Как пишет Reuters, согласно обнародованным данным, информации аналитиков и отраслевых источников, глобальный рост спроса на нефть должен ускориться в ближайшие месяцы, иначе рынку будет трудно поглощать увеличение предложения нефти, которое ОПЕК+ планирует произвести с октября.
Рост спроса на нефть в течение первых семи месяцев года со стороны крупнейших потребителей США и Китая не оправдал некоторых ожиданий еще до того, как возобновление опасений по поводу рецессии в США спровоцировало глобальную распродажу акций и облигаций на этой неделе.
Если экономика замедлится дальше, рост спроса на нефть, вероятно, замедлится вместе с этим. По словам аналитиков, это будет означать, что ОПЕК+ придется либо отложить планы по закачке больше нефти, либо принять более низкие цены большего предложения.
“В нынешних условиях значительного риска рецессии маловероятно, что ОПЕК+ продвинется вперед с запланированным октябрьским увеличением”, – сказал Гэри Росс, генеральный директор Black Gold Investors и опытный наблюдатель за ОПЕК.
Цена на нефть упала ниже $80 за баррель в августе – меньше, чем большинство членов ОПЕК+, или Организации стран-экспортеров нефти и ее союзников, таких как Россия, нуждаются в сбалансировании своих бюджетов.
“Спрос на нефть, безусловно, имеет риск снижения”, – сказал Нил Аткинсон, независимый аналитик, ранее работавший в Международном энергетическом агентстве (МЭА), ссылаясь на обеспокоенность экономиками Китая и США.
“Очень трудно представить, как цены могут существенно возрасти, если спрос будет ниже, чем мы думали”, – отметил он, добавив, что ожидает от ОПЕК+ приостановки увеличения добычи.
Согласно официальным данным за среду, за первые семь месяцев 2024 г. импорт сырой нефти в Китай составил 10,89 млн. баррелей в день (б/д), что на 2,4% меньше, чем за год.
Падение потребления дизельного горючего в Китае, поскольку растет использование грузовиков, работающих на сжиженном природном газе (СПГ), давит на внутренний спрос на горючее, равно как и вялая экономика, которую тормозит продолжающийся кризис в секторе недвижимости.
В Соединенных Штатах потребление нефти к июлю выросло на 220 тыс. б/д в год до среднего показателя 20,25 млн. б/д, согласно подсчетам Reuters на основе оценок правительства. Спрос нужно будет ускорить, чтобы добиться правительственного прогноза на 2024 г. в 20,5 млн. б/д.
Трудно оценить, достигнет ли глобальный спрос высот, необходимых для поглощения дополнительных поставок в этом году, из-за рекордной разницы в том, когда самые уважаемые мировые аналитики спроса на нефть в ОПЕК и МЭА оценивают спрос на сегодняшний день.
Данные о потреблении нефти имеют временной лаг, и предварительные данные часто пересматриваются. Это заставляет прогнозистов включить самые лучшие оценки в некоторые из своих цифр спроса.
ОПЕК прогнозирует рост мирового спроса на уровне 2,15 млн. б/д в первой половине 2024 года, в то время как МЭА оценивает спрос на уровне 735 тыс. б/д. МЭА консультирует промышленно развитые страны по вопросам энергетической политики.
Оценка ОПЕК роста спроса в первом полугодии незначительно изменилась по сравнению с тем, что было в начале года. МЭА снизило свою оценку роста спроса в первом полугодии с 1,19 млн. б/д, прогнозируемых в январе.
По оценкам МЭА, во 2 квартале потребление Китаем сократилось, а по оценкам ОПЕК, оно выросло более чем на 800 тыс. б/д. Китай – одна из главных причин разницы в прогнозах на весь год, а также на первое полугодие.
Если бы оценки ОПЕК относительно спроса в первом полугодии были правильными, мировой рост должен немного ускориться во втором полугодии. Но если МЭА прав, спрос должен быстро возрасти.
Вторая половина – это обычно период наивысшего потребления, поскольку простой факт глобального экономического роста увеличивает спрос на нефть, а также поскольку он включает пик сезона вождения, сбор урожая в Северном полушарии и закупки для подготовки к зиме.
Согласно подсчетам Reuters, чтобы рост спроса соответствовал прогнозам ОПЕК на весь год, во втором полугодии ему предстоит ускориться в среднем до 2,30 млн. б/д. Спрос должен вырасти на 1,22 млн. б/д во втором полугодии, чтобы добиться прогноза МЭА на весь год.
На следующей неделе ОПЕК и МЭА планируют обновить свои прогнозы спроса. На прошлой неделе ОПЕК+ подтвердила свой план начать увеличение добычи с октября с оговоркой, что при необходимости ее можно приостановить или отменить.
Увеличение обусловлено тем, что спрос превысит прогноз ОПЕК, что увеличит потребность в нефти со стороны группы производителей и ее союзников. ОПЕК+ добывает более 40% мировой нефти.
Если прогноз спроса ОПЕК оправдается, спрос на нефть со стороны стран ОПЕК+, вероятно, достигнет 43,9 млн. б/д в IV квартале по сравнению с добычей в 40,8 млн. б/д в июне, что теоретически дает возможность дополнительной добычи.
У ОПЕК еще есть месяц, чтобы решить, начинать ли выпуск нефти с октября, и группа изучит данные рынка нефти в ближайшие недели, сообщил источник, близкий к группе.
Генеральный директор Saudi Aramco Амин Насер заявил во вторник, что ожидает роста от 1,6 до 2 млн. б/д во второй половине года.
Два источника в ОПЕК сообщили, что непонятно, растет ли спрос так быстро, как это необходимо для выполнения прогноза ОПЕК на 3 квартал. ОПЕК не ответила на запрос о комментариях.
В то же время МЭА утверждает, что замедление экономического роста и переход к электромобилям в Китае изменили парадигму второй по величине экономики мира, которая годами влекла глобальный рост потребления нефти. ОПЕК видит, что сильный рост сохраняется.
Первые признаки августовского импорта сырой нефти Китаем, например, от компании Kpler, занимающейся анализом данных, указывают на небольшое восстановление с июля. Два трейдера, занимающихся закупками Китаем западноафриканской сырой нефти, заявили, что спрос на августовскую нефть был слаб.
Согласно данным Международной ассоциации воздушного транспорта, мировой спрос на реактивные самолеты в этом году превысит уровень 2019 года, хотя в июне IATA заявила, что международные поездки в Азии остаются низкими, особенно в Китае.
“Крупными рычагами роста спроса, на которые все указывали, были спрос на реактивные самолеты и Китай, – сообщил источник в одной из компаний, занимающихся торговлей нефтью. – Спрос в Китае не был велик, а спрос на реактивные самолеты в Европе приличный, но он не полностью восстановился (от пандемии)”.
В Соединенных Штатах, являющихся крупнейшим потребителем нефти, выяснилось, что трудно оценить спрос на бензин: пересмотр официальных данных на прошлой неделе показал, что майский спрос был на самом высоком уровне с августа 2019 года. Ранее оценки и независимые трекеры привязывали спрос к уровню ниже прошлогоднего.
Мрачные экономические данные из Соединенных Штатов также могут вызвать проблемы для рынков нефти, особенно для дизельного топлива. По данным EIA, за первые пять месяцев этого года спрос на дизтопливо в США был примерно на 4% ниже, чем в 2023 г. (Enkorr)