Почему стране нужна особая стратегия внедрения “зеленого” курса ЕС.
Георг Цахманн, научный руководитель проекта Green Deal Украина:
Европейский “зеленый” курс ждут серьезные испытания на легитимность, если внедрять его без учета реалий.
В стране, охваченной войной, физическая безопасность и нормальные условия жизни для каждого украинца более актуальны, чем проблемы сдерживания глобального потепления или формирования здоровой среды.
Амбициозные проекты Европейского союза по выходу на нулевой уровень выбросов углекислого газа до 2050 г. выглядят несколько далекими от вызовов, с которыми сталкивается страна в условиях борьбы за выживание.
Это будет существенно влиять на процесс внедрения в Украине “зеленого” курса ЕС. Чтобы этот курс работал во благо всех сторон, на пути его внедрения необходимо отойти от лозунгов и сформировать прагматическую стратегию развития. Туманные возможности “зеленой” экономики украинцев не удовлетворят.
Поэтому уже сейчас следует обратить внимание на факторы, которые могут помешать формированию эффективной для Украины стратегии.
Во-первых, переговорщики с Евросоюзом могут попасть под влияние заинтересованных групп, например, предприятий ЕС, ищущих защиты, или экологических активистов, пытающихся заложить слишком амбициозные цели и стандарты.
Во-вторых, украинские переговорщики будут испытывать огромное давление на необходимость достижения быстрого прогресса в вопросе вступления в Евросоюз. Это может помешать полноценному отстаиванию собственных позиций.
Если при этом перевести экономические и социальные последствия реализации курса на украинскую политическую систему (т. е. не выделить целевые средства и льготы), то легитимность “зеленого” курса в Украине может испытать серьезный удар.
В таком случае любое украинское правительство, которое будет стараться добросовестно внедрять новейшие экологические нормы согласно договоренностям, согласованным на этапе переговоров о вступлении в ЕС, будет подвергаться популистической оппозиции, которая будет апеллировать к высокой стоимости реализации политики, задуманной в Брюсселе.
Это сделает правительство и ЕС виновниками всех проблем, связанных с трансформационными процессами. С другой стороны, формальное транспонирование законов и целей для получения “галочки” на определенном этапе вступления не только помешает реализации желаемых целей, но и поднимет доверие европейских институций.
В самом худшем случае Брюссель могут воспринять как отдаленную столицу, с которой лучше иметь дела в формате активного подхвата всех призывов без углубления в их сущность (кроме случаев применения микроменеджмента). Таким образом, попытка привязать “зеленый” курс, в значительной степени разработанный и одобренный в Брюсселе, исключительно к процессу вступления может иметь обратный эффект.
Стратегия устойчивого развития
Только стратегия, когда “зеленый” курс будет способствовать значительному росту экономики, даст украинскому народу и политикуму чувство принадлежности к этому курсу.
Взвешенный подход к “зеленому” курсу, внедрению и соблюдению экологических стандартов может стать действенным рычагом восстановления Украины. В случае надлежащей обработки “зеленый” курс, представленный в виде новой модели экологически устойчивой экономики, может превратиться в стратегию, которая получит национальную поддержку и заложит почву для успешной и безопасной Украины.
Он может открыть новые рынки экспорта и перспективные отрасли экономической специализации для страны, перейдя на новый уровень добавленной стоимости и догнать европейские страны по показателю дохода на душу населения.
Это станет предпосылкой для привлечения чрезвычайно нужных инвестиций в формирование долгосрочных производственных фондов, которые в значительной степени зависят от привлекательности для частных инвесторов.
В прошлом Украина страдала от нехватки инвестиций в отрасли промышленности, инфраструктуру и строительство. Кроме того, война оказывает значительное негативное влияние на экономику Украины. Численность населения значительно сократилась, часть украинцев была вынуждена покинуть собственные дома, выросли риски и капитальные расходы, объекты инфраструктуры и основные фонды получили повреждения.
