Enkorr подготовил годовой обзор крупнейших импортеров LPG. Выгодная экономика поставок с юга существенно перекроила географию импорта газа в Украину.
Тенденция не могла не отразиться и на составе импортеров. Те, кто в 2022 году сделал ставку на запад, теперь овладевают новыми направлениями импорта, а традиционно “южные” поставщики активно переформатируются.
2025 укрупнение рынка выйдет на новый уровень, и уже можно понять, кто включится в борьбу за рынок, который наконец-то демонстрирует пусть и не супервысокий, но стабильный плюсовый результат.
В делах ТОП-10 импортеров произошли любопытные изменения, причем как качественные, так и количественные. На первое место в прямом смысле выплыла группа “БРСМ”. Суммарно она импортировала за год около 116 тыс. тонн ресурса (+22% к 2023 г.), обогнав лидера предыдущего года “Вигазтрейд”. Приобретя в позапрошлом году два танкера и одну самоходную баржу, компания еще тогда фактически сделала ставку на Дунай. 66% всего импорта она отгрузила из турецкого Likitgaz Dagitim и терминала Interport Gaz в Мидию. Кроме того, в этом году оператор открыл для себя OMV Petrom, отгрузив 6,2 тыс. тонн ресурса.
Имея мощный поток ресурса на юге, в 2024 году компания уже стабильно присутствует в оптовом секторе, однако имеющаяся на рынке репутация не дает полностью реализовать потенциал продаж. “Часто есть хорошие предложения, но, честно говоря, не хочется связываться”, – говорит владелец небольшой трейдинговой компании.
Для западного направления в корзине “БРСМ” осталась только 1/5 часть поставок. Tezet. Также “БРСМ” стала крупнейшим импортером offspec от венгерской MOL (4,2 тыс. тонн). Работая в своем стиле, группа не сторонилась ресурса, в котором показатель серы достигал 188-449 мг/кг при максимально допустимых 50 мг/кг.
“Вигазтрейд” занимает второе место, импортировав 77,8 тыс. тонн. В 2024 году компания почти полностью сосредоточилась на море. “В Польше было достаточно много российского газа, поэтому не стали рисковать. В перспективе покупать на этом направлении не планируем, хватит полдня”, – отметил директор “Вигазтрейда” Михаил Леонтьев.
По его словам, юг остается для тех, кто имеет либо личный флот, либо эксклюзивный контракт с поставщиком по цене ниже рыночной, либо контракт на перевалку с газовым терминалом, имеющий емкости для хранения и смешивания газа. Остальные просто не выдержат конкуренции.
За исключением 5 тысяч сухопутных тонн из MOL, весь объем “Вигазтрейда” пришел на украинский терминал “Эконоватика” баржами из Галаца. Другим получателем этим же путем является компания “Вилле Форте”. Предприятие увеличило поставки с 10 до 26,5 тыс. тонн. Таким образом, перевалка сработала почти четко на уровне 2023 года – 104,3 тыс. тонн. Результат неплох.
Несмотря на потерю 5% объемов (76,3 тыс. т), третье место два года держит “Авантаж 7”. В этом году компания была не частым игроком на оптовом рынке, сосредоточившись на рознице. В отличие от 2023-го, “Авантаж” распределила основные объемы между Польшей и Румынией в отношении 47% и 40% соответственно. Ресурс ехал в основном из Bialchem Group (53% от импорта по этому направлению, 19,2 тыс. тонн) и Takida Terminal (67%, 20,2 тыс. тонн).
Также через AGTG SA “Авантаж” импортировал 8,6 тыс. тонн газа из Турции, а через “Данкор” – 1,2 тыс. тонн из Ливии. В этом году импортер вообще не пользовался услугами железнодорожного транспорта, то есть весь объем был перевезен машинами.
ОККО и Надежда (Полтава Газтрейд и БВС Ритейл) в прошлом году поменялись местами. Это стало возможным из-за увеличения объемов поставок львовянами на 17%, до 65,4 тыс. тонн. В то же время полтавский старожил сосредоточился на аукционах, уменьшив импорт на 30% до 50,5 тыс. тонн.
