Какие шаги необходимо предпринять для внедрения распределенной генерации, и почему эти решения важны в долгосрочной перспективе?
Андрей Курмаз, член Общественного совета при Министерстве энергетики Украины:
Энергетическая система с ее энергоемкими постсоветскими объектами генерации давно нуждалась в реформах.
Однако начало российско-украинской войны существенно усложнило ситуацию, поставив перед энергетическим сектором новые вызовы.
В то же время, именно сейчас стало очевидно, что для обеспечения энергетической безопасности страны необходимо искать новые подходы.
Одним из таких решений является развитие распределенной генерации. Это позволит не только обеспечить бесперебойное энергоснабжение объектов критической инфраструктуры, но и повысить устойчивость энергосистемы в целом.
Какие шаги необходимо предпринять для внедрения распределенной генерации в Украине и почему эти решения важны не только сейчас, но и в долгосрочной перспективе?
Малая генерация для большой энергетической безопасности
В настоящее время украинская энергетика зависит от централизованных объектов генерации – атомных и тепловых электростанций, теплоэлектроцентралей, крупных гидроэлектростанций. Однако эти объекты (к счастью кроме атомных) стали мишенями для вражеских ракетных обстрелов и их повреждение имеет значительные последствия для потребителей. Следовательно, вопрос развития малой генерации становится актуальным как никогда.
Распределенная генерация – это система малых энергообъектов мощностью до 20 МВт, подключенных к сети операторов системы распределения (ОСР). Это когенерационные и газопоршневые станции, биогазовые установки, ветровые турбины, солнечные панели.
Их главное преимущество в том, что они не нуждаются в больших капиталовложениях, легко интегрируются с имеющимися сетями и могут быть быстро мобилизованы для обеспечения энергоснабжения при дефиците электроэнергии в ОЭС Украины.
Большое количество малых генерирующих станций, в отличие от малого количества больших, гораздо сложнее вывести из строя, что делает их идеальным решением для повышения энергетической стойкости в условиях войны.
Бизнес-правила для внедрения распределенной генерации
Развитие энергетики всегда функционировало на основе четких бизнес-правил, установленных государством. В частности, по вопросам строительства, подключения, сбыта электроэнергии и тепла, объектов генерации. Сейчас сектор сталкивается с несколькими важными проблемами, усложняющими развитие распределенной генерации.
Необходимость преодоления бюрократических преград. По проектам международной поддержки (ПРООН, USAID) наши коммунальные и критические предприятия получают генерирующее оборудование и электростанции, но долго не могут запустить их в промышленную эксплуатацию (начать производить тепловую и электрическую энергию).
Проблемы возникают с подключением к электрическим, тепловым и газовым сетям из-за отсутствия свободных мощностей и порядка присоединения третьих лиц. Следовательно, необходимо принять правила, которые упростят эту процедуру и позволят объектам малой генерации быстрее и дешевле подключаться к внешним сетям.
Улучшить инвестиционную и организационную привлекательность создания распределенной генерации призваны новации законопроекта №11392 “О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины об упрощении условий ведения хозяйственной деятельности”. Документ был разработан в диалоге с бизнесом с участием большого количества специалистов, в частности, экспертов ПРООН и USAID в Украине.
Присоединение производителей тепла к сетям централизованного теплоснабжения.
Если эта сеть и когенерационные установки (КГУ) аффилированы, существенных проблем не будет. Если это разные стороны, то возникают двусторонние правоотношения, которые нужно урегулировать. Статья 21 закона о теплоснабжении дает такое право, но норма ограничивается двумя абзацами. Хотя законопроект №11392 не в полной мере решает все вопросы присоединения (диспетчеризация, балансировка, почасовые графики), он дополняет бизнес-правила для таких случаев.
Энергоемкость подключения новой генерации к сети. Как это работает сейчас? Каждая ВЭС или СЭС должны получить отдельные технические условия (ТУ), а в соответствии с ними будут проложены отдельные линии электропередачи (ЛЭП) из сетей облэнерго (ОСР) или “Укрэнерго”, что не исключает строительство двух отдельных электроподстанций.
