2023-2024 гг. можно смело назвать периодом “бума” освоения в Кыргызстане солнечной и ветровой энергии. Страна, отличающаяся одной из крупнейших в мире долей ВИЭ в энергобалансе, в последнее время превращается в пристанище для инвестиций в зеленую энергетику из самых разных государств.
Все это происходит на фоне грез руководства страны о превращении данной центральноазиатской республики сначала в энергетически самодостаточное государство, а потом и в активного экспортера электроэнергии.
Солнце, ветер и вода
Согласно докладу об устойчивом развитии за 2023 год, Кыргызстан стал лидером в Центральной Азии по ключевым показателям ЦУР, заняв 45 место в мире. В Кыргызстане уделяют должное внимание проблемам изменения климата, которые оказывают негативное влияние на экономику республики уже сейчас. Так, проблема глобального потепления усугубляет ситуацию с накоплением водных ресурсов на стратегических водохранилищах республики, тем самым ограничивая максимальные объемы забора воды из них для энергетических нужд. В частности, в 2023 г. в крупнейшем Токтогульском водохранилище накопилось на целых 2 миллиарда кубометров воды меньше, чем в 2022 г. (10 миллиардов вместо 12) – при одинаковых показателях забора.
Однако кроме воды в республике есть еще два серьезных энергетических ресурса, соответствующих требованиям “зеленого развития” и менее зависящих от климатических капризов – речь идет о ветре и солнце. Именно они самым активным образом начали осваиваться в Кыргызстане в 2023-2024 годы.
Актуальные проекты
Всего в настоящее время (май 2024) в Кыргызстане реализуются и разрабатываются проекты строительства 6 ветряных и 9 солнечных электростанций во всех областях страны. О прорыве в данной области за последний год говорит краткий перечень событий, договоров и меморандумов, которыми ознаменовался прошлый год:
В мае 2023 г. министр энергетики республики посетил КНР и участвовал в подписании меморандум о взаимопонимании с Universal Energy Co. Ltd по строительству ветроэлектростанции. Аналогичные документы были подписаны и с China Energy International Group Co., а также China Gezhouba Group International Engineering Co., Ltd. Подписанный в ходе этого же визита договор с China Power International Development Limited предусматривает строительство в Иссык-Кульской области масштабной солнечной электростанции мощностью в 1000 МВт. С ноября 2023 г. ведутся переговоры с китайской компанией Goldwind Science & Technology Co., Ltd. о создании в республике новой ветряной электростанции.
Активным игроком в зарождающейся отрасли СЭС Кыргызстана стал и Казахстан: компания TGS-Energy Limited участвует в создании таких объектов, как СЭС “Кенгир”, СЭС “Балхаш”, СЭС “Капчагай” и СЭС “Кун Булагы” мощностью в 50 МВт. В апреле 2024 года появилась информация о планах этой же казахстанской компании построить СЭС общей мощностью 50 мегаватт на территории Иссык-Кульской области. Казахско-кыргызские проекты, а также соглашение с армянской группой компаний “Ташир” по сотрудничеству в области солнечной электроэнергетики, подписанное в сентябре 2023 г., можно считать примером экономической кооперации стран-членов ЕАЭС в области высокотехнологичных проектов.
Еще одним новым региональным партнером в области ВИЭ в Кыргызстане становится и Узбекистан. Стороны активно обсуждают совместные проекты в области ветро и солнечной энергетики, а в апреле этого года Узбекистан, Казахстан и Кыргызстан заявили о планах по созданию совместной компании для строительства Камбаратинской гидроэлектростанции на реке Нарын. После реализации проекта, стоимость которого оценивается в 5?6 млрд. долларов, акции и активы станции перейдут в собственность Кыргызстана.