Надежда объясняет изменение ориентации сосредоточением бизнеса в центральном и восточном регионах страны. Не будет способствовать увеличению импорта повышения железнодорожных тарифов. Напомним, что полтавчане имеют в своем арсенале арендованные узкоколейные вагоны, поэтому 70% всего импорта компании приходилось на железную дорогу. Основные объемы ехали из Польши (10 тыс. тонн -45% по сравнению с 2023-м). На втором и третьем местах – Венгрия (7,5 тыс. тонн, +46%) и Румыния (6,3 тыс. тонн, +17%). Более половины автопартий (62%) поступило из Orlen Lietuvа, объемы с которого выросли на 45% до 9,2 тыс. тонн.
“Ежемесячно планы и действия меняются. Так, отгрузки по Дунаю выглядят более перспективными в 2025 году. Логистика подсказывает, что все направления поставок нужно поддерживать”, – рассказал совладелец группы компаний BVS Станислав Батраченко.
Железнодорожные поставки остаются приоритетными и для ОККО: 67% общего импорта, из которых 98% из Польши (из терминалов AmeriGas Polska и Glob Terminal, переваливавшей ресурс из ARA). Но сейчас компания постепенно уменьшает объемы железнодорожного парка из-за высоких цен на железнодорожный ресурс.
Сеть также присоединилась к пулу клиентов OMV Petrom, отгрузив 3,4 тыс. тонн румынского газа. В то же время, компания следит за всеми тенденциями рынка, поэтому в конце года попробовала себя в роли “моряков” и для этого вида горючего. “По нашим прогнозам поступления по Дунаю до конца 2025 года могут покрывать до 40-45% рынка в Украине. Очевидно, ввиду экономической целесообразности мы также планируем наращивать объемы закупок по этому направлению. Также есть планы наращивать закупки ресурса на внутренних аукционах. Зато доля импорта железнодорожным транспортом в нашей корзине в этом году может уменьшиться”, – говорят в ОККО.
Мощным рывком в ТОП импортеров ворвался “Данкор Трейд” (принадлежит к группе Gazoline), который с мая вышел с предложениями на южный терминал. С этого времени трейдер систематически завозил 4,7 тыс. тонн газа ежемесячно. Преуспеть, как считают другие участники рынка, помог прямой контракт с ливийским производителем Mellitah Oil & Gas. Пока, как рассказали в компании, из-за лучшей экономики все меньше ресурса едет в Украину через Мангалию, где родственная Takida Terminal оперирует перевалкой LPG, и все больше – напрямую.
В отличие от “Вигазтрейда”, у одесситов “перчатка” постоянно открыта на большинство объема. Поэтому иногда это играет не в пользу трейдера из-за растаможивания по мере продажи газа.
Кстати, об Одессе, а точнее – об одесситах. В 2024 году ТОП-10 покинули “Энергоимпекс” и SP Gas. Трейдеры продолжают работать на южном направлении, но на совсем других скоростях. Рынком распространяется информация о проблемах с законом в “Энергоимпексе” и плохими делами в финансах SP GAZ.
На одну ступеньку спустился WOG , импортировав 34,9 тыс. тонн газа. Как и в 2023-м сеть сосредоточила свои поставки на железной дороге. В компании не исключают возможности самостоятельного выхода в море.
В портфеле WOG большую часть занимает ресурс из Польши – 63% (21,9 тыс. т), из которых большую часть перевалили из Западной Европы через Glob Terminal. На румынском направлении компания сосредоточилась на поставках из OMV Petrom, переведшей LPG в позицию опциона для покупателей бензина и ДП.
Около 83% импорта трейдер завез по железной дороге, из которых чуть менее половины – из Orlen Unipetrol, Чехия. “Газтрон” был одним из первых, кто наладил железнодорожную логистику 2022 года, и, несмотря на давление российского ресурса на конкуренцию на украинском рынке, сохранил логистические активы. Однако произошло случившееся и западный вектор поставок потерял привлекательность.
