Казахстан увеличил железнодорожный экспорт мазута через порты Грузии в январе-мае 2024 г. до 413,2 тыс. тонн со 121,2 тыс. тонн за аналогичный период в прошлом году, резко сократив поставки в черноморские порты России, сообщили источники в отрасли и показали расчеты Reuters.
По их данным, экспорт казахстанского мазута через Батуми вырос за пять месяцев текущего года до 323,2 тыс. тонн с 73,1 тыс. тонн за тот же период 2023-го, через Пулевую – до 90 тыс. тонн с 48 тыс. .
Суммарный транзит казахстанского мазута через порты России “Новороссийск” и “Азов” за пять месяцев текущего года упал до 17,1 тыс. тонн с 405 тыс. тонн в годовом выражении. В прошлом году основные объемы экспортировались через Тамань, но в этом году, по данным трейдеров, таких поставок не было.
Мазут в Батуми экспортируют преимущественно Чимкентский и Атырауский НПЗ, что связано с более выгодными условиями транспортировки, чем на других маршрутах, и возможностью погрузки на танкеры дедвейтом 60-80 тыс. тонн, отметил один из трейдеров.
На терминал в Пулеве направляют объемы преимущественно мини-НПЗ, где мазут отгружается в танкеры с дедвейтом 30 тыс. тонн.
“В российские порты мазут никто не хочет везти из-за развязанной России полномасштабной войны в Украине, на мини-НПЗ прямогонный мазут хорош, его в Пулеве часто смешивают с менее качественным для улучшения характеристик”, – сказал трейдер.
Производство мазута на крупных НПЗ Казахстана снизилось за пять месяцев текущего года до 0,801 млн. тонн с 1,081 млн. тонн за аналогичный период в прошлом году, по данным отраслевых источников.
российские железные дороги в этом году неоднократно вводили запрет на перевозку грузов в порты “Азов” и “Новороссийск”.
В Батуми мазут Атырауского и Чимкентского НПЗ поступает также через каспийский порт “Курик”, далее продукт транспортируется в основном в торговые хабы в Нидерландах и Турции.
Морской SOCAR Kulevi Terminal, расположенный на восточном черноморском побережье Грузии, принадлежит азербайджанской SOCAR и обладает мощностью по перевалке нефти, нефтепродуктов, СУГ и нефтехимической продукции около 10 млн. тонн в год.
Батумский нефтяной терминал (БНО) мощностью 12 млн. тонн нефти и нефтепродуктов в год принадлежит трубопроводной госкомпании “Казтрансойл”.
В 2024 г. экспорт казахстанского мазута через БНО запланирован объемом 600 тыс. тонн.
В июне железнодорожные перевозки внутриказахстанским, экспортным, импортным и транзитным сообщениями подорожают в связи с ростом тарифов КТЖ. (Enkorr)