Shell приступила к “кошмарной” задаче выхода из своего крупнейшего в России энергетического проекта “Сахалин-2”. Государственные компании Китая выстраиваются в очередь как единственный текущий вариант для западных нефтегазовых гигантов, избавляющихся от российских активов, пишет газета Financial Times.
Британо-нидерландская Shell со штаб-квартирой в Великобритании находится на “начальной стадии переговоров” с CNOOC, CNPC и Sinopec о продаже своей 27,5-процентной доли в проекте по производству сжиженного природного газа “Сахалин-2”.
Расположенный на Дальнем Востоке России, проект является ключевым источником СПГ для нескольких нуждающихся в топливе экономик Восточной Азии, но поскольку большинство энергетических компаний сокращают свое присутствие в России, у Shell остается мало вариантов.
“Это кошмарные переговоры”, – сказал источник, знакомый с ситуацией. В то время как Shell надеется, что продажа поможет ей компенсировать часть из тех 5 миллиардов долларов, которые она теряет из-за своего ухода из России, любая сделка с Китаем, скорее всего, будет заключаться с большой скидкой и потребует двустороннего соглашения между Россией и Китаем.
После событий в Крыму в 2014 г. китайские государственные компании вложили ряд средств в российские СПГ-проекты и договорились с “Газпромом” о строительстве 2200-километрового газопровода из Восточной Сибири в северный Китай.
Джеймс Уодделл из консалтинговой компании Energy Aspects ожидает еще одну серию сделок на выгодных для Китая условиях. “Мы находимся в похожей, но еще худшей ситуации. – сказал он. – Единственным покупателем является Китай”.
Другие западные энергетические компании, которые хотят продать активы, включают ExxonMobil, которая управляет соседним нефтегазовым проектом “Сахалин-1”, и BP, которая обязалась продать свою 19,75-процентную долю в российской нефтедобывающей компании “Роснефть”, поддерживаемой государством.
Запущенный в 2009 году “Сахалин-2” произвел примерно 11,6 млн. тонн СПГ в 2020 году, из которых на долю Shell пришлось примерно 3,2 млн. тонн, в основном для дальнейшей продажи в Восточной Азии. Другими акционерами являются “Газпром”, которому принадлежит 50% плюс одна акция проекта, и японские Mitsui и Mitsubishi, владеющие 12,5% и 10% соответственно.
Mitsui и японская государственная компания Jogmec также владеют 10% проекта “Арктик СПГ 2” на Гыданском полуострове в России, наряду с российской группой “Новатэк”, французской TotalEnergies и китайской CNOOC.
Хирокадзу Мацуно, главный секретарь кабинета министров Японии, отказался обсуждать деловые переговоры отдельных компаний, но подчеркнул, что в целом возможность поглощения Китаем демонстрирует, почему для японских торговых домов важно не продавать акции.
“Если Япония выйдет из проекта, а Россия или третья страна приобретут концессию, мы обеспокоены тем, что это приведет к дальнейшему росту цен на ресурсы в пользу России и не будет эффективной санкцией”, – сказал он.
Япония считает сохранение доступа к СПГ с острова Сахалин жизненно важным для своей энергетической безопасности, но запретила импорт российского угля и договорилась с союзниками по G7 о снижении общей зависимости от российской энергии. (Energyland.info/Энергетика Украины и мира)