Понемногу набирает скорость группа “БАРС”. Компания увеличила импорт с 22,7 до 23,9 тыс. тонн. Впрочем, как отмечают в компании, благодаря изменению конъюнктуры фокус в закупках был переведен на внутренний рынок, в частности на аукционы. В 2024 году барсы энергично (и, что важно, успешно) искали активы в рознице, поэтому потребность в ресурсе ощутимо возросла. В сети говорят, что заметную прибавку показал и оптовый сектор.
Замыкает десятку крупнейших прямых импортеров UPG, снизив отгрузку на 27%, до 19,4 тыс. т. Рост цен на западе и блокирование польской границы стал “ударом ниже пояса” для компании, инвестировавшей в создание логистической цепочки поставок нефтепродуктов через польскую границу. Новыми путями стали и Румыния, и более уверенное участие в аукционах.
Впрочем, пока очевидно, что сжиженный газ у UPG вызывает большую озабоченность. В прошлом году владелец сети Владимир Петренко успел познакомиться и попрощаться с опытным специалистом по газовому делу Светланой Грозной, пригласил, в конце концов, другую “газовую” личность – Юлию Дегтяреву.
Из тех, кто не попал в ТОП-10, отличается динамикой “Мартин Трейд”. В прошлом году компания нарастила импорт ресурса в 2,5 раза, до 4,6 тыс. т. Трейдер, начавший одним из первых активно поставлять LPG после полномасштабного вторжения, потерял темпы 2023 года, но постепенно возвращает обороты. В прошлом году компания пересмотрела направление поставки, сконцентрировавшись на Литве.
Запасайся кто может
В 2024 году количество импортеров газа уменьшилось, а рынок укрупнился. Общее количество импортеров несколько сократилось с 249 до 232 юридических лиц, а десятка лидеров нарастила свою долю за год с 57% до 63%. Впрочем, мелких трейдеров остается много. Например, в 2024 году 37 юрлиц завезли пять и меньше газовозов (в 2023 – 58).
Дороговизна ресурса на западе и ограниченный доступ к прямому морскому импорту привели к упорядочению популяции импортеров, особенно во второй половине года. Составление дикого импорта привело к увеличению заработков на импорте газа системных импортеров, особенно на юге. Еще несколько лет назад в это было трудно поверить, но сейчас на газ зарабатывают больше, чем на дизельное топливо.
Трейдеры надеются, что в 2025 году тенденция как минимум сохранится, а как максимум будет развиваться. Вступление в силу закона Украины о минимальных запасах нефти и нефтепродуктов (МЗНН), в частности, обещает коренным образом изменить структуру газотрейдеров с импортерами.
Мощный рычаг влияния на рынок получили владельцы ГНС. Зачем пускать к себе на хранение конкурента – вопрос риторический. Да и чисто техническое замораживание пусть даже 500 т на ГНС емкостью 1 000 т (а это немалая станция) существенно уменьшает гибкость трейдинга для владельца.
Закон позволяет в качестве альтернативы сохранять газовый минимальный запас в бензине с коэффициентом 0,8. И в текущих условиях это более выгодный вариант: хранилищ много, а 200 т бензина станет чуть дешевле, чем 250 т газа. Впрочем, это все равно придется заморозить около 14 миллионов гривен – значительные для большинства импортеров средства. Часть опрошенных трейдеров считает, что МЗПН отсеет с рынка компании, импортирующей менее 10 газовозов в месяц (около 2 400 т в год). Другие же говорят, что приобщаться к конкурентной борьбе не будет смысла при импорте менее 8250 т (это объем, больше которого необходимо будет составлять более 250 т). Дальнейшее повышение нормы МЗПП за несколько лет оставит среди импортеров только системные компании (15-20 трейдеров) и обещает сделать рынок более прогнозируемым и стабильным. (Наталья Курган, Enkorr)