Это увеличит энергоемкость сетей ОСР или “Укрэнерго”, а значит расходы на их обслуживание, которые возмещают все потребители из-за тарифов. Поскольку солнце производит энергию только днем, то на одной площадке (по одному ТУ) можно организовать несколько видов генерации. Это так называемый Cable pooling.
Обсуждаемый законопроект предлагает предусмотреть такую возможность. Например, солнечная генерация подключается к сетям подключенной ветровой генерации, и они вместе выдают электроэнергию через точку присоединения, согласованную в ТУ для ветровой генерации (с определенными ограничениями, но без необходимости для солнечной генерации брать новые отдельные ТУ).
Это позволит объектам “зеленой” энергетики снизить инвестиционную нагрузку и более стабильно поставлять электроэнергию в сеть. Это решение также экономит капиталовложения для ОСР или “Укрэнерго”, потому что не нужно строить две ЛЭП и две подстанции, что будет способствовать оптимизации тарифов для потребителей.
“Спящие” технические условия, блокирующие деятельность реальных инвесторов. Согласно законодательству, ОСР и “Укрэнерго” должны рассчитывать забронированную и свободную мощности каждой подстанции. Забронированная мощность – это не только подключенные заводы и потребители, потребляющие электроэнергию из этих подстанций, но и субъекты, получившие ТУ, но по определенным причинам не присоединились.
Де-юре за ними сохраняется мощность на подстанции, которая в результате уменьшает объем свободной мощности. В таких условиях случаются ситуации, когда максимально приближенное к объекту критической инфраструктуры место подключения к электрическим сетям не имеет свободной мощности, хотя де-факто такая мощность есть. Просто кто-то ее забронировал, но не использует (она занята “спящими” ТУ).
Чтобы сделать невозможными такие ситуации, необходимо ввести ограниченный срок действия ТУ (срок на разработку проектно-сметной документации), чтобы инвестор, закрепляющий за собой мощность, не исчезал на годы. Законопроект №11392 это и предлагает. Кроме того, при подключении к сетям “Укрэнерго”, проект предусматривает определенную оплату, чтобы заказчик мощности сознательно получал технические условия.
Если это будет введено, то одни заказчики начнут развивать свои проекты, а другие от них откажутся, что высвободит мощности на подстанциях. Благодаря недопущению искусственного бронирования мощностей на рынок будут приходить реальные инвесторы, а затраты на подключение станут справедливее.
В законопроекте №11392 есть и другие новации, которые простыми и чисто организационными мероприятиями повышают заинтересованность инвесторов и потребителей самостоятельно повышать энергонезависимость и таким образом помогать устойчивости энергосистемы и бесперебойному электропитанию даже в условиях войны.
Среди таких новаций – возможность бронирования мощности у “Укрэнерго” на время инвестиционного исследования; возможность самостоятельного строительства или реконструкции подстанций ОСР; улучшение условий функционала “активного” потребителя и установок хранения энергии; упрощение лицензирования.
Прогнозы и вызовы: не стоит паниковать
Нынешняя ситуация в энергетике Украины показала, что распределенная генерация – это не только ответ на текущие вызовы войны, но и стратегический шаг к энергетической независимости, ведь большие объекты генерации очень уязвимы для атак врага.
Несмотря на сложную ситуацию, важно не поддаваться панике. Количество отключений электроэнергии трудно предсказать, но у нас есть все возможности для улучшения ситуации в энергетическом секторе. Все происходящие изменения должны быть направлены на создание прозрачной и эффективной регуляторной среды, в которой украинская энергетика сможет развиваться стабильно и надежно.
Должны не только восстанавливать энергетическую инфраструктуру, но и создавать фундамент для усиления энергетической независимости Украины в будущем. (Epravda.com.ua)