Именно поэтому устойчивый процесс обновления не может полагаться только на восстановление основных фондов. Длительные процветания и безопасность требуют значительного увеличения объемов инвестиций. Даже привлечение обоснованного объема донорской поддержки не позволит выйти на уровень инвестиций, гарантирующий длительное развитие.
Именно поэтому Украина нуждается в привлечении значительного объема частных инвестиций. Они претворятся в реальность только тогда, когда смогут приносить долгосрочную выгоду инвесторам. В краткосрочной перспективе этому будет способствовать безотлагательное устранение основных лимитирующих факторов, в частности связанных с объектами инфраструктуры, для обеспечения дальнейшего функционирования экономики.
Не менее важен также надежный прогноз роста. Украина справедливо увязывает собственное экономическое будущее с ЕС. Имеющиеся фонды, учреждения и внутренний рынок представляют мощный комплект для экономического процветания, как это можно было увидеть на примере впечатляющих показателей экономического развития посткоммунистических стран после вступления в ЕС в 2004 г., в частности, Польши.
Это заманчивая перспектива для инвесторов. Однако она означает, что принятие недальновидных решений в сфере экономической политики, в частности, о снижении экологических стандартов, может вызвать сомнения у инвесторов относительно уверенности правительства в быстром вступлении в ЕС. И наоборот: четкая стратегия реализации политики европейского “зеленого” курса уменьшает неопределенность со стороны инвесторов.
Успешность “зеленого” курса в Украине будет зависеть от внедрения инструментов, привлекающих частные иностранные инвестиции и способствующих повышению эффективности использования ресурсов. Таким образом, эти инструменты реализации необходимо направить на украинские реалии.
Эти инструменты должны объединить крайне необходимые реформы внутриполитического курса, поддержки партнеров и внешних обязательств, поскольку результаты такого сочетания превосходят результаты работы по отдельным направлениям.
Украина не может ждать окончания войны. Пилотные проекты и политические стратегии нужно прорабатывать уже сейчас. Это позволит усилить способность к реализации необходимых мер на национальном и местном уровнях. В конце концов, такая подготовка позволит масштабировать мероприятия, направленные на формирование макроэкономического вклада в зеленое восстановление Украины.
Примеры ценообразования на выбросы углерода и снижение рисков инвестиций в возобновляемые источники энергии свидетельствуют о способности инструментов “зеленого” курса усилить безопасность, процветание и привлекательность страны в определенных отраслях.
Доходы от углерода – на развитие
Ценообразование на выбросы углерода является ключевым элементом декарбонизации промышленности в соответствии с европейским “зеленым” курсом. Невозможно вообразить полноценный доступ к внутреннему рынку, не говоря о членстве в ЕС, без надлежащего ценообразования на выбросы парниковых газов объектами промышленности.
Введение Евросоюзом мер, направленных на ограничение импорта углеродсодержащей продукции, приведет к наложению штрафов на производителей со значительным уровнем выбросов парниковых газов при их выходе на европейский рынок.
При этом обычная переноска европейских выплат по квотам на выбросы углерода на украинские компании приведет к прекращению их работы.
Такая шоковая терапия будет подвергаться сильному политическому сопротивлению. В противоположность этому введение комплекса мер, который позволит украинским компаниям инвестировать в декарбонизацию промышленности, будет не только экономически целесообразным, но и успокоить политическую реакцию вокруг объемов выплат.
Этот подход может основываться на трех взаимодополняющих элементах: стандарты ЕС по новым инвестициям во избежание их блокирования; четкая стратегия внедрения растущей стоимости квот на выбросы парниковых газов; инструменты для поддержки имеющихся отраслей по пути к декарбонизации.
В качестве мотивации для Украины, которая должна помочь ускоренному продвижению работы в этом направлении, ЕС может предложить новый перспективный инструмент. Вместо прямой поддержки проектов по декарбонизации в Украине Брюссель может пообещать компенсацию доходов украинского правительства от торговли квотами на выбросы углерода в форме дополнительных кредитов или грантов.