Есть в отрасли и крупные проекты, реализуемые совместно с Российской Федерацией: так, по итогам Российско-Кыргызской межрегиональной конференции, состоявшейся в октябре 2023 г., было подписано, среди множества других документов, инвестиционное соглашение о реализации проекта по строительству солнечной электростанции 300 МВт в Иссык-Кульской области (СЭС Кош-Агач), а также Соглашение о проработке и реализации инвестиционного проекта по строительству ветряной электростанции в этой же области мощностью до 100 МВт.
На пользу динамике строительства объектов ВИЭ в Кыргызстане пошли и итоги визита в республику в конце октября 2023 г. премьера Государственного совета Китайской Народной Республики Ли Цяна, по итогам которого было подписано рамочное соглашение с компанией Molin Energy Company Limited по строительству объектов и развитию возобновляемых источников энергии мощностью 400 МВт.
В марте 2024 года стало известно о готовности немецкой компании W. Hass Future GmbH & Co инвестировать до 300 миллионов евро в строительство солнечных электростанций в республике, о чем уже сейчас ведутся активные переговоры. Несколько ранее свой интерес к работе в области ВИЭ в Кыргызстане выразило министерство экономики, торговли и промышленности Японии, заинтересованное в стимулировании экспорта турбин для ветровых установок в Центральную Азию.
Неординарные идеи
Реализуются в Кыргызстане и более экзотические проекты в области ВИЭ: в частности, в декабре 2023 г. было завершено создание первой в республике плавучей солнечной электростанции, расположенной в бассейне суточного регулирования ГЭС Чакан. Такая комбинация ГЭС и СЭС позволит гармонизировать колебания выработки электроэнергии, свойственные обоим видам электрогенерации. Также, плавающие СЭС не занимают пригодные для хозяйства площади, так как могут размещаться на объектах водной системы. Помимо этого, в декабре 2023 года начались переговоры с китайскими компаниями по созданию первого в республике завода по производству солнечных панелей.
Работа по развитию возобновляемой электроэнергетики ведется и в юридической сфере: так, в декабре 2023 года в Минэнерго Кыргызстана предложили бесплатно передавать государственные земли под строительства объектов солнечной и ветряной энергетики. Вместе с этим имеется предложение о введении обязательства для строительных компаний по установке солнечных батарей на крышах возводимых ими объектов.
Зачем Кыргызстану ветряки и панели?
Приоритет развитию солнечной и ветровой электроэнергетике в Кыргызстане обуславливается такими факторами, как склонность иностранных инвесторов участвовать в высокотехнологичных и зеленых проектах, а также уже упомянутыми ограничениями на прирост мощностей в гидротехническом секторе – из-за обострившегося в последние годы дефицита водных ресурсов и необходимости поддерживать уровень крупнейших водохранилищ.
Немаловажной составляющей “зеленого выбора” в энергетике можно считать и имеющиеся в Кыргызстане планы по наращиванию экспорта угля. Отказ от традиционной тепловой энергетики позволит направить максимальную долю добычи угля с новых месторождений на внешние рынки. Так, на сегодняшний день между КР и КНР подписан целый ряд соглашений по совместной разработке новых месторождений угля “Торугарт”, “Каракабак-Балыкты”, “Сулюкта-11 поле” – с последующим его экспортом в Китай. Определенные перспективы в этом плане создает и строительство железнодорожной магистрали Балыкчи – Кара-Кече, которая свяжет с железнодорожной сетью Центральной Азии крупные угольные разрезы Кара-Кече и Мин-Куш. В настоящее же время Кыргызстан вынужден даже импортировать энергетический уголь из соседнего Казахстана: в частности, для питания крупнейшей в стране Бишкекской ТЭЦ.
Таким образом, солнечная и ветровая энергетика Кыргызстана получила в последние годы солидный импульс к дальнейшему развитию, направленному как на достижение энергетической самостоятельности страны, так и экспорта электроэнергии – и даже оптимизации поставок полезных ископаемых внешним покупателям.
Баир Данзанов, независимый эксперт по Центральной Азии и Монголии, специально для интернет-журнала “Новое Восточное Обозрение”. (Eenergy.media)