защитные постройки на огромных объектах генерации невозможно.

Почему сейчас нет отключений электроэнергии?

На самом деле ситуация уже критична и избежать отключений позволяют несколько факторов.

Во-первых, сейчас обесточены многие потребители в Харькове, где ежедневно действуют аварийные отключения. Также ограничения использованы для промышленных потребителей в Кривом Роге.

Во-вторых, в Украину регулярно поступает импорт и аварийная помощь европейской энергосистемы.

В третьих, сейчас страна находится на нижнем пике потребления. Как только из-за жары потребление начнет расти – могут возникнуть проблемы.

В отдельных областях аварийные отключения уже происходят. На прошлой неделе с 18.00 до 22.00 они действовали в Днепропетровской, Запорожской, Кировоградской, Полтавской, Донецкой и Сумской областях. Ограничения не исключены в любой момент, тем более при новых обстрелах.

Что Украина может сделать до следующей зимы?

Во-первых, часть уничтоженного россиянами оборудования можно восстановить. Отдельные страны согласились передать Украине запчасти и оборудование по своим закрытым ТЭС.

Во-вторых, необходимо развивать распределенную генерацию на основе природного газа, о которой в последнее время много говорят, но дальше слов ничего не двигается.

“Нужно максимально быстро находить, завозить и устанавливать газопоршневые и газотурбинные электростанции небольшой мощностью, которые враг уничтожить не сможет, нужно не менее 2-2,5 ГВт новых мощностей”, – считает Харченко.

Ключевое это увеличение систем ПВО и полное закрытие неба, без чего нет смысла ни восстанавливать старые угольные ТЭС, ни строить газовые электростанции. Потребителям остается только экономить электроэнергию, о чем уже призывают в “Укрэнерго”. (Николай Топалов, Epravda.com.ua)

Добавить комментарий