Это позволит обязать украинское правительство ускорить процесс ценообразования в выбросы углерода и превратится в элемент поощрения.
Доходы от продажи квот на выбросы углерода и средства можно направить в отдельный фонд на правах совместного управления для обслуживания инвестиций в переходный процесс промышленности и, возможно, компенсаций расходов для уязвимых потребителей. Инвестиционная поддержка может распределяться прозрачно.
Обеспеченный постоянным поступлением средств фонд с надлежащим управлением может превратиться в мощный двигатель процессов “зеленой” трансформации в Украине и эффективного послевоенного восстановления.
Эффективная и надежная “разработка” доходов от продажи квот на выбросы углерода при наличии архитектуры управления, которая будет предусматривать привлечение международных партнеров, позволит уменьшить беспокойство бизнеса и предоставит партнерам Украины мощный рычаг влияния на трансформационные процессы.
Их поддержка будет способствовать реализации индивидуальных проектов и поощрит внедрение процессов ценообразования на углеродные квоты во всей экономике.
Уменьшение рисков инвестиций в электроэнергетику
Электроэнергетический сектор Украины нуждается в огромном объеме инвестиций для преодоления существующего отставания, проведения послевоенного восстановления и обеспечения трансформационных процессов. Привлечение частных инвесторов будет иметь решающее значение для реализации соответствующих строительных проектов.
Необходимо немедленно приступить к внедрению инструментов “зеленого” курса. Кроме того, учитывая масштабы разрушений, становится очевидным, что гибкий и децентрализованный подход к работе объектов генерации и хранения энергии, а также ее возобновляемых источников будет играть важную роль в формировании устойчивости во время войны.
При этом решения с ограниченной составной частью переменных затрат и низким уровнем совокупных выбросов также будут полезны и в послевоенный период. Частные инвестиции, которые станут рыночным сигналом, могут способствовать эффективному развертыванию и использованию этих активов.
В то же время нормативно-правовая база, военные риски, неопределенность будущего энергетики и высокие капитальные затраты делают невозможным привлечение инвестиций в сектор. Нет простых решений, потому что инвесторы не доверяют обещаниям государства и участников рынка по обеспечению долгосрочных закупок.
Решение этой проблемы требует от международных доноров обеспечить не только финансирование отдельных активов, но и разработку финансовых механизмов, гарантирующих привлечение определенных доходов от частных инвестиций в совместные с зеленым курсом технологии. Это позволило снизить соответствующие ставки для приемлемых инвестиций, усилить доверие и со временем сформировать настоящий рынок.
Если в обмен на согласование таких финансовых рисков доноры потребуют проведения сложных реформ, например обеспечения прозрачности распределительных компаний, то обработка этих условий может способствовать привлечению инвестиций.
Объем частных инвестиций в условиях четко спланированной и реализуемой системы должен значительно превышать объемы донорских грантов, что позволит избежать привлечения государственных гарантий.
Индивидуальное решение
Просто транспонирование текста энергетического и климатического законодательства ЕС не гарантирует успех “зеленого” курса для Украины. Страна не без основания сосредотачивается в основном на полученных быстрых экономических результатах, уделяя меньше внимания долгосрочным экономическим и экологическим преимуществам.
Таким образом, “зеленый” курс для Украины может отличаться от “зеленого” курса, скажем, для Люксембурга. Хорошая новость для Украины заключается в том, что процесс вступления в ЕС и донорская поддержка способствуют самостимулированию реформ и привлечению инвестиций, направленных на стабильные решения.
Это закрепляет доверие и позволяет достичь прогресса, который был бы невозможен при других обстоятельствах. При этом “зеленый” курс необходимо превратить в ряд совместно разработанных и профинансированных инструментов, которые в свою очередь будут стимулировать частные инвестиции. Это убедительный нарратив, в значительной степени зависящий от реализации надлежащей политики со стороны Украины и ее партнеров. (Epravda.com.ua)